Датчик температуры "Нивы Шевроле": особенности, принцип устройства, снятие и установка датчика

Датчик температуры охлаждающей жидкости - важный элемент системы охлаждения двигателя автомобиля. От его исправной работы зависит правильная работа всей системы охлаждения и, как следствие, надежность и долговечность двигателя.

Рассмотрим особенности, принцип работы и основные неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости на примере популярного отечественного автомобиля - ВАЗ 2121 (Шевроле Нива).

Механик проверяет датчик температуры под капотом автомобиля

Назначение и принцип работы

Датчик температуры охлаждающей жидкости "Нивы Шевроле" установлен в системе охлаждения двигателя и предназначен для контроля температурного режима работы двигателя.

Принцип действия датчика основан на зависимости электрического сопротивления проводника от его температуры. В качестве такого проводника в датчике используется специальный полупроводниковый чувствительный элемент с отрицательным температурным коэффициентом сопротивления.

По мере нагрева охлаждающей жидкости сопротивление чувствительного элемента уменьшается, а напряжение на выходе датчика - растет. Эти изменения фиксирует электронный блок управления двигателем и соответствующим образом регулирует работу вентилятора системы охлаждения и других узлов для поддержания оптимального температурного режима.

Устройство и расположение на автомобиле

Конструктивно датчик температуры охлаждающей жидкости "Нивы Шевроле" представляет собой патрон, вводимый в поток охлаждающей жидкости. В патроне размещен чувствительный элемент датчика.

Корпус датчика изготовлен из латуни и имеет резьбовое соединение с корпусом термостата. Электрический вывод датчика подключен к разъему в монтажном блоке под капотом.

Датчик температуры охлаждающей жидкости "Нивы Шевроле" устанавливается в корпус термостата, расположенный в подводящем патрубке к радиатору на блоке цилиндров двигателя.

Вид сверху на моторный отсек автомобиля с видимым расположением датчика температуры

Неисправности

Наиболее распространенные неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости "Нивы Шевроле":

  • Обрыв провода датчика
  • Замыкание на массу/обрыв цепи датчика
  • Выход из строя чувствительного элемента
  • Негерметичность резьбового соединения датчика

Признаки неисправного датчика температуры:

  • Перегрев двигателя, срабатывание защиты
  • Некорректные показания температуры на приборной панели
  • Постоянное включение/выключение вентилятора системы охлаждения

Замена датчика температуры

При возникновении неисправностей рекомендуется производить замену датчика температуры охлаждающей жидкости. Сначала вам нужно разобраться, где находится датчик температуры "Нивы Шевроле". Замена датчика на "Ниве Шевроле" производится в следующем порядке:

  1. Слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения
  2. Отсоединить разъем датчика
  3. Отвернуть датчик температуры из корпуса термостата специальным ключом
  4. Установить новый датчик и затянуть моментом 20-30 Нм
  5. Подключить разъем датчика
  6. Залить охлаждающую жидкость в систему охлаждения
  7. Прокачать систему охлаждения

После замены датчика рекомендуется проверить работоспособность и герметичность системы охлаждения. Разумеется, для этого нужно знать, где датчик температуры на "Ниве Шевроле".

Соблюдая периодичность замены датчика и используя качественные комплектующие, можно обеспечить безаварийную работу системы охлаждения и двигателя автомобиля.

Признаки неисправностей датчика температуры

Помимо основных признаков, таких как перегрев двигателя и некорректные показания температуры, существует ряд косвенных признаков возможной неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости на "Ниве Шевроле":

  • Повышенный расход топлива из-за постоянной работы вентилятора системы охлаждения
  • Появление трещин на пластиковой крышке радиатора, вызванных перегревом
  • Наличие протечек охлаждающей жидкости в местах уплотнений из-за перегрева двигателя

При появлении подобных косвенных признаков рекомендуется проверить исправность датчика температуры даже при отсутствии явных неисправностей.

Диагностика датчика температуры

Для диагностики датчика температуры охлаждающей жидкости на "Ниве Шевроле" можно воспользоваться следующими способами:

  • Измерение сопротивления датчика мультиметром
  • Проверка напряжения сигнала датчика осциллографом
  • Сравнение показаний датчика с фактической температурой двигателя

Также диагностику датчика можно провести с помощью специализированного диагностического оборудования в сервисном центре.

Особенности выбора датчика температуры

При замене датчика температуры охлаждающей жидкости на "Ниве Шевроле" следует обратить внимание на следующие моменты:

  • Тип датчика (аналоговый или цифровой) должен соответствовать установленному на автомобиле
  • Диапазон измеряемых температур должен быть не ниже штатного датчика (обычно -30...+130 °C)
  • Материал и конструкция датчика должны соответствовать оригинальному

Рекомендуется приобретать датчики только у проверенных производителей. Датчики низкого качества могут быстро выйти из строя.

Особенности монтажа датчика температуры

При установке нового или повторной установке штатного датчика температуры на "Ниву Шевроле" необходимо обеспечить:

  • Герметичность резьбового соединения датчика
  • Использование новой уплотнительной прокладки
  • Соблюдение момента затяжки датчика 20-30 Нм
  • Надежность и герметичность электрических соединений

Некачественный монтаж датчика может привести к его быстрому выходу из строя и развитию течи в системе охлаждения.

Профилактика и предупреждение неисправностей

Чтобы минимизировать риск выхода из строя датчика температуры охлаждающей жидкости на "Ниве Шевроле", рекомендуется проводить следующие профилактические мероприятия:

  • Своевременно менять охлаждающую жидкость - не реже 1 раза в 2 года
  • Периодически проверять герметичность системы охлаждения
  • Не допускать значительных перепадов температуры двигателя
  • Следить за чистотой системы охлаждения, своевременно промывать радиатор
  • Проверять качество установки датчика при замене

Соблюдение периодичности замены датчика, регулярное техобслуживание системы охлаждения и использование качественных расходных материалов позволит надолго обеспечить безотказную работу датчика температуры охлаждающей жидкости на "Ниве Шевроле".

Особенности диагностики датчика температуры

Диагностика датчика температуры охлаждающей жидкости на "Ниве Шевроле" имеет ряд особенностей:

  • Проверку датчика желательно проводить при полностью прогретом двигателе
  • При отсоединенном датчике нужно заглушить отверстие в системе охлаждения, чтобы исключить течь
  • Измерение сопротивления датчика следует проводить точно по схеме его подключения
  • Необходимо сравнивать реальные показания датчика с паспортными значениями

Учет этих особенностей позволит более точно диагностировать неисправности датчика и избежать ошибок.

Последствия отказа датчика температуры

Отказ датчика температуры охлаждающей жидкости на "Ниве Шевроле" чреват следующими последствиями:

  • Перегрев и задиры двигателя из-за несвоевременного включения вентилятора
  • Размягчение прокладки головки блока цилиндров
  • Ускоренное разрушение пластиковых деталей системы охлаждения
  • Повреждение электронных компонентов системы управления двигателем

Поэтому при появлении первых признаков неисправности датчика следует сразу провести его диагностику и ремонт.

Особенности ремонта датчика температуры

Возможность ремонта датчика температуры охлаждающей жидкости на "Ниве Шевроле" сильно ограничена ввиду его конструкции. Как правило, производят:

  • Замену поврежденных электрических контактов и проводки
  • Устранение течи в резьбовом соединении
  • Прочистку засоренных каналов подачи охлаждающей жидкости к датчику

Полноценный ремонт чувствительного элемента датчика, как правило, не представляется возможным.

Альтернативные варианты датчиков температуры

Помимо оригинального датчика, на "Ниву Шевроле" возможна установка следующих альтернативных вариантов:

  • Более дешевые датчики отечественного производства
  • Универсальные программируемые датчики
  • Датчики с цифровым выходным сигналом

Однако их применение может потребовать доработки штатных алгоритмов управления системой охлаждения двигателя.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.