Конституция РФ - основной закон нашей страны. Как и любой документ, она нуждается в периодическом обновлении. Каков порядок внесения поправок в Основной закон? Этот процесс непрост, но очень важен. Давайте разберемся в нем подробно.
Предложения о поправках: кто может вносить
Согласно статье 134 Конституции РФ, правом внесения предложений о поправках обладают:
- Президент Российской Федерации
- Совет Федерации
- Государственная Дума
- Правительство Российской Федерации
- Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации
- Группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы
Таким образом, инициаторами изменений в Конституцию могут выступать как федеральные органы власти, так и региональные законодательные собрания, а также значительные фракции обеих палат Федерального Собрания.
В последние годы наиболее резонансные предложения о поправках вносил Президент РФ. В частности, в 2008 году глава государства внес в Госдуму проекты законов об увеличении сроков полномочий президента и депутатов, а также расширении контрольных функций парламента.
Различия в порядке внесения поправок в разные главы Конституции
Согласно Конституции РФ, особый порядок установлен для внесения изменений в первую, вторую и девятую главы Основного Закона:
Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
Эти главы закрепляют основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, а также порядок пересмотра Конституции. Таким образом, законодатель стремился обеспечить стабильность ключевых принципов Основного Закона.
Что касается остальных глав Конституции (3-8), то поправки к ним вносятся и принимаются в порядке, установленном для федеральных конституционных законов. Эта процедура подробно регламентируется специальным Федеральным законом 1998 года.
Главы Конституции | Порядок внесения поправок |
1, 2, 9 | Не подлежат изменению Федеральным Собранием |
3-8 | В порядке, предусмотренном для федеральных конституционных законов |
Процедура принятия поправок к главам 3-8 Конституции РФ
Рассмотрим подробно, как проходит процедура принятия поправок к главам 3-8 Конституции РФ.
В соответствии с Федеральным законом 1998 года, она включает следующие этапы:
- Внесение предложения о поправке в Госдуму в форме законопроекта
- Рассмотрение законопроекта в трех чтениях Госдумой
- Одобрение законопроекта Госдумой квалифицированным большинством голосов
- Рассмотрение и одобрение законопроекта Советом Федерации
- Направление закона в региональные заксобрания
- Рассмотрение закона законодательными органами субъектов РФ
- Подведение итогов рассмотрения закона в регионах Советом Федерации
- Направление одобренного закона Президенту РФ на подпись
- Подписание закона Президентом и официальное опубликование
Так, для принятия поправок требуется одобрение не менее 2/3 депутатов Госдумы, 3/4 членов Совета Федерации и законодательных органов не менее 2/3 регионов. Это обеспечивает широкую общественную поддержку изменений Основного Закона.
Например, в 2008-2009 гг. такой процедурой были одобрены поправки об увеличении сроков полномочий президента и Госдумы и расширении контрольных функций парламента.
Особенности пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ
Как уже отмечалось, главы 1, 2 и 9 Конституции устанавливают основы конституционного строя России и не могут быть изменены обычной законодательной процедурой.
Согласно Конституции, для их пересмотра необходима поддержка предложения о пересмотре тремя пятыми голосов членов Совета Федерации и депутатов Госдумы.
В таком случае в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно может либо подтвердить неизменность действующей Конституции, либо разработать проект новой Конституции.
Новая Конституция может быть принята двумя третями голосов Конституционного Собрания или вынесена на всенародный референдум. Такая сложная процедура призвана обеспечить легитимность коренного реформирования Основного Закона страны.
За всю историю современной России указанный порядок пересмотра глав 1, 2 и 9 Конституции ни разу не применялся.
Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции РФ
Особая процедура установлена для внесения изменений в статью 65 Конституции РФ, которая определяет состав Российской Федерации.
В соответствии со статьей 137 Конституции, такие изменения осуществляются на основе федерального конституционного закона о принятии в состав РФ нового субъекта или об изменении статуса субъекта.
Например, в связи с объединением регионов число субъектов РФ за последние годы сократилось с 89 до 85. Соответствующие поправки в статью 65 вносились на основе законов о слиянии краев, областей и автономных округов.
Таким образом, Конституция предусматривает особые механизмы для разных видов поправок, что позволяет соблюсти баланс стабильности и обновления Основного Закона.
6. Гарантии стабильности Основного закона
Конституция содержит ряд механизмов, призванных гарантировать стабильность Основного Закона и не допустить необоснованных изменений.
В частности, повторное внесение отклоненной ранее поправки возможно не ранее чем через год. Это позволяет избежать злоупотреблений правом законодательной инициативы.
Кроме того, участники процесса могут обжаловать нарушения установленной процедуры в Верховном Суде РФ. Так создаются правовые гарантии соблюдения Конституции.
Наконец, сама многоступенчатость и сложность процесса внесения поправок препятствует ситуативным и непродуманным изменениям Основного Закона.
Практические советы по подготовке предложений о поправках
Для субъектов права законодательной инициативы есть ряд практических рекомендаций по подготовке качественных предложений о поправках в Конституцию.
Во-первых, важно глубоко изучить действующие нормы Конституции, законодательство и правоприменительную практику. Это позволит выявить реально проблемные вопросы.
Во-вторых, необходимо провести широкое общественное обсуждение идеи поправки с привлечением экспертов. Это повысит качество и обоснованность предложения.
В-третьих, нужно тщательно проработать текст самой поправки и обосновать необходимость каждого ее элемента. Это облегчит прохождение всех стадий согласования.
Главное избегать поспешности, непродуманности и поверхностного подхода. Только взвешенные и компетентные предложения могут стать удачными поправками к Конституции.
Изменения Конституции РФ за последние годы
Рассмотрим основные изменения Конституции РФ, которые были приняты в 2008-2009 годах.
30 декабря 2008 года был одобрен закон о поправках, увеличивающих срок полномочий Президента РФ с 4 до 6 лет, а Государственной Думы - с 4 до 5 лет. Эти изменения вступили в силу с момента официального опубликования 30 декабря 2009 года.
Кроме того, были расширены контрольные полномочия Госдумы в отношении Правительства РФ. Теперь Кабинет Министров обязан ежегодно отчитываться перед нижней палатой парламента о своей работе.
Данные поправки прошли все этапы сложной процедуры рассмотрения и были поддержаны всеми ветвями власти и большинством регионов.
Мировой опыт пересмотра конституций
Как показывает мировая практика, частота внесения поправок в конституции сильно варьируется в разных странах.
Например, Конституция США за более чем 200-летнюю историю была изменена всего 27 раз. В то же время Конституция Франции пересматривалась более 30 раз за последние 70 лет.
Есть и "рекордсмены" по стабильности Основного Закона. Конституции Норвегии и Сан-Марино действуют более 100 лет без единой поправки.
Среди недавних интересных примеров можно отметить снижение в 2014 г. возрастного ценза для депутатов в Конституции Украины или новую Конституцию Туниса 2014 года как итог "Арабской весны".
Таким образом, практика внесения конституционных поправок весьма разнообразна в разных странах и отражает особенности их политической системы.
10. Взгляд в будущее: возможные поправки к Конституции РФ
Какие изменения Конституции РФ могут ожидать нас в обозримом будущем? Эксперты и политики высказывают различные мнения на этот счет.
В частности, периодически поднимается вопрос о расширении полномочий парламента, например, наделении Госдумы правом назначения Председателя Правительства. Обсуждается идея введения поста Вице-президента.
Другие предложения касаются совершенствования статуса и компетенции Конституционного Суда, процедуры импичмента Президента, полномочий Совета Федерации.
В целом же, по мнению экспертов, в ближайшее время кардинальный пересмотр Конституции маловероятен, скорее речь может идти о точечных поправках.
Роль Конституционного Суда РФ в толковании Основного Закона
Важную роль в обеспечении стабильности и единообразного понимания Конституции играет Конституционный Суд РФ.
Суд дает толкование положений Конституции, уточняя и конкретизируя их смысл применительно к возникающим общественным отношениям.
Такое толкование позволяет адаптировать нормы Основного Закона к меняющейся действительности без формальных поправок.
Кроме того, Конституционный Суд проверяет конституционность законов и иных нормативных актов, тем самым обеспечивая соответствие всей правовой системы Конституции.
Общественные дискуссии о реформе Конституции
В российском обществе периодически возникают дискуссии о необходимости реформы Конституции.
Одни считают, что Основной Закон нуждается в серьезном обновлении в соответствии с новыми реалиями. Другие выступают за сохранение сложившегося конституционного порядка.
Для внесения сбалансированных и взвешенных поправок важен широкий общественный диалог с участием различных социальных групп.
Зарубежный опыт кодификации конституционных норм
В некоторых зарубежных странах нормы конституции кодифицированы в единых документах.
Например, Конституция США состоит из собственно Конституции 1787 года и последующих поправок к ней, закрепленных в едином тексте.
Во Франции кодифицированным документом является Конституция 1958 года с включенными в нее многочисленными поправками.
Такой подход позволяет сохранить стабильность Основного Закона при гибком его обновлении.