МЧС России - важнейшее ведомство, от эффективности работы которого зависят жизни людей. Однако в последнее время МЧС столкнулось с серьезными кадровыми изменениями. В статье мы разберем, какие структурные преобразования происходят в министерстве, к чему приведут масштабные сокращения штатов и что это значит для безопасности граждан.
История реформирования МЧС
МЧС России было образовано в 1990-х годах на базе Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Основными задачами нового ведомства стали предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, а также организация гражданской обороны.
Для оперативного управления силами МЧС в регионах в начале 2000-х годов были созданы региональные центры МЧС. Их зона ответственности примерно соответствовала федеральным округам. В каждом субъекте РФ действовали главные управления МЧС.
В 2018 году в качестве эксперимента ликвидировали три региональных центра МЧС - Приволжский, Уральский и Дальневосточный. Их функции и сотрудников перевели в другие подразделения МЧС.
Новая волна сокращений в 2019 году
В 2019 году руководство МЧС пошло на более масштабные изменения. Был издан приказ о ликвидации к концу года 578 подразделений МЧС по всей стране.
Реформа затронет многие структуры - пожарно-спасательные части, центры управления в кризисных ситуациях, подразделения Госинспекции по маломерным судам и другие.
По мнению экспертов, главной причиной столь радикальных изменений является оптимизация расходов и экономия бюджетных средств. В то же время в самом МЧС уверены, что реформа повысит эффективность работы ведомства.
"Региональные центры МЧС были ненужной надстройкой, в них чиновников было больше, чем спасателей", - считает источник в МЧС.
Рядовые сотрудники МЧС относятся к грядущим переменам настороженно, опасаясь массовых сокращений.
Как реорганизация отразится на персонале МЧС?
По разным оценкам, сокращениям подлежат от 20 до 50% сотрудников ликвидируемых подразделений.
В МЧС заверяют, что все увольняемые получат полагающиеся по закону компенсации. Кроме того, многих специалистов переведут на работу в другие структуры МЧС.
Однако есть риск, что часть квалифицированных кадров может потерять работу и уйти из ведомства.
Изменения в структуре центрального аппарата МЧС
Реформа затронет и центральный аппарат МЧС. Так, упраздняются некоторые дублирующие друг друга департаменты. Их функции будут централизованы.
Также планируется оптимизировать расходы центрального аппарата за счет сокращения административно-управленческих затрат.
Преобразования региональных подразделений МЧС
В регионах продолжится укрупнение главных управлений МЧС. Им будут переданы полномочия и ресурсы ликвидируемых местных подразделений.
Так, например, штат ГУ МЧС по Свердловской области пополнится примерно на 150 специалистов из других упраздняемых структур.
Это должно сделать работу региональных главков МЧС более эффективной.
Какие подразделения МЧС останутся нетронутыми?
Руководство МЧС пообещало, что сокращения не коснутся ключевых оперативных подразделений - пожарно-спасательных частей и региональных поисково-спасательных отрядов.
Для них сохранится прежний уровень финансирования, чтобы поддерживать боеготовность.
Главная цель реформы - убрать непрофильные и вспомогательные структуры, оставив боевой состав МЧС в неприкосновенности.
Модернизация системы реагирования на ЧС
Еще один важный аспект преобразований МЧС - централизация оперативного управления в кризисных ситуациях.
Ключевую роль здесь будет играть Национальный центр управления в кризисных ситуациях в Москве. Он координирует работу всех оперативных служб МЧС по стране.
Региональные главки также получат новейшее оборудование для мониторинга и реагирования на ЧС.
Повышение эффективности расходования бюджетных средств
Оптимизация структуры и штатов МЧС призвана сделать расходование бюджетных средств более эффективным. Сокращаются затраты на содержание избыточных звеньев управления.
Высвобожденные ресурсы направят на развитие ключевых подразделений МЧС, оснащение их новой техникой.
Также будет рациональнее использоваться имущественный комплекс МЧС за счет концентрации разрозненных структур.
Риски и вызовы реформы МЧС
Несмотря на заверения чиновников, эксперты высказывают опасения по поводу масштабных сокращений в МЧС.
Так, есть риск, что из-за сжатия штатов пострадает оперативность реагирования на чрезвычайные ситуации. Ведь именно боеготовность подразделений МЧС ценится превыше всего.
Кроме того, столь радикальная реорганизация неизбежно приведет к временным сбоям в работе МЧС на переходном этапе.
Поэтому важно максимально продуманно и плавно провести все преобразования в ведомстве.
Постепенный характер преобразований
Чтобы минимизировать риски, руководство МЧС намерено проводить реформу поэтапно, в течение нескольких лет.
Уже сейчас разработан график закрытия подразделений на период до 2025 года. Это позволит избежать шокового перехода.
Кроме того, все сокращения штатов будут проводиться по мере появления вакансий в сохраняемых структурах МЧС. Так увольнения будут минимальными.
Переподготовка кадров МЧС
Чтобы сохранить квалифицированные кадры, для сотрудников ликвидируемых подразделений будет организована программа переподготовки и повышения квалификации.
Это позволит им получить новые навыки в соответствии с потребностями реформированного МЧС и занять вакантные должности.
Также планируется расширить возможности дистанционного обучения спасателей, в том числе на базе цифровых технологий.
Улучшение материально-технического оснащения
На высвобожденные от оптимизации средства планируется усилить материально-техническое оснащение подразделений МЧС современным оборудованием.
Будет обновлен парк пожарных машин и спецтехники, появится новейшее оборудование для проведения спасательных работ.
Также средства направят на ремонт пожарных депо, модернизацию инфраструктуры для хранения техники.
Повышение зарплат сотрудников
Часть оптимизированных бюджетных средств планируется направить на повышение зарплат сотрудников МЧС.
Это позволит удержать в ведомстве высококвалифицированные кадры и привлечь молодых специалистов на службу.
Особое внимание будет уделено стимулирующим выплатам сотрудникам боевых подразделений МЧС.
Повышение престижа службы в МЧС
Наряду с материальным стимулированием, планируется провести комплекс мер по повышению престижа службы в МЧС.
Это включает улучшение социальных гарантий, предоставление жилья нуждающимся, дополнительные льготы для ветеранов.
Также будет усилена информационная работа, популяризация профессии спасателя среди молодежи.
Совершенствование нормативно-правовой базы
Для успешного проведения реформы потребуется совершенствование нормативно-правовой базы деятельности МЧС.
Предстоит внести изменения в положения о подразделениях, должностные инструкции, регламенты взаимодействия между структурами.
Это позволит закрепить новую организацию работы ведомства, избежать правовых коллизий.
Разработка системы ключевых показателей
Для объективной оценки эффективности реформы необходимо разработать систему ключевых показателей работы МЧС.
Это могут быть такие критерии, как время реагирования на ЧС, доля ликвидированных пожаров, количество спасенных людей.
Регулярный мониторинг этих данных позволит оценить результат преобразований.
Обратная связь от сотрудников
Важно наладить эффективную обратную связь от рядовых сотрудников МЧС в ходе реформы.
Для этого можно проводить регулярные опросы, собирать предложения по улучшению реорганизации.
Это поможет своевременно реагировать на возникающие в ходе преобразований проблемы.
Поддержка ветеранов ведомства
Необходимо обеспечить поддержку ветеранов МЧС, вышедших на пенсию до начала реформы.
Для них следует сохранить все ранее предоставленные льготы, выплаты, компенсации.
Также ветеранам должна быть обеспечена медицинская и социальная помощь, правовая защита.
Привлечение дополнительных инвестиций
Для дальнейшего развития МЧС имеет смысл привлекать внебюджетные инвестиции из частных источников.
Это будет способствовать модернизации инфраструктуры, внедрению инноваций без нагрузки на бюджет.
В частности, перспективно развивать государственно-частное партнерство в сфере пожарной безопасности.