Выделенная полоса для общественного транспорта - особенности и правила движения

Выделенные полосы для общественного транспорта - неотъемлемая часть транспортной инфраструктуры крупных городов. Они позволяют ускорить движение автобусов и троллейбусов в часы пик, сделав городской транспорт более привлекательным для пассажиров. Однако правила движения по таким полосам вызывают много вопросов у водителей. Давайте разберемся в нюансах!

Типы выделенных полос и их обозначение

Существует два основных типа выделенных полос для общественного транспорта:

  • Попутные - располагаются по ходу общего потока транспортных средств. Например, крайняя правая полоса на многополосной дороге может быть выделена для движения автобусов.
  • Встречные - идут навстречу общему потоку. Часто встречаются на дорогах с односторонним движением, где выделенная полоса предназначена для движения маршруток и автобусов во встречном направлении.

Для обозначения выделенных полос используются следующие дорожные знаки:

  • 5.11.1 "Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств" - предупреждает о наличии встречной выделенной полосы впереди;
  • 5.14 "Полоса для маршрутных транспортных средств" - обозначает начало и конец выделенной полосы;
  • 3.1 "Въезд запрещен" с табличкой 8.14 "Полоса движения" - запрещает выезд на выделенную полосу.

Также выделенные полосы обозначаются разметкой 1.23.1 в виде буквы "А" на полосе. Однако для запрета движения по ней требуются знаки.

Кто имеет право двигаться по выделенным полосам

Согласно пункту 18.2 ПДД по выделенным полосам разрешено движение:

  • Маршрутных транспортных средств (автобусы, троллейбусы, маршрутные такси);
  • Школьных автобусов;
  • Легковых такси;
  • Велосипедистов;
  • Автомобилей, указанных в специальных перечнях для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Однако школьные автобусы, такси и велосипедисты могут двигаться по выделенным полосам не всегда. Например, если установлен знак 3.1 "Въезд запрещен", то им запрещен выезд на такую полосу.

Случаи выезда на выделенную полосу

Для других транспортных средств движение по выделенной полосе запрещено. Однако согласно пункту 18.2 ПДД они могут выезжать на нее в таких ситуациях:

  • При повороте направо или налево - если выделенная полоса отделена прерывистой разметкой;
  • Для посадки и высадки пассажиров - тоже при условии прерывистой разметки;
  • Для объезда препятствия - при условии, что создаются препятствия движению по основной полосе.

Также разрешен выезд на выделенную полосу при въезде на дорогу. При этом нельзя создавать помехи движению маршрутного транспорта.

С 1 сентября 2023 года на экзамене в ГИБДД применяются новые экзаменационные билеты. Информация о новых вопросах приведена в следующей серии статей. 26 сентября 2023 Новые тарифы ОСАГО С 12 сентября 2023 года вводятся новые тарифы ОСАГО. Рассчитать стоимость страховки можно с помощью обновленного калькулятора ОСАГО 7 сентября 2023 Новая редакция ПДД Новая редакция ПДД, вступающая в силу 1 сентября 2023 года, доступна для скачивания здесь. Также рекомендуем изучить серию статей, посвященную изменениям ПДД. 30 августа 2023

Как видно из цитаты, правила движения по выделенным полосам регулярно обновляются. Важно следить за изменениями в ПДД и помнить основные моменты.

Водитель автобуса

Особенности движения в выходные и праздничные дни

В некоторых городах выделенные полосы работают только по расписанию - в рабочие дни. Это обозначается сочетанием знаков:

  • 5.14 "Полоса для маршрутных транспортных средств";
  • 8.5.2 "Рабочие дни".

В выходные и праздники движение по таким полосам разрешено для всех. Однако пересекать сплошную разметку по-прежнему нельзя.

Также в России практикуется перенос выходных дней. Например, в 2023 году выходные 1 и 8 января перенесены на 24 февраля и 8 мая соответственно. Такие дни считаются рабочими.

Поэтому перед поездкой в выходной день водителю следует убедиться, что этот день действительно является нерабочим.

Велосипедисты и выделенные полосы

Согласно пункту 24.2 ПДД, велосипедистам разрешено движение по выделенным полосам для маршрутных ТС, которые расположены на крайней правой полосе.

Однако при этом для велосипедистов действуют некоторые ограничения:

  • Нельзя выезжать на выделенную полосу, если это запрещено знаком (например, "кирпич");
  • Можно только двигаться, но не останавливаться;
  • Нужно уступать дорогу общественному транспорту.

Таким образом, при движении по выделенной полосе велосипедист должен быть предельно внимателен и осторожен.

Такси на выделенной полосе

Выделенные полосы на перекрестках

На перекрестках действуют следующие особенности движения по выделенным полосам:

  • Маршрутный транспорт имеет преимущество перед другими ТС, кроме спецтранспорта;
  • Для поворота следует заблаговременно перестраиваться на выделенную полосу через прерывистую разметку;
  • При запрете на поворот знаком 5.14.1 нельзя выполнять поворот с выделенной полосы.

Особое внимание нужно обращать на встречные выделенные полосы, выезд на которые категорически запрещен.

Автоматическая фиксация нарушений

Среди наиболее частых нарушений на выделенных полосах:

  • Выезд без разрешения;
  • Движение по полосе;
  • Остановка и стоянка.

Такие нарушения фиксируются с помощью камер фотовидеофиксации, установленных на опасных участках дорог.

Чтобы избежать необоснованных штрафов, водителю следует:

  • Внимательно смотреть знаки и разметку;
  • Знать правила движения по выделенным полосам;
  • Не совершать опасных маневров в зонах контроля.

Штрафы за нарушения на выделенных полосах

Штрафы за нарушения на выделенных полосах значительно варьируются в зависимости от:

  • Региона (Москва/Санкт-Петербург или другие регионы);
  • Типа выделенной полосы (попутная или встречная);
  • Количества нарушений (первое или повторное).

Например, за движение по встречной выделенной полосе в Москве штраф составляет 5000 рублей, а в других регионах - от 1500 до 5000 рублей.

Подробную информацию о штрафах можно найти в статье "Штраф за движение по полосе для автобусов в 2023 году".

Оспаривание штрафов

Типичными причинами для обжалования штрафов за нарушения на выделенных полосах являются:

  • Отсутствие необходимых знаков или разметки;
  • Неверная работа камеры;
  • Наличие обстоятельств непреодолимой силы.

Для оспаривания штрафа необходимо подать жалобу в ГИБДД в течение 10 дней со дня вынесения постановления. К жалобе следует приложить доказательства.

С учетом особенностей фиксации нарушений на выделенных полосах вероятность успешного обжалования довольно высока.

Практические советы по движению рядом с выделенными полосами

Для безопасного вождения рядом с выделенными полосами водителям стоит придерживаться следующих рекомендаций:

  • Заблаговременно перестраиваться к выделенной полосе для поворота, чтобы не создавать аварийной ситуации;
  • Не выполнять опасных маневров (обгона, резкого торможения) в непосредственной близости от выделенной полосы;
  • Увеличивать дистанцию до общественного транспорта, движущегося по выделенной полосе, так как он имеет преимущество.

Взаимодействие с общественным транспортом на выделенных полосах

При движении рядом с выделенными полосами особое внимание стоит уделять общественному транспорту:

  • Уступать дорогу общественному транспорту, выезжающему с остановок, расположенных на выделенной полосе;
  • Не перестраиваться на выделенную полосу непосредственно перед большим автобусом или троллейбусом;
  • Быть готовым к резкому выезду маршруток с выделенной полосы.

Типичные ошибки водителей на дорогах с выделенными полосами

Распространенными ошибками водителей на дорогах с выделенными полосами являются:

  • Невнимательность к знакам, запрещающим движение по выделенной полосе;
  • Неправильный выезд на выделенную полосу через сплошную разметку;
  • Нарушение правил поворота с выделенной полосы.

Такие ошибки часто приводят к серьезным ДТП и значительным штрафам. Водителю следует быть предельно бдительным.

Современные технологии контроля выделенных полос

Для предотвращения нарушений правил на выделенных полосах используются современные технические средства:

  • Видеокамеры с функцией распознавания номеров;
  • Датчики движения, фиксирующие наезд на разметку;
  • Комплексы автоматической фиксации нарушений.

Такие технологии позволяют значительно снизить аварийность на выделенных полосах.

Перспективы развития выделенных полос

В перспективе ожидается дальнейшее развитие сети выделенных полос и ужесточение контроля за их использованием, в том числе:

  • Увеличение протяженности выделенных полос, особенно встречных;
  • Расширение списка транспортных средств, которым разрешена езда по ним;
  • Внедрение новых технологий контроля, включая видеоаналитику и искусственный интеллект.

Эти меры призваны сделать выделенные полосы максимально эффективным элементом транспортной инфраструктуры городов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество