Картина «Маха обнаженная» стоит особняком в галереи портретов известного художника. Прежде всего потому, что это одна из первых живописных работ в мире, где изображена реальная нагая натурщица, а не богиня или героиня мифов. Вторая причина интереса к картине – взаимоотношения модели и художника. Попробуем разобраться, чем же привлекает сегодня это написанное более двух веков назад полотно.
«Маха обнаженная» и «Маха одетая». Нюансы
Картина «Маха обнаженная» - одна из двух парных работ художника. Вторая указана в заголовке текущего пункта. Это - «Маха одетая». Это совершенно не повторение «Любви земной и небесной» Тициана, это не диптих! Мало кто сомневается, что вторая картина была выполнена художником, чтобы скрыть первую, чтобы в век мрака испанской инквизиции отстоять изображение настоящей, горячей, человеческой чувственности, не скованной общественными и религиозными условностями и догмами. Вторая картина явная копия первой. Она также технически хорошо выполнена (великий Гойя мог одним взмахом кисти нарисовать кисть руки человека), но мимо нее проходят, не замечая.
А картина «Обнаженная маха» кричит: «Посмотрите, как хороша Моя женщина!». И люди действительно смотрят.
Вот поэтому эта женщина на картине именно «маха», а не девушка, например. И сам художник, и его окружение, безусловно, считали его самого «махо», то есть презирающим условности, сильным, волевым, бесстрашным, яростно сопротивляющимся гнету действительности.
Субкультура «махизма» в Мадриде во времена Ф.Гойи
Махо - это слово громко звучало в Испании 18-19 века. Появившись, как протест против усиливавшегося французского влияния на жизнь и культуру Испании, это течение захватило практически все слои испанского общества. Основную его часть составляли небогатые провинциалы, имевшие достаточно денег, чтобы одеться в национальную испанскую одежду, и городские простолюдины (слуги, кухарки, ремесленники). Эти люди плевать хотели на законы и правила, установленные в обществе. В свободное время они собирались на городских улицах, шумя и веселясь: танцевали с кастаньетами и тамбурином, нарочито ярко и эмоционально выясняли отношения друг с другом, иногда с применением ножей, которые были обязательными для мужчин и женщин, носивших их за подвязками.
Автор картины «Маха обнаженная» Гойя явно «махо». Мужчины назывались именно так, (сравните с сегодняшним значением слова «мачо»). А женщины «маха».
Маха была олицетворением настоящей испанки: сочетание неукротимого темперамента, романтизма, живописности и национального акцента в одежде (обязательна мантилья!) и свободолюбия. Проще говоря, Кармен из одноименной оперы.
Жизнь всех махо была так необычна и колоритна, особенно для любящих эффекты испанцев во времена инквизиции, запрещавшей все на свете, что даже очень богатые люди старались походить на махо, хотя бы одеждой.
Считала себя «махой» и герцогиня Альба.
Франсиско Гойя и герцогиня Альба
Ставшая известной в веках благодаря гению великого Гойи, герцогиня Альба (полное имя: донна Мария дель Пилар Тереза Каэтана де Сильва и Альварес де Толедо маркиза де Вильябранка герцогиня Альба) была не только весьма богатой и знатной покровительницей, но и любовницей художника. В этом невозможно сомневаться, так как, глядя на полотно, легко представить себе взаимоотношения художника и модели. Словно увидеть, как тот, кто написал картину "Маха обнаженная", создает сильнейшую по сексуальному воздействию на зрителя, работу.
А вторая работа была написана для защиты от инквизиции не только самого художника, но и его прекрасной любовницы. Именно ее представляли служителям церкви, выспрашивающим о том, чем занимаются художник и его богатая меценатка. Общеизвестно также, что лицо модели на обеих картинах художнику тоже пришлось переделать – это не лицо доньи Марии дель Пилар.
Жизнь Франсиско Гойи в литературе и кинематографе
Дополнительную известность великому художнику Франсиско Гойи и его «Махе обнаженной» безусловно принесло обращение к его судьбе немецкого писателя Лиона Фейхтвангера. Его роман «Гойя, или Тяжкий путь познания» (1951 год) очень известен и любим уже у нескольких поколений. Он рассказывает об истории написания картины «Маха обнаженная», о взаимоотношениях между герцогиней Альбой и Франсиско Гойей, как роман, где любвеобильная герцогиня, удовлетворяющая свое тщеславие, использует темперамент гения и собственное тело для создания художественного чуда. Это история о сложности человеческих чувств, она заставляет задуматься: герцогиня Альба – сумасбродка и испорченный ребенок, для которого все в этой жизни – игра, или умнейшая и до безумия влюбленная в художника женщина. Просто «маха».
С 1958 по 2006 год в мире было выпущено 5 фильмов о художнике. Сюжет трех построен на романе между Ф. Гойей и герцогиней Альбой, а также создании картины «Обнаженная Маха».
Один из лучших фильмов был поставлен известным режиссером Бигасом Луна, главную роль исполнял Айтана Санчес-Хихон, главную женскую роль - всемирно известная красавица Пенелопа Крус.
Прекрасное будущее работы
Можно предположить, что роман и фильмы о Франсиско Гойе уйдут, став скучной классикой, но вряд ли автор картины «Обнаженная маха» останется забытым потомками, как не забыты сегодня Рафаэль, Дюрер или Андрей Рублев.