Изображение человеческой фигуры - одна из самых сложных задач для художника. От того, насколько правдиво и реалистично вы сумеете передать анатомию тела, зависит успех ваших работ. В этой статье мы подробно разберем основы рисования фигуры человека - от пропорций и построения скелета до мышц и пластики движений. С нами вы быстро освоите это полезное умение.
Пропорции тела человека
"Золотое сечение" и другие каноны пропорций в истории искусства. Основные пропорции: соотношение частей тела по высоте головы. Различия в пропорциях мужского и женского тела. Индивидуальные особенности фигуры конкретного человека.
По "золотому сечению" идеальная фигура человека вписывается в прямоугольник, у которого отношение сторон равно 1,618.
Для определения пропорций часто используют высоту головы как единицу измерения. В классическом каноне высота фигуры составляет 7-8 голов. Учитываются:
- Высота головы от подбородка до макушки.
- Высота шеи.
- Расстояние от подбородка до сосков.
- Расстояние от сосков до пупка.
- Расстояние от пупка до промежности.
- Расстояние от промежности до середины бедра.
- Расстояние от середины бедра до колен.
- Расстояние от колен до стоп.
У мужчин плечи шире бедер, а у женщин наоборот. Женские плечи более округлые, талия тоньше, бедра шире. Но есть и индивидуальные вариации.
Построение скелета
Чтобы нарисовать фигуру человека, начинают с построения скелета - позвоночника, ребер, таза, конечностей. Нужно правильно передать суставы и их подвижность, объем и форму костей.
- Наметить ось позвоночника как изогнутую линию.
- Прикрепить ребра к грудному отделу.
- Нарисовать тазовый пояс и соединить с позвоночником.
- Добавить ключицы, лопатки, плечи, локти, кисти.
- Ноги прикрепить к тазу через тазобедренный сустав.
- Разместить колени, голени, стопы.
Позвонки | 33-34 штуки |
Ребра | 12 пар |
Кости кисти | 27 в каждой |
Кисти и стопы состоят из множества мелких косточек. Суставы имеют разную степень подвижности - от неподвижного до шаровидного. Это влияет на движения и позы.
Мышцы и их роль в формировании объема тела
После построения костяка добавляют основные мышцы. Их форма и объем меняются в зависимости от положения тела и движений.
В человеческом теле более 600 мышц. Самые крупные - икроножная, ягодичная, дельтовидная.
Главное при рисовании мышц - учитывать их расположение и функции. Например, как нарисовать тело человека, когда он поднимает руку? Плечевая и дельтовидная мышцы при этом напрягаются и увеличиваются в объеме.
Также важно правильно передать переходы между мышцами, их прикрепления к костям. Это создаст реалистичный объем фигуры при любых положениях и движениях.
Пластика и движение фигуры
Помимо анатомического строения, художнику важно передать пластику и естественность движений фигуры.
- Статичные позы с опорой на обе ноги.
- Динамичные позы в движении или с переносом веса.
- Жесты и мимика для выразительности.
Нужно представлять центр тяжести тела и равновесие. Поза должна быть устойчивой или с отклонением в соответствии с движением. Переходы между позами плавные, мышцы напряжены естественно.
Для реалистичности полезно рисовать с натуры или фотографий. Также есть специальные книги с изображением движений.
Главное - наблюдательность и понимание биомеханики тела. Тогда движения на рисунке будут выглядеть органично.
Поэтапное рисование фигуры человека
Процесс рисования фигуры можно разбить на этапы:
- Набросок общих пропорций.
- Построение костяка.
- Добавление основных мышц.
- Уточнение деталей и объема.
- Проработка мимики и движения.
Сначала намечаем точки основных суставов, ось позвоночника. Затем конструируем костяк и мышцы. После этого детализируем лицо, кисти, стопы. И в конце - пластика и динамика фигуры.
При рисовании мужского тела обращать внимание на широкие плечи, узкий таз, длинные конечности. Женское отличается более округлыми формами.
Типичная ошибка новичков - неверные пропорции. Поэтому очень важно соблюдать последовательность и постепенно уточнять детали.
Голова и лицо
Голова требует отдельного внимания, ведь лицо - самая выразительная часть фигуры. Важны пропорции черепа, расположение глаз, носа, рта.
Для выразительности прорабатывают:
- Мимику бровей, губ.
- Эмоции во взгляде.
- Индивидуальные черты.
- Прическу, украшения и т.д.
Лицо может многое рассказать о характере и настроении персонажа. Поэтому так важно уделить ему время при рисовании фигуры.
В целом, изображение тела человека - комплексный процесс. Нужно знать анатомию, пропорции, пластику движений. Но ключевым остается наблюдательность и практика. Тогда со временем получится нарисовать реалистичную и выразительную фигуру.
Рисование фигуры в одежде
После того, как мы разобрали основы анатомии, стоит уделить внимание изображению фигуры в одежде. Это тоже непростая задача для художника.
Главное - понимать взаимодействие ткани и тела под ней. Складки будут направлены в соответствии с объемами мышц и движением суставов.
На тяжелых тканях, вроде бархата или плотной шерсти, складки глубже и четче. А на легких, например шелке, они мягче и плавнее.
Также важно учитывать свойства конкретной одежды - ее крой, длину, силуэт. Например, юбка или платье будут создавать иной рисунок складок, чем брюки.
Кроме того, костюм может многое рассказать о персонаже - его характере, социальном статусе, профессии. Этим стоит пользоваться при создании образа.
Практические советы художникам
Для успешного освоения рисования фигуры дадим несколько практических рекомендаций:
- Выбирать подходящие материалы - карандаш, уголь, и др.
- Делать скоростные наброски для тренировки глазомера.
- Использовать пособия по анатомии и движению.
- Рисовать с натуры и по фото для реалистичности.
Полезно начинать с набросков отдельных частей тела, а затем переходить к целой фигуре. Со временем это войдет в привычку.
Не стоит сразу стремиться к идеальному результату. Важнее постепенно накапливать опыт и улучшать свои навыки.
Типичные ошибки начинающих и их исправление
Рассмотрим типичные ошибки, которые допускают начинающие, и как их исправить:
- Неверные пропорции - сверяться с канонами и пособиями.
- Плоскостное изображение - больше работать над объемом.
- Неестественные позы - наблюдать и анализировать реальные движения.
- Проблемы с мимикой - делать зарисовки выражений лица.
Главное - не стесняться экспериментировать и критически оценивать результат. С опытом ошибок будет все меньше.
Подробнее о пропорциях
Давайте подробнее разберем пропорции человеческой фигуры. Как мы говорили ранее, в классическом каноне высота взрослого человека составляет 7-8 голов. Но есть и другие пропорциональные схемы.
- "Канон Поликлета" - высота фигуры в 7,5 голов.
- "Канон Леонардо да Винчи" - 8 голов.
- В эпоху Возрождения - 9 и даже 10 голов.
Кроме того, пропорции меняются с возрастом. Например, у младенца высота - 4 головы, у ребенка 5-6. Также на пропорции влияет этническая принадлежность.
Работа с натурой и пособиями
Очень полезно рисовать реальных людей. Это поможет лучше понять анатомию и пластику живого человека. При этом важны:
- Правильная постановка модели.
- Выбор интересных ракурсов и поз.
- Быстрые наброски разных фигур.
Также рекомендуется использовать пособия по пластической анатомии с изображением мышц, костей и суставов.
Стилизация и творческий подход
Знание реалистичной анатомии - фундамент для художника. Но можно экспериментировать и со стилизацией.
- Преувеличение пропорций для выразительности.
- Упрощение или деформация форм.
- Смешение с другими художественными стилями.
Главное - чтобы стилизация была осознанной, а не из-за незнания реалистичных пропорций. Тогда можно создавать уникальные авторские образы.
Разные материалы для рисования
Экспериментируйте с разными художественными материалами при рисовании фигуры:
- Карандаш для точных линий.
- Уголь для объема.
- Акварель для легких плавных переходов.
- Пастель для мягких цветов и фактур.
Каждый материал даст свои нюансы в передаче формы, фактуры кожи, складок одежды. Со временем найдите для себя оптимальные.
Изображение разных возрастов и полов
Помимо взрослого человека, полезно учиться рисовать:
- Детей - с более короткими конечностями.
- Подростков - с непропорционально длинными руками и ногами.
- Пожилых людей - с менее четким рельефом мышц.
Также есть различия в сложении мужского и женского тела. Изучайте эти нюансы для расширения своих навыков.