Административно-командная экономика - это система, в которой государство полностью контролирует и регулирует хозяйственную деятельность. Давайте разберемся в ее сути и особенностях.
Понятие и суть административно-командной экономики
Административно-командная экономика – это экономическая система, основанная на государственной собственности на средства производства, централизованном планировании и административном регулировании хозяйственной деятельности.
Ей присущи следующие характерные черты:
- Контроль государства над экономикой
- Отсутствие частной собственности
- Централизованное планирование
- Установление цен и заработной платы государством
- Ограничение экономических свобод
В отличие от рыночной экономики, где цены и производство регулируются спросом и предложением, в административно-командной системе все решения принимаются и реализуются государством.
Исторические предпосылки
Административно-командная модель впервые возникла в Германии во время Первой мировой войны. Генерал Людендорф использовал таланты В. Ратенау для построения системы под названием «военный социализм». Это был экономический компонент тотальной войны.
Прототип командно-политической экономики впервые появился в Германии во время Первой мировой войны, когда генерал Э. фон Людендорф, используя организационные таланты В. Ратенау, построил систему, названную «Kriegssozialismus» («военный социализм»), которая, по его мнению, являлась лишь экономическим компонентом «der totale Krieg» («тотальной войны»).
Позднее Гитлер осуществил социализацию экономики Германии в рамках 4-летнего плана. Эмигранты назвали эту политику «командной экономикой».
Реализация модели в СССР
Классическим примером административно-командной экономики является советская экономическая модель. Рассмотрим ее основные черты.
Контроль государства
В СССР вся экономика находилась под жестким контролем государства. Крупнейшие предприятия, банки, инфраструктура – все было в собственности государства. Частный бизнес был практически запрещен.
Плановая экономика
Основой командной экономики СССР была плановая экономика. Центральный государственный план (Госплан) определял:
- Объемы производства всех отраслей
- Номенклатуру выпускаемой продукции
- Капитальные вложения
- Уровень розничных цен
- Фонд заработной платы
Также планом устанавливались лимиты потребления основных ресурсов.
1932 г. | 69,9 млн т |
1928 г. | 73,3 млн т |
Как видно из таблицы, в 1932 г. валовый сбор зерновых в СССР резко упал по сравнению с 1928 г. Аналогичная ситуация наблюдалась и с другими отраслями.
Распределение ресурсов
В условиях административно-командной экономики централизованно осуществлялось распределение всех экономических ресурсов страны. Госплан жестко устанавливал лимиты использования сырья, материалов, рабочей силы для каждой отрасли промышленности и региона.
Ценообразование
В СССР цены также контролировались и устанавливались государством. Существовал Государственный комитет цен, определявший стоимость всех товаров и услуг в стране. Цены зачастую не соответствовали реальным затратам на производство.
Мотивация труда
В советской командной экономике основную роль в стимулировании работников играли не материальные, а моральные факторы. Людей призывали трудиться на благо Родины и общества. Зарплаты устанавливались государством и сильно не различались.
Научно-технический прогресс
Из-за жесткой централизации всей экономической жизни, в административно-командной системе сильно тормозился научно-технический прогресс. Новые разработки внедрялись крайне медленно, так как требовали корректировки утвержденных госпланом показателей.
Недостатки модели в СССР
Советский опыт показал, что административно-командная экономика обладает существенными недостатками:
- Невозможность оперативно реагировать на изменение потребностей
- Частый дефицит и перепроизводство товаров
В итоге к концу 1980-х годов советская экономика пришла к системному кризису.
Причины кризиса советской экономики
К концу 1980-х годов экономика СССР оказалась в глубоком системном кризисе. Это было обусловлено рядом факторов, присущих административно-командной модели:
- Чрезмерная централизация управления
- Отсутствие заинтересованности предприятий в конечных результатах
- Низкая эффективность использования ресурсов
- Падение трудовой дисциплины
Неспособность к модернизации
Командно-административная система оказалась неспособна обеспечить своевременную модернизацию производства в соответствии с достижениями НТП. Устаревшие технологии вели к снижению конкурентоспособности советской промышленности.
Экономическая изоляция
Закрытость административно-командной экономики СССР от мировых рынков не позволяла использовать преимущества международного разделения труда. Это тоже тормозило развитие.
Невозможность реформ
Любые попытки реформирования советской экономической модели наталкивались на сопротивление партийно-государственной номенклатуры, не желавшей расставаться с административными рычагами управления. Поэтому кардинальные преобразования оказались невозможны.
Распад СССР
В итоге командно-административная система в СССР доказала свою несостоятельность. Кризис привел к распаду Советского Союза и отказу от социалистической плановой экономики.
Либеральные реформы 1990-х годов
После распада СССР в начале 1990-х годов Россия провела масштабные рыночные реформы, направленные на демонтаж административно-командной системы и переход к рыночной экономике. Были осуществлены:
- Приватизация госсобственности
- Либерализация цен
- Свобода предпринимательства
- Открытие экономики
Последствия "шоковой терапии"
Однако радикальный разрыв с командно-административными методами управления привел к глубокому экономическому спаду и обнищанию значительной части населения в 1990-е годы. Многие госпредприятия оказались разрушены.
Возрождение госрегулирования
С начала 2000-х годов в России усилилось государственное регулирование экономики. Были созданы крупные госкорпорации и госкомпании в стратегических отраслях. Это отчасти напоминает методы административно-командного управления в СССР.
Поиск оптимальной модели
Таким образом, и жесткий госконтроль советского типа, и радикальный либерализм 1990-х оказались неэффективны для России. По-видимому, необходим поиск оптимального сочетания плановых и рыночных механизмов регулирования экономики.
Китайская модель реформ
В отличие от России, Китай при реформировании административно-командной экономики пошел по пути постепенности, сохранив при этом контроль государства над ключевыми отраслями.
Сохранение госсектора
В Китае была сохранена государственная собственность на землю, крупнейшие компании топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов. Госсектор и сейчас производит около 40% ВВП страны.
Развитие частного бизнеса
Одновременно государство активно стимулировало развитие частного предпринимательства в сфере малого бизнеса, торговли и сервиса. Это позволило использовать преимущества рыночной экономики без потери контроля.
Привлечение иностранного капитала
Важной составляющей реформ в Китае стало широкое привлечение прямых иностранных инвестиций для модернизации промышленности при сохранении командных высот в руках государства.
Впечатляющие результаты
Экономическая стратегия Китая оказалась исключительно успешной. За последние 30 лет экономика КНР выросла почти в 50 раз, что является беспрецедентным достижением.
Перспективы китайской модели
Опыт Китая показывает, что при грамотном подходе административно-командные методы управления могут быть весьма эффективны. Однако пока не ясно, насколько такая система жизнеспособна в долгосрочной перспективе.