Советский автомобиль ГАЗ-66 до сих пор пользуется популярностью благодаря своей проходимости и надежности. Однако высокий расход топлива остается его ахиллесовой пятой. Давайте разберемся, какова реальная норма расхода газа и бензина на 100 км у ГАЗ-66 и что влияет на эти показатели.
1. Технические характеристики ГАЗ-66
ГАЗ-66 - легендарный советский автомобиль повышенной проходимости, который выпускался с 1964 по 1999 год. За эти годы с конвейера сошло более 950 000 экземпляров "Шишиги". ГАЗ-66 разрабатывался по заказу Советской армии и изначально предназначался для военных целей.
Первые модификации ГАЗ-66 оснащались карбюраторным V-образным 8-цилиндровым двигателем ЗМЗ-66-06 объемом 4,25 литра и мощностью 123 л.с. Этот бензиновый мотор отличался большим "аппетитом" - расход топлива достигал 35 литров на 100 км.
Михаил, Выселки: "ГАЗ-66 с бензиновым мотором 1979 года выпуска потребляет около 42 литров АИ-80 на 100 километров. Это очень много!"
В 1991 году на ГАЗ-66 стали устанавливать модернизированный мотор ЗМЗ-153 объемом 4,25 л и мощностью 125 л.с. Заводская норма расхода топлива для него составляла 25-29 литров на 100 км.
Но и этот показатель был высок для армейского автомобиля. Поэтому в 1992 году появилась дизельная модификация ГАЗ-66-41 с мотором ГАЗ-544 мощностью 85 л.с. Расход топлива для нее снизился до 15-18 литров на 100 км.
В 1995 году на ГАЗ-66 стали ставить форсированную версию этого дизеля - ГАЗ-5441 мощностью 117 л.с. Экономичность выросла до 14-16 литров дизеля на 100 км.
2. Реальный расход бензина на ГАЗ-66
На практике реальный расход бензина на ГАЗ-66 часто оказывается выше официальных заводских норм. На это влияет множество факторов.
- Техническое состояние двигателя и трансмиссии
- Условия эксплуатации: груз, дорога, манера вождения
- Качество топлива, масел и других эксплуатационных жидкостей
- Погодные условия: жара, снег, дождь, грязь
По словам владельцев, на трассе реальный расход бензина составляет 28-32 литра на 100 км для ЗМЗ-153 и 34-40 литров для ЗМЗ-66-06.
Алексей, Александровское: "Мой ГАЗ-66 1979 года с ЗМЗ-153 потребляет около 30 литров АИ-92 на 100 километров по трассе."
В городских условиях из-за частых остановок и разгонов расход может быть еще выше.
3. Реальный расход газа на ГАЗ-66
В 1990-х годах на ГАЗ-66 устанавливали газобаллонное оборудование (ГБО), чтобы снизить расход топлива. Однако на практике эффект оказался невысоким.
Причины:
- Падение мощности двигателя на 20-25%
- Бензиновые моторы не приспособлены для работы на газе
- Установка баллонов снижает полезную нагрузку
По словам автовладельцев, реальный расход газа на ГАЗ-66 с ГБО составляет:
- В городе: 35-45 л/100 км
- По трассе: 40-50 л/100 км
- По бездорожью: 45-60 л/100 км
Как видно, экономии топлива практически не наблюдается. Газ оказался не лучшим решением для ГАЗ-66.

4. Сравнение расхода бензина и газа на 100 км
Сравним реальный расход бензина и газа на ГАЗ-66 в таблице:
Условия | Бензин, л/100 км | Газ, л/100 км |
Город | 34-42 | 35-45 |
Трасса | 28-40 | 40-50 |
Бездорожье | 38-48 | 45-60 |
Как видно из таблицы, газобаллонная версия ГАЗ-66 не демонстрирует экономии топлива. В некоторых случаях расход газа даже выше, чем у бензиновой версии.
5. Реальный расход дизтоплива на ГАЗ-66
Самый низкий расход топлива демонстрируют дизельные модификации ГАЗ-66. Реальные цифры примерно соответствуют заводским нормам.
Основные факторы, влияющие на расход дизеля:
- Состояние топливной аппаратуры и форсунок
- Качество и вязкость моторного масла
- Загрузка двигателя: груз, скорость, рельеф
- Соблюдение периодичности ТО
Реальный расход дизельного топлива на ГАЗ-66 владельцы оценивают в пределах:
- Город: 12-16 л/100 км
- Трасса: 15-19 л/100 км
- Бездорожье: 18-25 л/100 км
Как видно, дизельные модификации ГАЗ-66 значительно экономичнее бензиновых и газовых. Их преимущество особенно заметно вне города.

6. Как снизить расход топлива на ГАЗ-66
Для снижения "аппетита" ГАЗ-66 рекомендуется:
- Регулярно проводить ТО топливной системы
- Использовать качественное топливо и масла
- Выбирать оптимальный стиль вождения
- Поддерживать оптимальное давление в шинах
- Не перегружать автомобиль
Эти несложные меры помогут снизить реальный расход топлива на 5-15% в зависимости от условий.
Например, плавное вождение без резких разгонов и торможений экономит до 10% топлива. Аправильно подобранное моторное масло - еще 5%.
Конечно, кардинально снизить "аппетит" ГАЗ-66 можно только путем замены двигателя на более экономичный дизельный. Но и "по мелочам" можно добиться ощутимой экономии.
7. Особенности эксплуатации разных модификаций ГАЗ-66
Выбор модификации ГАЗ-66 во многом зависит от условий его эксплуатации.
Бензиновые версии лучше подходят для движения по хорошим дорогам. На бездорожье они быстро расходуют топливо и теряют проходимость.
Газовые модификации удобны для городских поездок, но не для тяжелых условий эксплуатации. Из-за падения мощности они плохо проходят бездорожье.
Дизельные ГАЗ-66 самые выносливые и экономичные. Они могут работать в любых условиях. Но требуют более качественного топлива и регулярного ТО.
8. Влияние стиля вождения на расход топлива
Стиль вождения оказывает существенное влияние на расход топлива ГАЗ-66.
Агрессивная езда с резкими разгонами и торможениями увеличивает расход на 15-20%. Плавное вождение способствует экономии.
Движение с постоянными скоростями также экономичнее, чем разгон и торможение. Идеальный вариант - 50-60 км/ч по ровной дороге.
Кроме того, важно поддерживать оптимальное давление в шинах и следить за загрузкой кузова. Это тоже влияет на расход топлива.
9. Сравнение с другими автомобилями того же класса
По сравнению с другими грузовиками 2-тонного класса 1960-70х годов ГАЗ-66 выглядит не самым экономичным.
Например, ЗИЛ-131 имел расход 18-25 литров дизтоплива на 100 км. УАЗ-452 потреблял 10-15 литров бензина на 100 км.
Однако ГАЗ-66 превосходил конкурентов по проходимости и надежности. Этим и объясняется его популярность в армии.
10. Интересные факты об эксплуатации ГАЗ-66
ГАЗ-66 использовался не только в армии, но и в гражданских целях.
Например, на базе ГАЗ-66 было создано такси для работы в сельской местности. Благодаря проходимости такое такси могло добраться в любую точку.
Также на шасси ГАЗ-66 создавали передвижные мастерские, лаборатории, даже... бани! Это было удобно для обслуживания отдаленных районов.
В общем, несмотря на "прожорливость", легендарная "Шишига" нашла самое широкое применение в СССР.