Большинство российских автолюбителей хоть раз сталкивались с необходимостью отрегулировать клапаны на двигателе ЗМЗ-402. Правильная настройка позволяет продлить срок службы двигателя и улучшить его мощностные характеристики. В этой подробной инструкции мы рассмотрим все тонкости регулировки клапанов ЗМЗ-402 своими руками.
Конструкция и принцип работы двигателя ЗМЗ-402
Двигатель ЗМЗ-402 был разработан в середине 1980-х годов как модернизация более ранних моторов семейства ЗМЗ. Он предназначался для установки на автомобили семейства ГАЗель и Волга. Отличительными особенностями этого двигателя являются:
- Расположение распределительного вала внизу, а не сверху как у многих других двигателей
- Простая двухклапанная головка блока цилиндров
- Наличие карбюратора вместо системы впрыска топлива
- Несложная конструкция, облегчающая ремонт и обслуживание
Газораспределительный механизм двигателя ЗМЗ-402 включает следующие основные элементы:
- Распределительный вал с кулачками
- Шестерня привода распредвала
- Клапаны (впускные и выпускные)
- Пружины клапанов
- Коромысла клапанов
- Толкатели клапанов
При вращении коленчатого вала кулачки распредвала через систему толкателей и коромысел открывают и закрывают клапаны в нужной последовательности, обеспечивая рабочий цикл двигателя. Этот цикл состоит из:
- Впуск рабочей смеси в цилиндр при опущенном впускном клапане
- Сжатие смеси при закрытых клапанах
- Расширение и вытеснение отработавших газов через открытый выпускной клапан
- Выпуск отработавших газов при закрытых клапанах
Клапаны играют ключевую роль в работе двигателя. Они должны:
- Плотно закрываться в нужные моменты цикла, чтобы не пропускать газы
- Быстро открываться в нужное время для заполнения цилиндра смесью или выпуска отработанных газов
- Иметь правильный зазор для компенсации теплового расширения деталей
Когда и почему нужна регулировка клапанов ЗМЗ-402
Со временем из-за износа деталей клапанного механизма начинают возникать проблемы с регулировкой зазоров. Это проявляется в следующих признаках:
- Стуки в работе клапанов, особенно на холодном двигателе
- Повышенный шум при работе двигателя
- Потеря мощности и приемистости
- Повышенный расход масла из-за неплотного прилегания клапанов
- Затрудненный запуск двигателя по утрам
Согласно инструкции по эксплуатации ЗМЗ-402, регулировку клапанов необходимо проводить через каждые 10-15 тыс. км пробега. Однако на практике этот интервал может сокращаться до 5-8 тыс. км в следующих случаях:
- Работа двигателя на предельных нагрузках
- Частые «холодные» пуски
- Использование не рекомендованных сортов топлива
- Езда в гористой местности
- Запуск двигателя при низких температурах
Если вовремя не отрегулировать зазоры в клапанах ЗМЗ-402, это приведет к более быстрому износу деталей газораспределительного механизма, потере мощности и даже выходу двигателя из строя.

Инструменты и материалы для регулировки клапанов ЗМЗ-402
Перед тем как приступить к регулировке клапанов важно подготовить необходимые инструменты и материалы:
- Набор ключей на 8-14 мм
- Отвертки плоские и крестовые
- Молоток
- Свечной ключ
- Набор щупов
- Шаблоны для замера зазоров
- Ветошь и смазочные материалы
- Новая прокладка под крышку головки блока
Особое внимание стоит уделить подбору щупов - они должны иметь шаг в 0,05 мм или меньше, чтобы точно замерить величину зазоров в клапанах ЗМЗ-402. Лучше иметь набор щупов разной толщины.
Порядок регулировки клапанов ЗМЗ-402
Регулировка клапанов ЗМЗ-402 выполняется в следующем порядке:
- Установить двигатель в ВМТ первого цилиндра и снять свечи зажигания
- Снять крышку головки блока и уплотнительную прокладку
- Провернуть коленвал до закрытия клапанов первого цилиндра
- Ослабить контргайку регулировочного винта первого клапана
- Щупом замерить величину зазора и отрегулировать при необходимости
- Зажать контргайку и повторить процедуру для всех клапанов
- Проверить работу двигателя на холостом ходу
- Установить на место снятые узлы и детали
Оптимальные зазоры в клапанах ЗМЗ-402:
- Для 1-го и 4-го цилиндров: Впускные клапаны - 0,25-0,30 мм Выпускные клапаны - 0,35-0,40 мм
- Для остальных цилиндров: Впускные клапаны - 0,35-0,40 мм Выпускные клапаны - 0,40-0,45 мм
Регулировку лучше выполнять на прогретом двигателе, так как при нагреве детали расширяются и зазоры меняются. После регулировки обязательно проверить работу двигателя на холостых оборотах - клапана не должны стучать.

Решение проблем регулировки клапанов ЗМЗ-402
Иногда даже после регулировки слышен стук клапанов. Это может свидетельствовать о следующих неисправностях:
- Износ кулачков распредвала
- Замасливание пружин клапанов
- Выработка втулок и седел клапанов
- Разрушение сухарей пружин клапанов
В таких случаях требуется разборка и осмотр двигателя, замена изношенных деталей. Иногда проблему можно решить заменой масла на более вязкое или установкой присадок-загустителей.
Чтобы увеличить ресурс клапанов ЗМЗ-402 рекомендуется:
- Соблюдать периодичность замены масла
- Использовать качественное моторное масло
- Применять бензин рекомендуемой марки
- Избегать длительной работы на высоких оборотах
- Не допускать эксплуатации с перегревом двигателя
Такие простые меры позволят надолго сохранить работоспособность клапанного механизма вашего ЗМЗ-402.