Ширпотреб - это слово знакомо многим, хотя в средствах массовой информации и рекламе его чаще заменяют более понятными, но и длинными выражениями. Иностранцев, которые изучают русский язык, оно может удивить. "Шир" - сокращение от "широкий", а "потреб" - потребление. Следовательно, данное понятие означает "товары широкого потребления". Рассмотрим его толкование подробней далее.
Ширпотреб - это какие товары?
Данный термин не охватывает большую часть продуктов питания и напитков, хотя иногда упакованные и включают в данную категорию. Также к ширпотребу не относятся товары, которые люди покупают редко - мебель, бытовая техника, автомобили. Какой ширпотреб из ноутбука, который может исправно служить 10 лет, или из автомобиля, если его иногда хватает на поколение?
Ширпотреб - это в первую очередь мыло, чистящие и косметические и предметы личной гигиены. Например, шампунь, губки для посуды и средства для ее мойки, туалетная бумага, влажные салфетки и зубная паста. Они заканчиваются быстро.
А еще ширпотреб - это некоторые электрические товары, например, лампочки, которые перегорают после 1000 часов работы, или батарейки. К ширпотребу относятся тетрадки для семей, где дети учатся в школе, а также ручки, карандаши и канцелярские товары. Последние имеют особенность быстро заканчиваться, например, в крупных офисах.
В категорию ширпотреба можно включить и лекарства, но это актуально для тех, кто их часто потребляет, здоровые люди могут и год или больше прожить без лекарств.
Некоторые предметы одежды относятся к ширпотребу, например, носки, ведь они часто рвутся, а вот галстук нельзя отнести к этой категории.
Где он продается?
Товары широкого потребления продаются даже в самых маленьких сельских магазинах. В них всегда есть мыло, шампунь, бумажные носовые платки, лампочки, спички, бритвенные станки, бытовая химия.
В городах неплохой выбор ширпотреба есть в магазинах шаговой доступности и в торговых сетях. К таковым относятся:
- "Магнит", "Пятерочка", "Покупочка", "Титан", "Батон", "Оптима", "Дикси" в России и магазины сети "Пуд" в Крыму.
- "Родны Кут", "Гиппо" и "Евроопт" в Беларуси.
- "Сильпо" на Украине.
- "Наш Маркет" в Казахстане.
- "Народный" и "Столичный" в Кыргызстане.
Самый большой выбор ширпотреба в гипермаркетах, например, в "Ашане" и "Ленте".
Дефицит ширпотреба
Дефицит товаров повседневного спроса может возникать из-за стихийных бедствий, слабой экономики и других факторов, например:
- В последние годы существования СССР. Тогда доходило до того, что мыло было по талонам. То же самое наблюдалось после Гражданской войны и ВОВ в конце 1940-х из-за упадка промышленности.
- В Венесуэле. В стране слабая экономика, она мало чего сама производит, и все это сочетается с санкциями и ошибками в политике правительства.
- В КНДР. В 1990-е это было связано с энергетическим кризисом, а в последние годы - с санкциями.
Известные производители ширпотреба
В Беларуси крупным производителем бытовой химии является предприятие "Бархим" в городе Барановичи, лампочки делают в Бресте, мыло - в Гомеле.
В России мыло делают в Калуге, Ростове, в Москве и других городах на мыловаренных заводах. Лампочки выпускают, например, на заводе "Калашниково" в Тверской области.