Основы начинающего художника: как нарисовать тело человека

Изображение человеческой фигуры - одна из самых сложных задач для художника. От того, насколько правдиво и реалистично вы сумеете передать анатомию тела, зависит успех ваших работ. В этой статье мы подробно разберем основы рисования фигуры человека - от пропорций и построения скелета до мышц и пластики движений. С нами вы быстро освоите это полезное умение.

Пропорции тела человека

"Золотое сечение" и другие каноны пропорций в истории искусства. Основные пропорции: соотношение частей тела по высоте головы. Различия в пропорциях мужского и женского тела. Индивидуальные особенности фигуры конкретного человека.

По "золотому сечению" идеальная фигура человека вписывается в прямоугольник, у которого отношение сторон равно 1,618.

Для определения пропорций часто используют высоту головы как единицу измерения. В классическом каноне высота фигуры составляет 7-8 голов. Учитываются:

  • Высота головы от подбородка до макушки.
  • Высота шеи.
  • Расстояние от подбородка до сосков.
  • Расстояние от сосков до пупка.
  • Расстояние от пупка до промежности.
  • Расстояние от промежности до середины бедра.
  • Расстояние от середины бедра до колен.
  • Расстояние от колен до стоп.

У мужчин плечи шире бедер, а у женщин наоборот. Женские плечи более округлые, талия тоньше, бедра шире. Но есть и индивидуальные вариации.

Построение скелета

Чтобы нарисовать фигуру человека, начинают с построения скелета - позвоночника, ребер, таза, конечностей. Нужно правильно передать суставы и их подвижность, объем и форму костей.

  1. Наметить ось позвоночника как изогнутую линию.
  2. Прикрепить ребра к грудному отделу.
  3. Нарисовать тазовый пояс и соединить с позвоночником.
  4. Добавить ключицы, лопатки, плечи, локти, кисти.
  5. Ноги прикрепить к тазу через тазобедренный сустав.
  6. Разместить колени, голени, стопы.
Позвонки 33-34 штуки
Ребра 12 пар
Кости кисти 27 в каждой

Кисти и стопы состоят из множества мелких косточек. Суставы имеют разную степень подвижности - от неподвижного до шаровидного. Это влияет на движения и позы.

Мышцы и их роль в формировании объема тела

После построения костяка добавляют основные мышцы. Их форма и объем меняются в зависимости от положения тела и движений.

В человеческом теле более 600 мышц. Самые крупные - икроножная, ягодичная, дельтовидная.

Главное при рисовании мышц - учитывать их расположение и функции. Например, как нарисовать тело человека, когда он поднимает руку? Плечевая и дельтовидная мышцы при этом напрягаются и увеличиваются в объеме.

Также важно правильно передать переходы между мышцами, их прикрепления к костям. Это создаст реалистичный объем фигуры при любых положениях и движениях.

Художница рисует ню мужчину

Пластика и движение фигуры

Помимо анатомического строения, художнику важно передать пластику и естественность движений фигуры.

  • Статичные позы с опорой на обе ноги.
  • Динамичные позы в движении или с переносом веса.
  • Жесты и мимика для выразительности.

Нужно представлять центр тяжести тела и равновесие. Поза должна быть устойчивой или с отклонением в соответствии с движением. Переходы между позами плавные, мышцы напряжены естественно.

Для реалистичности полезно рисовать с натуры или фотографий. Также есть специальные книги с изображением движений.

Главное - наблюдательность и понимание биомеханики тела. Тогда движения на рисунке будут выглядеть органично.

Поэтапное рисование фигуры человека

Процесс рисования фигуры можно разбить на этапы:

  1. Набросок общих пропорций.
  2. Построение костяка.
  3. Добавление основных мышц.
  4. Уточнение деталей и объема.
  5. Проработка мимики и движения.

Сначала намечаем точки основных суставов, ось позвоночника. Затем конструируем костяк и мышцы. После этого детализируем лицо, кисти, стопы. И в конце - пластика и динамика фигуры.

При рисовании мужского тела обращать внимание на широкие плечи, узкий таз, длинные конечности. Женское отличается более округлыми формами.

Типичная ошибка новичков - неверные пропорции. Поэтому очень важно соблюдать последовательность и постепенно уточнять детали.

Голова и лицо

Голова требует отдельного внимания, ведь лицо - самая выразительная часть фигуры. Важны пропорции черепа, расположение глаз, носа, рта.

Для выразительности прорабатывают:

  • Мимику бровей, губ.
  • Эмоции во взгляде.
  • Индивидуальные черты.
  • Прическу, украшения и т.д.

Лицо может многое рассказать о характере и настроении персонажа. Поэтому так важно уделить ему время при рисовании фигуры.

В целом, изображение тела человека - комплексный процесс. Нужно знать анатомию, пропорции, пластику движений. Но ключевым остается наблюдательность и практика. Тогда со временем получится нарисовать реалистичную и выразительную фигуру.

Модель анатомии на столе

Рисование фигуры в одежде

После того, как мы разобрали основы анатомии, стоит уделить внимание изображению фигуры в одежде. Это тоже непростая задача для художника.

Главное - понимать взаимодействие ткани и тела под ней. Складки будут направлены в соответствии с объемами мышц и движением суставов.

На тяжелых тканях, вроде бархата или плотной шерсти, складки глубже и четче. А на легких, например шелке, они мягче и плавнее.

Также важно учитывать свойства конкретной одежды - ее крой, длину, силуэт. Например, юбка или платье будут создавать иной рисунок складок, чем брюки.

Кроме того, костюм может многое рассказать о персонаже - его характере, социальном статусе, профессии. Этим стоит пользоваться при создании образа.

Практические советы художникам

Для успешного освоения рисования фигуры дадим несколько практических рекомендаций:

  • Выбирать подходящие материалы - карандаш, уголь, и др.
  • Делать скоростные наброски для тренировки глазомера.
  • Использовать пособия по анатомии и движению.
  • Рисовать с натуры и по фото для реалистичности.

Полезно начинать с набросков отдельных частей тела, а затем переходить к целой фигуре. Со временем это войдет в привычку.

Не стоит сразу стремиться к идеальному результату. Важнее постепенно накапливать опыт и улучшать свои навыки.

Типичные ошибки начинающих и их исправление

Рассмотрим типичные ошибки, которые допускают начинающие, и как их исправить:

  • Неверные пропорции - сверяться с канонами и пособиями.
  • Плоскостное изображение - больше работать над объемом.
  • Неестественные позы - наблюдать и анализировать реальные движения.
  • Проблемы с мимикой - делать зарисовки выражений лица.

Главное - не стесняться экспериментировать и критически оценивать результат. С опытом ошибок будет все меньше.

Подробнее о пропорциях

Давайте подробнее разберем пропорции человеческой фигуры. Как мы говорили ранее, в классическом каноне высота взрослого человека составляет 7-8 голов. Но есть и другие пропорциональные схемы.

  • "Канон Поликлета" - высота фигуры в 7,5 голов.
  • "Канон Леонардо да Винчи" - 8 голов.
  • В эпоху Возрождения - 9 и даже 10 голов.

Кроме того, пропорции меняются с возрастом. Например, у младенца высота - 4 головы, у ребенка 5-6. Также на пропорции влияет этническая принадлежность.

Работа с натурой и пособиями

Очень полезно рисовать реальных людей. Это поможет лучше понять анатомию и пластику живого человека. При этом важны:

  • Правильная постановка модели.
  • Выбор интересных ракурсов и поз.
  • Быстрые наброски разных фигур.

Также рекомендуется использовать пособия по пластической анатомии с изображением мышц, костей и суставов.

Стилизация и творческий подход

Знание реалистичной анатомии - фундамент для художника. Но можно экспериментировать и со стилизацией.

  • Преувеличение пропорций для выразительности.
  • Упрощение или деформация форм.
  • Смешение с другими художественными стилями.

Главное - чтобы стилизация была осознанной, а не из-за незнания реалистичных пропорций. Тогда можно создавать уникальные авторские образы.

Разные материалы для рисования

Экспериментируйте с разными художественными материалами при рисовании фигуры:

  • Карандаш для точных линий.
  • Уголь для объема.
  • Акварель для легких плавных переходов.
  • Пастель для мягких цветов и фактур.

Каждый материал даст свои нюансы в передаче формы, фактуры кожи, складок одежды. Со временем найдите для себя оптимальные.

Изображение разных возрастов и полов

Помимо взрослого человека, полезно учиться рисовать:

  • Детей - с более короткими конечностями.
  • Подростков - с непропорционально длинными руками и ногами.
  • Пожилых людей - с менее четким рельефом мышц.

Также есть различия в сложении мужского и женского тела. Изучайте эти нюансы для расширения своих навыков.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество