Подшипники - незаменимые элементы во многих механизмах. Они обеспечивают плавное и бесшумное вращение валов и осей. Одним из самых распространенных является подшипник 303. Давайте подробно разберем его конструкцию, размеры, характеристики и области применения.
Конструкция и особенности подшипника 303
Подшипник 303 относится к типу шариковых радиальных однорядных подшипников. Он состоит из следующих основных элементов:
- Внутреннее кольцо
- Наружное кольцо
- Ряд шариков, зажатых между кольцами
- Сепаратор, разделяющий шарики
В отличие от закрытых подшипников, 303-я модель имеет открытую конструкцию. Это означает, что шарики и сепаратор доступны с обеих сторон. Такая конструкция обеспечивает хороший доступ смазки к трущимся поверхностям. Но в то же время подшипник не защищен от попадания пыли и грязи извне.
Поэтому подшипник 303 чаще всего используется в закрытых узлах различных механизмов и агрегатов. Это позволяет предотвратить загрязнение его внутренних деталей.
Конструкция подшипника 303 позволяет ему выдерживать значительные радиальные нагрузки и вращаться на высоких скоростях. Это достигается за счет использования шариков в качестве тел качения, которые создают меньшее трение по сравнению с роликами.
Материалы деталей подшипника 303
Детали подшипника 303 изготавливаются из следующих материалов:
- Кольца - сталь 50ХФА, 52100
- Шарики - сталь ШХ15, 100Cr6, SUJ2
- Сепаратор - сталь 08кп, 08Ю
Иногда вместо стального сепаратора используются сепараторы из бронзы, латуни или пластмассы. Это позволяет уменьшить шум при работе подшипника.
Типы сепараторов в подшипнике 303
Стандартный подшипник 303 комплектуется стальным сепаратором. Но существуют и другие варианты исполнения сепаратора:
- Из латуни или бронзы - для уменьшения шума
- Из пластмассы - для работы в агрессивных средах
- Из нержавеющей стали - повышенная коррозионная стойкость
Кроме материала, сепараторы различаются способом изготовления. Например, штампованные или металлокерамические сепараторы отличаются более высокой точностью.
Особенности открытого и закрытого исполнения
Помимо базовой открытой конструкции, выпускаются также закрытые модификации подшипника 303:
- 60303 - с односторонней металлической крышкой
- 80303 - с двусторонней металлической крышкой
- 180303 - с резиновыми уплотнениями с обеих сторон
Закрытые подшипники содержат пластичную смазку и не требуют дополнительной смазки в процессе работы.
Маркировка подшипника 303
Маркировка на наружном кольце подшипника 303 содержит следующие обозначения:
- 303 - номер подшипника по ГОСТ
- 6 - класс точности
- 0 - категория производства
Таким образом, полная маркировка имеет вид: 6-0 303 ГОСТ 8338-75 или 6-0 303 ГОСТ 520-2011.
Для импортных аналогов используется обозначение 6303 по стандарту ISO.
Размеры и характеристики подшипника 303
Рассмотрим основные размеры и технические характеристики подшипника 303:
- Внутренний и наружный диаметры
Внутренний диаметр (d) - 17 мм, наружный диаметр (D) - 47 мм
- Ширина подшипника
Ширина (B) подшипника 303 составляет 14 мм.
- Количество и диаметр шариков
Подшипник 303 содержит 6 шариков диаметром 9,525 мм каждый.
- Допустимая частота вращения
Максимальная частота вращения подшипника 303 - 19000 об/мин.
- Статическая и динамическая грузоподъемность
Статическая грузоподъемность подшипника 303 составляет 6,55 кН.
Динамическая грузоподъемность - 13,5 кН.
- Радиальный и осевой зазоры
Радиальный зазор подшипника 303 находится в пределах 15-35 мкм. Осевой зазор составляет 0,13 мм.
Допуски по точности изготовления
Подшипник 303, как правило, изготавливается в 6-м классе точности по ГОСТ 3189-89. Это означает следующие предельные отклонения размеров:
- по наружному диаметру - (+27; -18) мкм
- по внутреннему диаметру - (+20; -11) мкм
Также выпускаются более точные подшипники 303 4-го и 5-го классов точности.
Таблицы размеров для разных модификаций
Обозначение | d, мм | D, мм | B, мм |
303 | 17 | 47 | 14 |
60303 | 17 | 47 | 14 |
180303 | 17 | 47 | 14 |
Как видно из таблицы, основные габаритные размеры совпадают для всех модификаций подшипника 303.