Регулировка клапанов двигателя ЗМЗ 402: порядок настройки и размеры зазоров

Большинство российских автолюбителей хоть раз сталкивались с необходимостью отрегулировать клапаны на двигателе ЗМЗ-402. Правильная настройка позволяет продлить срок службы двигателя и улучшить его мощностные характеристики. В этой подробной инструкции мы рассмотрим все тонкости регулировки клапанов ЗМЗ-402 своими руками.

Конструкция и принцип работы двигателя ЗМЗ-402

Двигатель ЗМЗ-402 был разработан в середине 1980-х годов как модернизация более ранних моторов семейства ЗМЗ. Он предназначался для установки на автомобили семейства ГАЗель и Волга. Отличительными особенностями этого двигателя являются:

  • Расположение распределительного вала внизу, а не сверху как у многих других двигателей
  • Простая двухклапанная головка блока цилиндров
  • Наличие карбюратора вместо системы впрыска топлива
  • Несложная конструкция, облегчающая ремонт и обслуживание

Газораспределительный механизм двигателя ЗМЗ-402 включает следующие основные элементы:

  1. Распределительный вал с кулачками
  2. Шестерня привода распредвала
  3. Клапаны (впускные и выпускные)
  4. Пружины клапанов
  5. Коромысла клапанов
  6. Толкатели клапанов

При вращении коленчатого вала кулачки распредвала через систему толкателей и коромысел открывают и закрывают клапаны в нужной последовательности, обеспечивая рабочий цикл двигателя. Этот цикл состоит из:

  1. Впуск рабочей смеси в цилиндр при опущенном впускном клапане
  2. Сжатие смеси при закрытых клапанах
  3. Расширение и вытеснение отработавших газов через открытый выпускной клапан
  4. Выпуск отработавших газов при закрытых клапанах

Клапаны играют ключевую роль в работе двигателя. Они должны:

  • Плотно закрываться в нужные моменты цикла, чтобы не пропускать газы
  • Быстро открываться в нужное время для заполнения цилиндра смесью или выпуска отработанных газов
  • Иметь правильный зазор для компенсации теплового расширения деталей

Когда и почему нужна регулировка клапанов ЗМЗ-402

Со временем из-за износа деталей клапанного механизма начинают возникать проблемы с регулировкой зазоров. Это проявляется в следующих признаках:

  • Стуки в работе клапанов, особенно на холодном двигателе
  • Повышенный шум при работе двигателя
  • Потеря мощности и приемистости
  • Повышенный расход масла из-за неплотного прилегания клапанов
  • Затрудненный запуск двигателя по утрам

Согласно инструкции по эксплуатации ЗМЗ-402, регулировку клапанов необходимо проводить через каждые 10-15 тыс. км пробега. Однако на практике этот интервал может сокращаться до 5-8 тыс. км в следующих случаях:

  1. Работа двигателя на предельных нагрузках
  2. Частые «холодные» пуски
  3. Использование не рекомендованных сортов топлива
  4. Езда в гористой местности
  5. Запуск двигателя при низких температурах

Если вовремя не отрегулировать зазоры в клапанах ЗМЗ-402, это приведет к более быстрому износу деталей газораспределительного механизма, потере мощности и даже выходу двигателя из строя.

Механик выполняет регулировку клапанов двигателя в авторемонтной мастерской

Инструменты и материалы для регулировки клапанов ЗМЗ-402

Перед тем как приступить к регулировке клапанов важно подготовить необходимые инструменты и материалы:

  • Набор ключей на 8-14 мм
  • Отвертки плоские и крестовые
  • Молоток
  • Свечной ключ
  • Набор щупов
  • Шаблоны для замера зазоров
  • Ветошь и смазочные материалы
  • Новая прокладка под крышку головки блока

Особое внимание стоит уделить подбору щупов - они должны иметь шаг в 0,05 мм или меньше, чтобы точно замерить величину зазоров в клапанах ЗМЗ-402. Лучше иметь набор щупов разной толщины.

Порядок регулировки клапанов ЗМЗ-402

Регулировка клапанов ЗМЗ-402 выполняется в следующем порядке:

  1. Установить двигатель в ВМТ первого цилиндра и снять свечи зажигания
  2. Снять крышку головки блока и уплотнительную прокладку
  3. Провернуть коленвал до закрытия клапанов первого цилиндра
  4. Ослабить контргайку регулировочного винта первого клапана
  5. Щупом замерить величину зазора и отрегулировать при необходимости
  6. Зажать контргайку и повторить процедуру для всех клапанов
  7. Проверить работу двигателя на холостом ходу
  8. Установить на место снятые узлы и детали

Оптимальные зазоры в клапанах ЗМЗ-402:

  • Для 1-го и 4-го цилиндров: Впускные клапаны - 0,25-0,30 мм Выпускные клапаны - 0,35-0,40 мм
  • Для остальных цилиндров: Впускные клапаны - 0,35-0,40 мм Выпускные клапаны - 0,40-0,45 мм

Регулировку лучше выполнять на прогретом двигателе, так как при нагреве детали расширяются и зазоры меняются. После регулировки обязательно проверить работу двигателя на холостых оборотах - клапана не должны стучать.

Механик осматривает распределительный вал под капотом автомобиля

Решение проблем регулировки клапанов ЗМЗ-402

Иногда даже после регулировки слышен стук клапанов. Это может свидетельствовать о следующих неисправностях:

  • Износ кулачков распредвала
  • Замасливание пружин клапанов
  • Выработка втулок и седел клапанов
  • Разрушение сухарей пружин клапанов

В таких случаях требуется разборка и осмотр двигателя, замена изношенных деталей. Иногда проблему можно решить заменой масла на более вязкое или установкой присадок-загустителей.

Чтобы увеличить ресурс клапанов ЗМЗ-402 рекомендуется:

  • Соблюдать периодичность замены масла
  • Использовать качественное моторное масло
  • Применять бензин рекомендуемой марки
  • Избегать длительной работы на высоких оборотах
  • Не допускать эксплуатации с перегревом двигателя

Такие простые меры позволят надолго сохранить работоспособность клапанного механизма вашего ЗМЗ-402.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.