ВАЗ 2109 - один из самых популярных отечественных автомобилей. Этот переднеприводный седан выпускался с 1987 по 2006 год на Волжском автозаводе. За время производства было выпущено более 1 миллиона экземпляров "девятки". До сих пор на дорогах России можно увидеть немало автомобилей ВАЗ 2109 разных модификаций.
Обзор электрооборудования ВАЗ 2109
Электрооборудование ваз 2109 схема электрооборудования включает в себя:
- Систему освещения и сигнализации
- Систему зажигания
- Генератор и аккумуляторную батарею
- Контрольно-измерительные приборы
- Электроприводы (стартер, стеклоочистители, стеклоподъемники)
- Системы обогрева и вентиляции
- Электропроводку и предохранители
По сравнению с заднеприводными "классиками" ВАЗ, в электрике "девятки" есть ряд отличий. В частности, более совершенная система зажигания, усилитель руля с электроприводом, электрические стеклоподъемники. ВАЗ 2109 выпускался в двух вариантах - с карбюраторным и инжекторным двигателем.
Схема электрооборудования ВАЗ 2109
Рассмотрим подробнее схема электрооборудования ваз 2109. Ниже приведена упрощенная принципиальная схема электрооборудования ВАЗ-2109.
Условные обозначения на схеме:
- Генератор
- Аккумулятор
- Реле-регулятор
- Стартер
- Катушка зажигания
- Свечи зажигания
- Датчики
- Коммутатор
- Реле
- Панель приборов
- Выключатели
- Лампы
Основные цепи:
- Цепь зарядки аккумулятора
- Цепь пуска двигателя
- Цепь системы зажигания
- Цепи внешних световых приборов
- Цепи внутреннего освещения
- Цепи указателей и датчиков
На автомобилях ВАЗ 2109 схема электрооборудования и инжектор несколько иные за счет наличия блока управления двигателем, форсунок, датчиков кислорода и положения дроссельной заслонки.
Система освещения
Система освещения и световой сигнализации ВАЗ 2109 включает:
- Блок-фары с лампами ближнего, дальнего света и указателями поворота
- Передние и задние габаритные огни
- Стоп-сигналы
- Противотуманные фары и фонари
- Фонари освещения номерного знака
- Подсветку приборов и органов управления
- Плафон освещения салона
Для включения и выключения используются выключатели на рулевой колонке, а также реле в монтажном блоке. Предохранители защищают от перегрузок и коротких замыканий.
При поиске неисправностей в освещении нужно проверить:
- Исправность ламп
- Надежность контактов в разъемах
- Целостность плавких вставок предохранителей
- Исправность реле и выключателей
- Отсутствие обрывов проводов
Система зажигания
На ВАЗ 2109 применяются контактно-транзисторная и микропроцессорная системы зажигания.
Контактно-транзисторная система состоит из:
- Катушки зажигания
- Распределителя
- Датчика-распределителя
- Свечей зажигания
- Конденсатора
Микропроцессорная система зажигания имеет бесконтактный датчик положения коленчатого вала и электронный блок управления.
Признаки неисправностей системы зажигания:
- Провалы в работе двигателя
- Неровная работа на холостом ходу
- Трудный пуск двигателя
- Повышенный расход топлива
Для диагностики нужно проверить компоненты системы зажигания, в первую очередь свечи, высоковольтные провода, катушку.
Генератор и аккумулятор
На ВАЗ 2109 схема электрооборудования включает генератор переменного тока Г250. Он вырабатывает электроэнергию и подзаряжает аккумулятор.
Неисправности генератора:
- Отсутствие зарядки аккумулятора
- Недостаточная подзарядка
- Повышенный шум при работе
Причины:
- Повреждение или загрязнение щеток
- Обрыв обмоток
- Механические повреждения
Для ВАЗ 2109 подходит аккумулятор 6СТ-55А или аналоги. Его нужно своевременно заменять и правильно эксплуатировать.
Контрольно-измерительные приборы
Для контроля работы систем автомобиля на ВАЗ 2109 установлены следующие датчики и приборы:
- Спидометр
- Тахометр
- Указатель температуры двигателя
- Указатель уровня топлива
- Датчик температуры охлаждающей жидкости
- Датчик давления масла
- Датчик положения коленчатого вала
При наличии неисправностей приборов и датчиков нужно проверить:
- Надежность подключения разъемов
- Исправность предохранителей в цепи питания
- Отсутствие обрывов и коротких замыканий проводов
- Работоспособность самих датчиков и приборов
Стартер и система пуска
Для пуска двигателя ВАЗ 2109 используется электрический стартер мощностью 1,36 кВт. Питание на стартер подается при включении зажигания.
Возможные неисправности стартера:
- Отсутствие вращения при включении стартера
- Вращение стартера, но двигатель не раскручивается
- Ненормальные шумы при работе
Причины:
- Неисправность реле, выключателя или проводки питания обмотки возбуждения
- Замыкание щеток, обрыв угольных коллекторов или обмоток якоря стартера
- Повреждение редуктора или привода
Для проверки нужно снять стартер и провести тестирование на стенде.
Системы стеклоочистителей и стеклоомывателей
Для очистки ветрового и заднего стекла используются электрические стеклоочистители.
Стеклоомыватели получают жидкость из бачков, заполняемых через специальные заливные горловины.
Возможные неисправности:
- Двигатели стеклоочистителей не работают
- Неравномерное движение щеток
- Омыватели не подают жидкость
Для диагностики нужно проверить:
- Плавкие вставки предохранителей
- Электропроводку питания двигателей
- Исправность моторедукторов
- Проходимость трубопроводов и форсунок омывателей
Система вентиляции и отопления салона
Обогрев салона ВАЗ 2109 обеспечивает отопитель, работающий за счет тепла охлаждающей жидкости двигателя.
В систему вентиляции входит:
- Отопительные радиаторы
- Воздуховоды
- Отопительный вентилятор
- Панель управления
Возможные неисправности:
- Вентилятор не работает
- Недостаточный обогрев салона
- Посторонние запахи из вентиляции
Для устранения нужно проверить:
- Предохранители в цепи питания вентилятора
- Электропроводку и разъемы
- Исправность вентилятора
- Герметичность системы отопителя
Электропроводка и предохранители
Электропроводка ВАЗ 2109 выполнена проводами в пластиковой изоляции сечением от 0,35 до 2,5 мм2.
ВАЗ 2109 - один из самых популярных отечественных автомобилей. Этот переднеприводный седан выпускался с 1987 по 2006 год на Волжском автозаводе. За время производства было выпущено более 1 миллиона экземпляров "девятки". До сих пор на дорогах России можно увидеть немало автомобилей ВАЗ 2109 разных модификаций.
Обзор электрооборудования ВАЗ 2109
Электрооборудование ваз 2109 схема электрооборудования включает в себя:
- Систему освещения и сигнализации
- Систему зажигания
- Генератор и аккумуляторную батарею
- Контрольно-измерительные приборы
- Электроприводы (стартер, стеклоочистители, стеклоподъемники)
- Системы обогрева и вентиляции
- Электропроводку и предохранители
Схема электрооборудования ВАЗ 2109
- Система освещения
- Система зажигания
- Генератор и аккумулятор
- Контрольно-измерительные приборы
- Стартер и система пуска
- Системы стеклоочистителей и стеклоомывателей
- Система вентиляции и отопления салона
Электропроводка и предохранители
Электропроводка ВАЗ 2109 выполнена проводами в пластиковой изоляции сечением от 0,35 до 2,5 мм2.
Основные жгуты проводов:
- Жгут двигателя
- Жгут панели приборов
- Жгут передка
- Жгут салона
- Жгут задка
Для защиты от перегрузок и коротких замыканий на ВАЗ 2109 установлено 2 блока предохранителей. Один - в моторном отсеке, второй - в салоне.
При поиске места обрыва или замыкания проводки нужно:
- Визуально осмотреть изоляцию проводов
- Прозвонить подозрительный участок мультиметром
- Проверить контакты в разъемах
- Изолировать и проверить цепи по отдельности
Диагностика электрооборудования
Для выявления неисправностей электрики ВАЗ 2109 применяют следующие способы диагностики:
- Визуальный осмотр и проверка на ощупь
- Измерение параметров мультиметром
- Проверка на специальных стендах
- Считывание кодов ошибок сканером (для инжекторных моделей)
При диагностике важно выявить причину неисправности, а не только ее следствие. Например, перегоревший предохранитель может signal о коротком замыкании в проводке.
Ремонт электрооборудования ВАЗ 2109
Ремонт электрики ВАЗ 2109 включает следующие этапы:
- Диагностика и локализация неисправности
- Демонтаж поврежденных элементов
- Замена или ремонт деталей
- Сборка и проверка
Рассмотрим ремонт на примере замены генератора. Сначала проводим диагностику и убеждаемся в неисправности генератора. Далее демонтируем его, отсоединив провода и крепеж. Выбираем новый или отремонтированный генератор, по возможности с сохранением заводского номера. Устанавливаем на место и подключаем разъемы. Проверяем работу - генератор должен выдавать 14 В при работе двигателя.
При замене электронных компонентов важно соблюдать полярность и режимы подключения согласно схеме электрооборудования.
Особенности ремонта на инжекторных моделях
На инжекторных моделях ВАЗ 2109 применяется более сложная система управления двигателем.
Особенности диагностики и ремонта:
- Проверка кодов неисправностей с помощью сканера
- Тестирование и замена датчиков (положения дроссельной заслонки, кислорода и др.)
- Программирование блока управления при замене
Здесь особенно важно соблюдать порядок снятия-установки разъемов, чтобы избежать проблем с заданием кодов и настроек.
Ремонт карбюраторной версии ВАЗ 2109
На карбюраторных моделях ВАЗ 2109 применяется более простая система питания двигателя.
Особенности ремонта:
- Регулировка карбюратора (холостой ход, состав смеси)
- Промывка карбюратора при засорении жиклеров
- Замена диафрагмы и прокладки при подсосе воздуха
Карбюратор ремонтируется в специализированных мастерских или заменяется на отремонтированный.
Интерактивные схемы электрооборудования ВАЗ 2109
Для наглядности и удобства диагностики и ремонта полезно использовать интерактивную схему электрооборудования ваз 2109. Она позволяет:
- Визуально рассмотреть расположение элементов
- Переключать режимы (габариты, starter, ближний/дальний свет и т.д.)
- Искать цепи и предохранители
Интерактивные схемы можно найти на автомобильных форумах и специализированных сайтах.