Кнопка аварийной остановки - важный элемент управления

Кнопка аварийной остановки - это элемент управления, нажатие на который прекращает работу машин и механизмов в аварийной ситуации. Узнайте в этой статье о том, как устроена и работает кнопка аварийного останова, ее видах и особенностях применения. Получите рекомендации по выбору и использованию кнопки аварийной остановки для обеспечения безопасности на производстве.

Назначение и принцип действия кнопки аварийной остановки

Кнопка аварийной остановки предназначена для экстренного останова работы машин, механизмов, технологических линий и другого промышленного оборудования в аварийной ситуации, когда продолжение их функционирования может привести к травмам персонала, поломке оборудования или иным нежелательным последствиям.

Основная функция кнопки аварийной остановки - мгновенно обесточить электроприводы работающего оборудования и заблокировать повторный запуск без вмешательства оператора. Это достигается путем принудительного размыкания электрической цепи при нажатии на кнопку.

Нажатие кнопки аварийной остановки приводит к резкой остановке оборудования, что может повлечь поломки при слишком частом использовании этой функции вместо штатной остановки.

От обычной кнопки пуска/останова аварийная кнопка отличается тем, что ее активация не просто прерывает рабочий процесс, а полностью обесточивает все электроприводы, тем самым исключая возможность несанкционированного запуска оборудования.

Требование об оснащении опасных производственных объектов и техники кнопками аварийной остановки прописано во многих международных и национальных стандартах и нормативных документах.

Конструкция и составные части кнопки аварийной остановки

Любая кнопка аварийной остановки состоит из корпуса, актуатора (кнопки) и контактной группы.

Корпус кнопки аварийной остановки

Корпус защищает внутренние элементы кнопки от внешних воздействий. Корпуса бывают пластиковые и металлические. Для использования в неблагоприятных условиях применяют металлические корпуса с высокой степенью защиты IP65 и выше.

Рука нажимает на большую красную кнопку аварийной остановки на панели управления

Актуатор

Актуатор - это функциональный элемент, кнопка, по нажатию на которую срабатывает механизм кнопки аварийной остановки.

Существует несколько разновидностей актуаторов:

  • Грибовидный актуатор красного цвета
  • Плоский актуатор красного цвета
  • Актуатор с ключом для предотвращения случайного нажатия

Согласно ГОСТ, актуатор кнопки аварийной остановки должен быть красного цвета, иметь форму грибка и фиксироваться после нажатия.

Контактная группа

Внутри корпуса располагается контактная группа, которая обеспечивает размыкание электрической цепи при нажатии на кнопку. Контактные группы бывают:

  • Однополюсные
  • Многополюсные (2-4 полюса)
  • С нормально-замкнутыми контактами
  • С нормально-разомкнутыми контактами
  • С переключающими контактами

Выбор типа и количества контактов зависит от схемы подключения кнопки аварийной остановки в системе управления.

Рабочий улыбается и показывает на красную кнопку аварийной остановки

Виды и разновидности кнопок аварийной остановки

Существует множество различных видов и модификаций кнопок аварийной остановки. Рассмотрим основные из них.

По способу установки

По способу монтажа кнопки аварийной остановки делятся на:

  • Выступающие (монтаж с передней стороны панели)
  • Утопленные (монтаж со стороны задней части панели)

Выступающие кнопки удобны тем, что их легко найти и быстро нажать в аварийной ситуации. Утопленные экономят место на панели.

По способу сброса

После нажатия кнопку аварийной остановки нужно вернуть в исходное состояние, чтобы восстановить работу оборудования. По этому признаку кнопки делятся на:

  • С фиксацией - требуют поворота или выдергивания актуатора
  • Без фиксации - возвращаются в исходное состояние сразу после отпускания

Кнопки без фиксации чаще применяются на транспортных средствах, а с фиксацией - на стационарном оборудовании.

По принципу действия

  • Принудительного размыкания - сразу размыкают цепь
  • С задержкой - вначале подают сигнал на остановку, затем размыкают цепь

Кнопки принудительного размыкания наиболее распространены, т.к. обеспечивают мгновенный останов оборудования.

По типу актуатора

Помимо стандартных грибовидных актуаторов используют:

  • Плоские актуаторы
  • Актуаторы со шнуром
  • Актуаторы с ключом

Актуаторы со шнуром удобны для остановки крупногабаритной техники. Актуаторы с ключом предотвращают случайное нажатие.

Дополнительные опции

Современные кнопки аварийной остановки могут иметь:

  • Подсветку
  • Блокировку от случайного нажатия
  • Защиту от вандализма
  • Устройства контроля

Это повышает эргономичность и надежность кнопок аварийного останова.

Правила выбора и установки кнопок аварийной остановки

Чтобы гарантировать эффективность аварийной остановки, нужно правильно выбрать и установить кнопки аварийного останова.

При выборе кнопки аварийной остановки учитывают:

  • Условия эксплуатации (открытые/закрытые помещения, климатические факторы)
  • Требуемую категорию остановки (0 или 1)
  • Напряжение и силу тока
  • Количество и тип контактов
  • Способ установки и монтажа
  • Наличие дополнительных функций

Рекомендуемое количество аварийных кнопок на единицу оборудования:

  • Мобильные машины - 1-2 шт
  • Стационарные машины - 2-3 шт
  • Автоматизированные линии - 3-5 шт

Кнопки аварийной остановки следует располагать в легкодоступных местах рядом с пультами управления, а также дополнительно - в зонах повышенной опасности.

Схемы подключения кнопок аварийной остановки

Существует несколько типовых схем подключения кнопок аварийной остановки:

  1. С нормально-замкнутым контактом в цепи управления
  2. С нормально-разомкнутым контактом в цепи управления
  3. С дублированием контактов
  4. С промежуточным реле

Конкретная схема зависит от особенностей системы управления оборудованием.

При монтаже кнопок аварийной остановки необходимо:

  • Соблюдать требования зазоров и усилий нажатия
  • Выполнять заземление в соответствии со схемой
  • Исключать скручивание и пережатие кабелей

После монтажа проводят функциональную проверку работоспособности каждой кнопки аварийной остановки.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.