Межличностное общение - что это такое на самом деле?

Межличностное общение - неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. Но что же такое межличностное общение на самом деле и почему оно так важно? Давайте разберемся!

Определение межличностного общения

Что такое общение в психологии? Общение - это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией путем передачи и восприятия смысловых сигналов. В процессе общения люди передают друг другу сведения, идеи, мысли, чувства.

"Что такое межличностное общение" - это общение между конкретными людьми, обладающими уникальными личностными характеристиками. В отличие от массовой коммуникации, где отправитель обращается к большой аудитории, межличностное общение предполагает тесный контакт между небольшим количеством участников.

Межличностное общение включает в себя два взаимосвязанных процесса:

  • Коммуникацию - передачу информации от одного человека к другому с помощью речи, мимики, жестов.
  • Интеракцию - взаимодействие между общающимися, их влияние друг на друга.

Виды межличностного общения

Существуют различные виды общения, которые отличаются используемыми средствами и характером взаимоотношений между участниками.

Коллеги общаются в офисе

Вербальное и невербальное общение

По способу передачи информации выделяют:

  • Вербальное (словесное) общение с помощью языка.
  • Невербальное общение с использованием мимики, жестов, позы, визуального контакта.

Невербальные сигналы дополняют и усиливают словесную коммуникацию, передавая эмоции и отношение к собеседнику.

Формальное и неформальное общение

По степени официальности отношений между партнерами выделяют:

  • Формальное общение, основанное на служебных, профессиональных, деловых контактах.
  • Неформальное общение, характерное для друзей, знакомых, членов семьи.

Формальное общение отличается сдержанностью, дистанцированностью, следованием этикету. Неформальное общение более эмоциональное и раскованное.

Межличностное общение в группах

В зависимости от количества участников выделяют:

  • Диадическое общение между двумя партнерами.
  • Общение в малой группе из 3-7 человек.
  • Общение в большой группе более 7 человек.

По мере увеличения числа участников сложность общения возрастает.

Особенности общения в социальных сетях

Современные интернет-технологии позволяют людям общаться дистанционно. Общение в соцсетях имеет ряд особенностей:

  • Анонимность и возможность создания виртуального образа.
  • Большая аудитория и массовость.
  • Сокращение невербальной составляющей общения.
  • Возможность асинхронного общения в удобное время.

Виртуальное общение не заменяет живого, но дополняет его, расширяя возможности коммуникации.

люди общаются

Функции межличностного общения

Межличностное общение выполняет в жизни человека и общества важные функции.

Информационно-коммуникативная функция

Основная функция общения - обмен информацией между людьми. Благодаря коммуникации мы получаем новые знания, делимся опытом, координируем совместную деятельность.

Регуляция поведения и деятельности

В процессе общения люди корректируют и регулируют поведение друг друга. Мы согласовываем свои действия, приходим к общему решению, разрешаем конфликты.

Познание себя и других

Общение дает нам информацию о другом человеке - его взглядах, эмоциях, личностных качествах. А через реакцию партнера мы узнаем больше и о себе самих.

Установление отношений между людьми

В процессе коммуникации формируются определенные отношения - дружеские, деловые, любовные и др. Качество этих отношений во многом зависит от стиля общения.

Процесс межличностного общения

Процесс общения можно разделить на несколько этапов.

Возникновение потребности в общении

Прежде чем начать общение, у человека возникает внутренняя потребность передать информацию или получить ее от партнера.

Формирование и передача сообщения

На этом этапе происходит кодирование информации с помощью языка или других знаковых систем, и передача сообщения по каналам коммуникации.

Прием и декодирование сообщения

Получатель сообщения интерпретирует знаки, раскрывает заложенный в них смысл.

Обратная связь в межличностном общении

Очень важный элемент - реакция получателя, которая показывает, насколько правильно он понял посыл. Обратная связь помогает скорректировать процесс общения.

Навыки эффективного общения

"Что такое межличностное общение" предполагает владение определенными коммуникативными навыками, помогающими установить контакт с собеседником.

Умение слушать

Активное слушание - один из важнейших навыков эффективного общения. Внимательно слушая партнера, мы демонстрируем ему свое уважение и интерес.

Умение задавать вопросы

Искусно заданные вопросы помогают получить нужную информацию от собеседника, уточнить детали, поддержать беседу.

Язык жестов и позы в общении

Правильно используемые невербальные сигналы (мимика, жесты, поза) усиливают эффективность общения, передают наши эмоции.

Искусство убеждения и аргументации

Чтобы убедить собеседника, нужно использовать точные, веские аргументы, апеллировать к разуму и чувствам слушателя.

Техники конструктивной критики

Критикуя, важно сфокусироваться на проблеме, а не на личности. Предлагать пути решения, а не просто ругать.

Уместная похвала и одобрение

Искренняя похвала, комплименты мотивируют собеседника, создают позитивную атмосферу общения.

Трудности межличностного общения

Несмотря на кажущуюся простоту, общение может сталкиваться с определенными сложностями.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество