Важнейшее место в жизни общества занимает денежно-кредитная политика государства. В достаточно развитых странах ее рассматривают как гибкое и оперативное дополнение бюджетной политики, в качестве инструмента «тонкой настройки» экономической конъюнктуры.
У такой политики есть свои отрицательные моменты, которые заключаются в оказании только косвенного влияния на коммерческие банки, целью является регулирование динамики предложения денег. Поэтому заставить напрямую их расширить или сократить кредиты не может.
Помощь экономике для достижения общего уровня производства, которая характеризуется отсутствием инфляции и полной занятости, является одной из главных целей кредитно-денежной политики.
Денежно-кредитная политика государства является совокупностью мер по экономическому регулированию кредита и денежного обращения, которая направлена на то, чтобы обеспечить экономический рост с помощью воздействия на инвестиционную активность, динамику и уровень инфляции и прочие очень важные макроэкономические процессы.
Главная цель такой политики заключена в помощи экономике достижения уровня производства, который приближен к полной занятости, а также стабильным ценам.
Денежно-кредитная политика государства исполняется через Центральный банк, однако такая политика определена правительством.
Инструментами, которые используются, очень часто в денежно-кредитной политике являются административные меры, установление обязательной формы резервирования, регулирование официальных учетных ставок.
Минимальные резервы на сегодняшний момент являются частью банковских активов, их все банки коммерческого типа должны хранить на счетах Центробанка.
Две основные функции выполняют минимальные резервы. Во-первых, они выступают как обеспечение обязательств коммерческих банков по клиентским депозитам (как ликвидные резервы). Минимальные резервы, во-вторых, это инструменты, которые применяются Центральным банком для того, чтобы урегулировать в стране объем денежной массы.
В Российской Федерации рынок государственных бумаг начал формироваться в 1993 году. Осенью девяносто восьмого года он был представлен облигациями внутреннего займа, облигациями федерального займа, государственными краткосрочными обязательствами.
По ним проценты выплачивались из федерального бюджета, а для того, чтобы погасить облигации, которые ранее были выпущены, следовало имитировать все новые транши.
Денежно-кредитная политика государства плотно связывается с внешнеэкономической и фискальной политикой.
Она должна учитывать взаимосвязь главных макроэкономических элементов – объема выпуска, совокупного спроса, ставки процента, денежной массы. И также ожидания покупателей (населения) и инвесторов, доверие нерезидентов и резидентов к действиям правительства. Внутренняя кредитная политика государства будет зависеть от оттока и притока иностранной валюты в страну.
От того, насколько независим Центральный банк как ветвь власти, зависит эффективность проводимой политики, а также от искусства его руководства и квалификации.
Основы денежной политики государства заключены в системе «дорогих» и «дешевых» денег. Политика «дорогих» денег основана на том, что ограничивается предложение оных, то есть снижается доступность кредита и увеличение его издержек для понижения расходов и сдерживания инфляционного давления.
Обеспечить коммерческим банкам нужные резервы, то есть способность предоставления ссуд, может политика «дешевых» денег, но она не может дать гарантию того, что действительно банки могут обеспечить ссуду и увеличить предложение денег.
Если сложится такая ситуация, то действия данной политики будут малоэффективными. Такое явление имеет название цикличной асимметрии.