Прежде всего, важно понимать, что дети с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) обладают особенными потребностями в обучении, и подход к ним должен быть индивидуальным. Для того чтобы помочь такому ребенку, важно создать структурированную и поддерживающую среду. Это включает в себя четкие правила, последовательность в действиях и постоянную обратную связь. Важно, чтобы ребенок понимал, что от него ожидается и каковы последствия его действий.
В статье рассмотрим признаки СДВГ у ребенка, узнаем, что делать учителям и как вести себя родителям.
Характерные особенности
У детей с СДВГ есть потребность в постоянной физической активности, из-за чего им трудно оставаться неподвижными на уроках. Эти ученики легко отвлекаются, часто разговаривают, меняют позы, покачиваются или сидят с ногами, заведенными под себя. Устав, они начинают двигаться еще больше.
Это обусловлено тем, как работает их мозг: детям с СДВГ нужно регулярное получение питательных веществ, которое обеспечивается движением. Если заставлять их сидеть спокойно, сосредоточиться и мыслить им станет еще тяжелее.
Ребенок очень устает от рутины
Проявления СДВГ у детей могут различаться. Однако часто такие дети быстро устают от монотонности и теряют интерес к повторяющимся заданиям, особенно если они уже хорошо освоили материал. Поэтому в международной педагогической практике принято сокращать количество однотипных заданий (в том числе и домашних) для детей с СДВГ на 30% и не настаивать на выполнении всех упражнений, если тема усвоена. Повторение не влияет на качество запоминания информации.
Также детям с СДВГ разрешают в классе рисовать в черновике или держать что-то в руках. У них есть склонность к многозадачности, которая не мешает усваивать информацию на занятии. Если этого не позволять, ребенок может начать отвлекать соседей, активно двигаясь и беседуя с ними.
Красиво и аккуратно - это не про него
Наличие СДВГ у детей требует пересмотра предъявляемых к ним ожиданий. Как правило, таким ребятам сложно обеспечить аккуратное и безупречное оформление своих заданий. Дети с СДВГ часто вынуждены вносить исправления, допуская неточности и ошибки. Важно сосредоточиться на содержании их работы, а не на ее внешнем виде, так как непрерывные занижения оценок за оформление могут существенно снизить их мотивацию к обучению.
Большие объемы - это страшно
Признаки СДВГ у ребенка можно заметить без труда. Если ребенку с таким диагнозом предлагают сразу решить 20 задач, он может испугаться и почувствовать беспомощность из-за большого объема работы. Однако, если разбить эти 20 задач на отдельные карточки с 4 задачами на каждой и выдавать поэтапно эти 5 карточек, это значительно увеличит его производительность. Ребенок с удовольствием справится со всеми задачами и получит возможность немного размяться между получением новых карточек. Таким образом, чтобы дети с СДВГ работали эффективнее, задачам стоит придавать меньший масштаб.
Ребенок забывает условия задачи
Такие проявления также встречаются у детей с СДВГ. Они могут часто забывать о повседневных обязанностях и затрудняться в выполнении отдельных этапов заданий по плану, включая основной результат деятельности, что связано с ограниченной рабочей памятью.
Учащимся с СДВГ нередко снижают оценки, поскольку они упускают важные части упражнений. Рекомендуется следить за тем, чтобы они обращали внимание на все элементы задания. Например, можно спрашивать, что конкретно необходимо запомнить и выполнить.
Эти дети также часто теряют свои вещи. Полезно систематически напоминать им об этом или поощрять их за аккуратность в отношении своих вещей. Отлично помогают "напоминалки" — небольшие заметки, ярлыки в пенале или объявления на стене, которые способствуют тому, чтобы ребенок не забыл что-то взять с собой, куда-то пойти или выполнить какую-то задачу.
Ребенок часто отвлекается
Как правило, учитель осведомлен о том, что у его ученика есть СДВГ. Симптомы у детей схожи и связаны с трудностями в удержании внимания. Рекомендуется рассаживать таких учеников ближе к преподавателю для улучшения их способности сосредотачиваться. Если ребенок отвлекся, легкое касание руки может помочь вновь привлечь его внимание. Кроме того, можно обсудить с ребенком приемы, которые поспособствуют его лучшему вниманию на уроке.
Дети с СДВГ плохо ориентируются во времени
Это не связано с интеллектуальными способностями ребенка. Однако дети с СДВГ часто не замечают, как стремительно идет время. Из-за этого они порой опаздывают или не успевают завершить начатые дела. В таких случаях полезно либо напоминать ребенку о времени, либо научить его пользоваться таймером, либо разместить таймер или песочные часы на видном месте, чтобы они могли самостоятельно следить за временем.
Ребенок с СДВГ может очень чем-то увлекаться
Важно отметить, что увлеченность ребенка с СДВГ может стать ключом к развитию его уверенности в себе и социальных навыков. Когда ребенок осознает, что окружающие ценят его за определенные способности или знания в конкретной сфере, его самооценка значительно возрастает.
К примеру, если ребенок интересуется программированием или созданием анимаций, можно предложить ему представить свои проекты классу или провести небольшой урок. Такое вовлечение не только укрепит его позицию среди сверстников, но и продемонстрирует, что у него есть уникальные навыки, которыми можно гордиться. Более того, участие в деятельности, которая действительно привлекает ребенка с СДВГ, может способствовать улучшению его способности к сосредоточению и усидчивости.
Импульсивность и эмоциональность
Тест на СДВГ у детей неизменно определяет эти черты. Важно учитывать, что такие дети обладают избыточной энергией и энтузиазмом, который можно направить в полезное русло. На занятиях это может проявляться через предоставление ребенку активных задач, таких как помощь учителю в распределении материалов или контроль за временем. Такие задачи позволяют детям чувствовать свою важность и развивают способность ожидания своей очереди и планирования.
Формирование дружелюбной и поддерживающей атмосферы в классе способствует лучшей интеграции детей с СДВГ. Внеклассные мероприятия, развивающие взаимопонимание и эмпатию среди учащихся, помогают всем научиться уважать и поддерживать друг друга. Когда каждый ребенок чувствует свое принятие, его возможность успешно взаимодействовать в обществе значительно возрастает.
Система поощрений для мотивации
Существует система поощрений (бонусная система), предназначенная для использования вместе с родителями. Например, формируется несколько требований (3 условия), которые ребенок должен соблюдать в школе. За выполнение этих требований ребенок получает плюсики от учителя в особый журнал (этот журнал ребенок оформляет сам дома, декорируя его).
Условия должны быть лаконичными и ясными. Например, «ждать, когда учитель попросит, не выкрикивать», «выполнять все задания в классе», «записывать все примеры в тетрадь» и т. д. За выполнение каждого условия на каждом уроке ребенок получает плюсики, которые ставятся каждый раз, когда правило соблюдается. Затем родители вознаграждают ребенка за определенное количество плюсиков. Для этого дома создается лист наград: каждый бонус имеет свою стоимость в плюсиках. Это позволяет значительно улучшить школьную успеваемость.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание