Главный тормозной цилиндр ГАЗ-53: расположение, устройство, принцип работы, ремонт и замена

Главный тормозной цилиндр является одним из ключевых компонентов тормозной системы грузовиков и автобусов ГАЗ-53. От его исправной работы напрямую зависит эффективность торможения транспортного средства и безопасность движения.

Назначение главного тормозного цилиндра

Главный тормозной цилиндр ГАЗ-53 предназначен для создания давления в гидравлической тормозной системе при нажатии на педаль тормоза. Под действием усилия ноги водителя поршень цилиндра сжимает тормозную жидкость и под давлением подает ее к рабочим тормозным механизмам колес. Таким образом обеспечивается замедление вращения колес и остановка автомобиля.

Кроме того, главный цилиндр ГАЗ-53 интегрирован в гидравлический привод стояночного тормоза. При включении стояночной тормозной системы давление от главного цилиндра поступает к тормозным механизмам задних колес.

Конструкция главного тормозного цилиндра ГАЗ-53

По конструкции главный тормозной цилиндр ГАЗ-53 представляет собой поршневой гидравлический агрегат. Основными его узлами являются:

  • Корпус цилиндра
  • Поршень с резиновыми манжетами
  • Возвратная пружина
  • Резервуар для тормозной жидкости
  • Регулятор давления

Корпус цилиндра изготавливается из высокопрочного чугуна и имеет отверстия для подвода и отвода тормозной жидкости. Внутри корпуса размещается подпружиненный поршень, который перемещается в осевом направлении при нажатии на тормозную педаль.

Герметичность между корпусом и поршнем обеспечивается с помощью резиновых манжет. Они препятствуют утечкам тормозной жидкости и проникновению загрязнений во внутреннюю полость цилиндра.

Для исключения заеданий и заклинивания поршня в корпусе цилиндра предусмотрены специальные направляющие втулки из антифрикционного материала.

Главный тормозной цилиндр ГАЗ-53

Принцип работы главного тормозного цилиндра ГАЗ-53

Принцип действия главного тормозного цилиндра ГАЗ-53 основан на паскалевом законе, согласно которому давление в замкнутом объеме жидкости передается без потерь во всех направлениях.

При нажатии на тормозную педаль усилие через шток передается поршню главного цилиндра. Поршень начинает двигаться в осевом направлении, сжимая тормозную жидкость в цилиндре. Жидкость не может сжаться, поэтому давление в ней резко возрастает.

Через выходные отверстия в корпусе цилиндра жидкость под высоким давлением поступает в магистрали, ведущие к тормозным механизмам колес. Под действием давления происходит выжимание накладок тормозных колодок к барабанам или дискам и замедление вращения колес автомобиля.

После отпускания педали тормоза возвратная пружина возвращает поршень в исходное положение, давление падает и колеса вновь начинают вращаться свободно.

Таким образом осуществляется многократное регулирование скорости автомобиля водителем с помощью нажатия и отпускания педали тормоза.

Неисправности главного тормозного цилиндра ГАЗ-53

К типичным неисправностям главного тормозного цилиндра ГАЗ-53 относятся:

  • Течь тормозной жидкости через сальники и манжеты
  • Заедание и заклинивание поршня
  • Поломка или ослабление возвратной пружины
  • Износ уплотнительных элементов и зеркала цилиндра
  • Попадание воздуха в гидросистему

При появлении подтеков жидкости или снижении эффективности торможения необходимо незамедлительно произвести разборку и диагностику главного цилиндра. Вовремя выявленная поломка поможет избежать опасных ситуаций на дороге.

Грузовик ГАЗ-53 на улице города

Ремонт и обслуживание главного тормозного цилиндра ГАЗ-53

Ремонт главного тормозного цилиндра ГАЗ-53 заключается в замене изношенных деталей и восстановлении герметичности гидросистемы. Работы желательно проводить в условиях специализированной мастерской.

Для ремонта понадобится специальный ремкомплект. В него входят такие элементы, как сальники, манжеты, направляющие втулки, пружины. При значительном износе зеркала цилиндра требуется установка нового корпуса.

Регулярное обслуживание главного цилиндра ГАЗ-53 заключается в проверке уровня и замене тормозной жидкости, очистке от загрязнений, подтяжке соединений. Это позволит продлить срок службы детали.

Выводы

Главный тормозной цилиндр играет важнейшую роль в работе тормозной системы грузовиков ГАЗ-53. От надежности этого агрегата напрямую зависит безопасность эксплуатации транспортного средства.

Своевременное техническое обслуживание и ремонт главного цилиндра поможет избежать опасных отказов на дороге. При появлении первых признаков неисправности необходимо обратиться в специализированную мастерскую для диагностики и восстановления работоспособности узла.

Модификации главного тормозного цилиндра ГАЗ-53

Главный тормозной цилиндр газ 53 старого образца устанавливался на моделях вплоть до 1969 года. Он отличался простой конструкцией и невысокой надежностью. Часто давал течь и требовал регулярного ремонта.

Начиная с 1970 года на конвейер стали устанавливать главный тормозной цилиндр газ 53 нового образца. Он получил улучшенную систему уплотнения и более прочный корпус. Это позволило повысить ресурс до капитального ремонта.

Устройство главного тормозного цилиндра ГАЗ-53

Устройство главного тормозного цилиндра газ 53 включает следующие основные элементы:

  • Корпус цилиндра
  • Поршень с манжетами
  • Возвратная пружина
  • Сальники
  • Резервуар для жидкости

Корпус цилиндра выполнен из чугуна и имеет отверстия для подвода и отвода тормозной жидкости. Внутри размещается поршень с уплотнительными манжетами.

Главный тормозной цилиндр ГАЗ-53-12

На модификации ГАЗ-53-12 устанавливался модернизированный главный тормозной цилиндр газ 53 12. Он отличался увеличенным диаметром поршня и производительностью.

Это позволило обеспечить более эффективное торможение для увеличенной разрешенной массы автомобиля.

Сборка главного тормозного цилиндра ГАЗ-53

Сборка главного тормозного цилиндра газ 53 после ремонта выполняется в следующем порядке:

  1. Установка поршня в корпус цилиндра
  2. Установка манжет поршня
  3. Установка возвратной пружины
  4. Установка сальников
  5. Заправка цилиндра тормозной жидкостью
  6. Установка крышки и крепежа

После сборки проводят испытание цилиндра на герметичность и работоспособность.

Подбор главного тормозного цилиндра ГАЗ-53

При замене главного тормозного цилиндра на ГАЗ-53 необходимо учитывать модель автомобиля и год выпуска. Это позволит подобрать деталь, полностью совместимую с тормозной системой.

Для автомобилей до 1969 года подойдет цилиндр старого образца. На более поздние машины нужно ставить цилиндр нового образца или модернизированный вариант для ГАЗ-53-12.

Обязательно нужно свериться с каталогом запчастей, чтобы уточнить точный артикул и размеры детали под конкретную модификацию.

Диагностика главного тормозного цилиндра ГАЗ-53

Диагностика главного цилиндра проводится для выявления неисправностей и определения объема ремонта. В нее входит:

  • Проверка герметичности по отсутствию течей
  • Проверка хода и люфта поршня
  • Измерение давления в системе
  • Оценка состояния внутренних деталей

По результатам диагностики выдается заключение о необходимости регулировки, ремонта или полной замены цилиндра.

Правила эксплуатации главного тормозного цилиндра ГАЗ-53

Для обеспечения надежной работы главного цилиндра тормозов необходимо:

  • Своевременно менять тормозную жидкость
  • Не допускать резких торможений
  • Исключить попадание влаги в систему
  • Следить за герметичностью соединений

Соблюдение правил эксплуатации позволит увеличить ресурс цилиндра и снизить вероятность отказов тормозной системы.

Последствия отказа главного тормозного цилиндра

Отказ главного тормозного цилиндра приводит к потере эффективности рабочих и стояночного тормозов. Это чрезвычайно опасно и может стать причиной аварии.

При появлении первых признаков неисправности цилиндра необходимо незамедлительно остановиться для проверки и ремонта. Эксплуатация автомобиля при отказе главного цилиндра категорически запрещена.

Требования к монтажу главного тормозного цилиндра ГАЗ-53

При установке главного тормозного цилиндра на ГАЗ-53 необходимо соблюдать следующие требования:

  • Разместить цилиндр строго вертикально и закрепить болтами через резиновые виброопоры.
  • Подсоединить трубопроводы системы, установив новые уплотнительные кольца.
  • Удалить воздух из системы с помощью специального оборудования.
  • Проверить герметичность соединений и уровень тормозной жидкости.
  • Обкатать тормозную систему, проверив эффективность торможения.

Правильный монтаж главного цилиндра - залог безопасной эксплуатации тормозной системы автомобиля.

Признаки неисправностей главного тормозного цилиндра

К основным признакам неисправностей главного цилиндра ГАЗ-53 относятся:

  • Проваливание или "мягкость" педали тормоза
  • Посторонние шумы при нажатии на педаль
  • Течь тормозной жидкости из цилиндра
  • Отсутствие или снижение эффекта торможения

При появлении подобных симптомов незамедлительно обратитесь в автосервис для диагностики и ремонта главного цилиндра.

Периодичность замены главного тормозного цилиндра

Ресурс главного цилиндра ГАЗ-53 до капитального ремонта составляет 80-100 тысяч километров в зависимости от условий эксплуатации.

Рекомендуется производить замену цилиндра в среднем через 60-80 тысяч километров пробега или раз в 2-3 года.

При intensive торможениях, эксплуатации с полной нагрузкой, а также в сложных дорожных условиях периодичность замены необходимо сократить.

Хранение главного тормозного цилиндра

При хранении главного цилиндра тормозов необходимо:

  • Защитить внутренние поверхности от коррозии специальной смазкой.
  • Исключить попадания влаги и загрязнений.
  • Хранить в сухом отапливаемом помещении.
  • Избегать механических повреждений и деформации.

Правильное хранение продлит срок службы цилиндра и позволит использовать его в качестве запасной части.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.