Валовая вместимость судна: понятие и правила расчета

Валовая вместимость является одной из важнейших характеристик любого судна. Она определяет грузоподъемность судна и используется для расчета портовых сборов и тарифов на перевозку грузов. Давайте разберемся, что такое валовая вместимость, в чем она измеряется и как рассчитывается для различных типов судов.

Валовая вместимость - это полный объем всех закрытых помещений судна, выраженный в регистровых тоннах. Одна регистровая тонна равна объему в 100 кубических футов или 2,83 кубических метра. Таким образом, валовая вместимость показывает, какой объем груза может вместить грузовое судно при полном заполнении всех его трюмов и танков.

В чем измеряется валовая вместимость судна

Как уже было сказано выше, валовая вместимость измеряется в регистровых тоннах. Это унифицированная единица измерения, позволяющая сравнивать грузоподъемность судов различных типов и размеров. В отличие от метрической тонны, регистровая тонна используется только для измерения вместимости судна и не применяется для других целей.

Помимо регистровых тонн, для указания валовой вместимости иногда используются брутто (регистровый тоннаж или брутто-тоннаж). Однако брутто-тоннаж отличается от валовой вместимости в регистровых тоннах, так как рассчитывается иным способом.

Классификация судов по валовой вместимости

В зависимости от величины валовой вместимости, все морские суда делятся на несколько классов:

  • Малые суда - менее 500 регистровых тонн;
  • Суда прибрежного плавания - от 500 до 3000 тонн;
  • Суда неограниченного района плавания - свыше 3000 тонн.

Крупнейшие суда, такие как танкеры и балкеры, могут иметь валовую вместимость в сотни тысяч тонн. Например, самые большие нефтеналивные танкеры в мире - танкеры класса ULCC - имеют вместимость до 550 000 тонн.

Как производится расчет валовой вместимости

Валовая вместимость грузового судна рассчитывается следующим образом:

  1. Измеряется внутренний объем всех закрытых помещений судна в кубических метрах - трюмов, танков, твиндеков, надстроек и рубок.
  2. Полученный объем делится на коэффициент 2,83 - перевод из кубических метров в регистровые тонны.
  3. Из полученной величины вычитается объем, занимаемый главными двигателями, их обслуживающими системами и постоянным балластом.
  4. Полученное значение округляется до целого числа - это и есть валовая вместимость судна в регистровых тоннах.

Таким образом рассчитывается валовая вместимость грузовых сухогрузных судов, танкеров, балкеров и других транспортных судов. Для прогулочных яхт и катеров используется упрощенный расчет.

Особенности расчета для маломерных судов

Для яхт, катеров и других маломерных судов длиной менее 24 метров используется упрощенный способ определения валовой вместимости.

В этом случае валовая вместимость рассчитывается умножением трех параметров:

  • Длина судна по ватерлинии в метрах;
  • Ширина судна по ватерлинии в метрах;
  • Высота борта в метрах.

Полученный объем переводится в регистровые тонны путем деления на коэффициент 2,83. Такой способ позволяет быстро приблизительно оценить вместимость небольшого судна.

валовая вместимость

Значение валовой вместимости для судоходства

Знание точной величины валовой вместимости важно по нескольким причинам:

  • Расчет платы за проход судна через каналы и шлюзы, которая зависит от вместимости;
  • Расчет портовых сборов, которые тоже связаны с валовой вместимостью;
  • Определение максимально возможного объема груза для данного судна.

Таким образом, точный расчет вместимости позволяет эффективно использовать грузовые возможности флота и правильно начислять плату за его обслуживание в портах и на внутренних водных путях.

Валовая вместимость - ключевая характеристика любого судна, позволяющая оценить его грузоподъемность. Понимание принципов расчета вместимости важно как для судовладельцев, так и для портовых служб.

Контейнерный терминал

Влияние валовой вместимости на экономику морских перевозок

Величина валовой вместимости напрямую влияет на экономическую эффективность морских перевозок грузов. Чем больше вместимость судна, тем ниже стоимость перевозки единицы груза за счет экономии на постоянных расходах.

Поэтому судовладельцы стремятся максимизировать валовую вместимость своего флота. Например, в контейнерных перевозках в последние десятилетия наблюдается тренд на укрупнение судов. Современные контейнеровозы вмещают до 24 000 контейнеров, в то время как в 1970-х годах их вместимость не превышала 1 000 TEU.

Влияние на окружающую среду

Увеличение размеров судов имеет и негативное влияние на экологию. Крупные суда требуют расширения судоходных каналов, что нарушает природные экосистемы.

Также они производят больше выбросов в атмосферу и имеют повышенный риск утечки топлива и других вредных веществ. Поэтому экологи часто выступают против дальнейшего увеличения вместимости судов.

Специализированные суда с повышенной вместимостью

Для перевозки отдельных массовых грузов, таких как нефть, руда, уголь, зерно, строятся специализированные суда с максимально возможной вместимостью.

К ним относятся танкеры, балкеры, навалочные суда. Их вместимость может достигать 550 000 тонн и более. Это позволяет максимально снизить стоимость морской транспортировки сырья.

Тенденция к сокращению экипажа

Еще одним следствием увеличения размеров судов является сокращение численности экипажа. Если ранее на судах работали десятки моряков, то современные технологии позволяют обходиться экипажем из 15-20 человек даже на giant-судах вместимостью в сотни тысяч тонн.

Это достигается за счет автоматизации процессов управления судном. Однако полностью безлюдные суда пока остаются в сфере разработок.

валовая вместимость

Развитие портовой инфраструктуры

Рост валовой вместимости судов потребовал масштабного развития портовой инфраструктуры. Современные морские порты оснащаются грузовыми терминалами, рассчитанными на обработку крупнотоннажных судов.

Это касается увеличения глубин судоходных каналов и акваторий, строительства причалов увеличенной длины и грузоподъемности, использования специализированного погрузочно-разгрузочного оборудования.

Изменение структуры мирового флота

В связи с тенденцией укрупнения судов изменилась и структура мирового торгового флота. Доля крупнотоннажных судов дедвейтом свыше 10 000 тонн в общем тоннаже растет.

В то же время количество мелких и средних судов сокращается. Это приводит к концентрации значительной части морских грузоперевозок в руках крупных судоходных компаний.

Повышенные требования к квалификации экипажа

Несмотря на сокращение численности членов экипажа, требования к их квалификации только возрастают. Современные автоматизированные системы управления судном требуют высокой компетенции персонала.

Поэтому судовладельцы инвестируют в профессиональную подготовку и переподготовку моряков, чтобы те могли эффективно управлять high-tech оборудованием на больших судах.

Сегментация флота по величине судов

В зависимости от размера, суда подразделяются на следующие основные сегменты:

  • Малотоннажный флот (дедвейт до 5 000 тонн)
  • Среднетоннажный флот (дедвейт 5 000-60 000 тонн)
  • Крупнотоннажный флот (свыше 60 000 тонн)

Каждый из этих сегментов занимает свою нишу в морских грузоперевозках в зависимости от объемов и характера грузов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.