Многие автовладельцы сталкиваются с проблемами запуска двигателя. Причиной может быть неисправность топливной системы и в частности бензонасоса. Давайте разберемся, как самостоятельно диагностировать этот узел.
1. Основные причины выхода из строя бензонасоса
Прежде чем приступать к диагностике бензонасоса, давайте разберемся в возможных причинах его неисправности:
- Загрязнение топливного фильтра. Сетка фильтра забивается частицами грязи и ржавчины, не пропуская топливо. Это приводит к падению давления и производительности.
- Заклинивание подвижных деталей насоса из-за попадания мусора. В таком случае моторчик крутится, но топливо не поступает.
- Неисправность реле или обрыв цепи питания бензонасоса. При включении зажигания насос должен сразу включаться.
- Обрыв обмоток электродвигателя насоса. Это наиболее частая поломка, особенно на старых автомобилях.
- Износ подшипников и других механических частей привода насоса. Приводит к шуму, вибрациям, падению давления.
2. Основные признаки неисправности бензонасоса
По каким симптомам можно заподозрить проблемы с бензонасосом?
- Нестабильное давление и подача топлива. Проседают обороты, глохнет двигатель.
- Отсутствие характерного шума при включении зажигания. Должен слышаться электромоторчик насоса.
- Двигатель не запускается из-за отсутствия подачи топлива в форсунки.
- Повышенный расход бензина и дымный выхлоп. Насос подает мало топлива.
- Посторонние шумы в районе бензобака. Могут свидетельствовать об износе насоса.
Если вы столкнулись с одним из этих симптомов, стоит проверить бензонасос. Для уверенной диагностики потребуется провести ряд проверок.
3. Порядок проверки бензонасоса
Последовательность диагностики бензонасоса в домашних условиях:
- Проверка целостности предохранителя и питания реле насоса.
- Проверка исправности и срабатывания реле бензонасоса.
- Измерение напряжения непосредственно на разъеме бензонасоса.
- Подача питания на бензонасос напрямую от аккумулятора.
- Диагностика обмотки насоса с помощью мультиметра.
Рассмотрим каждый из этих этапов подробнее.
Проверка питания реле и предохранителя
Начнем с простого - проверим целостность предохранителя, питающего реле и насос. Обычно он расположен в монтажном блоке под капотом. Посмотрите схему расположения предохранителей в инструкции по эксплуатации автомобиля.
Например, на автомобилях ВАЗ предохранитель бензонасоса обозначен фразой "Контроллер ЭСУД или Форсунки и катушки зажигания".
Проверьте целостность пластинки предохранителя визуально или замкнув выводы отверткой. Если предохранитель сгорел - замените его и повторите запуск.
Проверка реле бензонасоса
Следующий этап - проверка исправности реле. Оно отвечает за подачу напряжения на бензонасос после включения зажигания.
Найдите реле в монтажном блоке - обычно подписано "Бензонасос" или имеет символ бензоколонки. При включении зажигания должно быть слышно, как реле срабатывает, приводя в движение якорек.
Если реле не срабатывает, прозвоните его мультиметром. Непрерывный звуковой сигнал будет свидетельствовать об обрыве обмотки.
При необходимости замените реле и повторите попытку запуска. Если проблема не решена, двигаемся дальше.
Проверка напряжения на разъеме бензонасоса
Для измерения напряжения необходим доступ к разъему питания бензонасоса. Он может располагаться как рядом с самим насосом в бензобаке, так и в монтажном блоке салона.
Снимите клемму с провода питания бензонасоса и включите зажигание. Замерьте напряжение между контактами - должно быть порядка 12 В. Если напряжения нет - проверьте проводку.
Прямое подключение бензонасоса к аккумулятору
Это позволит понять, исправен сам насос или проблема в электрике. Возьмите провода, на одном конце сделайте наконечники под разъем бензонасоса.
Другой конец проводов подключите к клеммам аккумулятора с соблюдением полярности. Включите питание - бензонасос должен заработать. Если нет - скорее всего, его электромотор неисправен.
4. Как измерить давление, создаваемое бензонасосом
Даже если бензонасос включается, это не гарантирует, что он исправен. Возможно, насос не создает необходимое давление в системе из-за загрязнения или износа. Для замера давления потребуется автомобильный манометр.
Подключение манометра к топливной рампе
Профессиональный способ - установка манометра на топливную рампу с помощью тройника. Это позволит замерить реальное давление в системе на всем диапазоне оборотов двигателя.
Давление впрыска для большинства инжекторных автомобилей должно составлять около 3 бар на холостых и до 5 бар при полной нагрузке.
Если давление значительно ниже нормы - бензонасос неисправен.
Использование штатного датчика давления
На современных автомобилях установлен датчик давления топлива, который выводит показания на дисплей или считывается диагностическим сканером. Это позволяет оценить давление в системе без дополнительных устройств.
Однако показания датчика могут быть неточными или он сам неисправен. Поэтому лучше всего использовать механический манометр.
Установка манометра на тройник в магистрали
Более простой способ для домашней диагностики - установка манометра на тройник в топливной магистрали между бензонасосом и фильтром:
- Сбросьте давление, слегка ослабив хомут на топливной магистрали.
- Установите на шланг тройник подходящего диаметра.
- Подсоедините манометр к тройнику.
- Запустите двигатель и снимите показания давления.
Сравните полученные значения с нормой для вашего автомобиля.
Такая проверка позволит выявить критическое падение давления, свидетельствующее о неисправности бензонасоса.
5. Как определить производительность бензонасоса
Даже если бензонасос создает необходимое давление, его производительность может быть недостаточной. Это проявляется в слабой динамике разгона, перебоях на высоких оборотах и повышенном расходе. Для проверки производительности потребуется мерная емкость.
Измерение подачи топлива с помощью мензурки
Подсоедините шланг от бензонасоса к мерной емкости. Включите насос и засеките время, за которое он подаст 100 мл топлива. Сравните результат с паспортным значением производительности.
Например, штатная производительность бензонасоса ВАЗ 2101 составляет 100 мл/с.
Если реальная подача существенно ниже нормы - бензонасос не обеспечивает требуемый расход топлива.
Расчет требуемой подачи исходя из расхода
Можно также рассчитать необходимую подачу бензонасоса, исходя из часового расхода топлива:
Q(л/ч) = Ндвиг*(Вдвиг/7200)*(Кц*ηv)
где:
Кц - цикловая подача, л/цикл
ηv - volumetric efficiency (объемный КПД)
Ндвиг - обороты двигателя, об/мин
Вдвиг - рабочий объем двигателя, л
Полученное значение сравните с паспортной подачей бензонасоса.
6. Диагностика бензонасоса по потребляемому току
Признаком неисправности бензонасоса может служить повышенный ток потребления. Для измерения тока потребуется амперметр.
Измерение тока с помощью амперметра
Подключите амперметр последовательно в цепь питания бензонасоса. Запустите двигатель и замерьте силу тока при различных оборотах.
Например, ток потребления бензонасоса ВАЗ 2106 не должен превышать 5 А.
Сравните полученные значения с допустимым током для вашей модели. Превышение свидетельствует о возможных проблемах.
Причины повышенного тока потребления
Причинами увеличения тока могут быть:
- Сильное загрязнение топливного фильтра в насосе
- Повышенное трение из-за износа подшипников
- Заклинивание ротора насоса посторонним предметом
Во всех случаях требуется разборка и диагностика бензонасоса. Возможно, потребуется ремонт или замена.
7. Как самостоятельно отремонтировать бензонасос
Если обнаружена поломка бензонасоса, можно попробовать отремонтировать его самому и сэкономить на покупке нового. Рассмотрим типовые неисправности и способы их устранения.
Диагностика и замена реле бензонасоса
Реле часто выходит из строя и не подает напряжение на бензонасос. Проверить его можно просто - при включении зажигания должен быть слышен щелчок срабатывания. Если реле молчит, проверьте его мультиметром на обрыв обмотки.
Неисправное реле лучше заменить на новое. Стоимость недорогая, замена занимает пару минут.
Промывка и замена топливного фильтра в бензонасосе
Очень частая причина - забитый мусором фильтр внутри бензонасоса. Из-за этого падает давление и расход топлива.
Аккуратно разберите насос и извлеките фильтрующий элемент. Промойте его бензином или замените на новый. Сборку выполняйте в обратном порядке.
Разборка и сборка бензонасоса
Иногда требуется полная разборка насоса - например, чтобы очистить корпус от грязи или заменить подшипники. Эта процедура требует аккуратности, но может решить многие проблемы с производительностью.
После разборки тщательно промойте все детали и проверьте их состояние. Сборку выполняйте в чистом помещении, смазав подшипники чистым маслом.
Замена подшипников и уплотнений
Со временем подшипники и манжеты бензонасоса изнашиваются, что приводит к течам, шуму и вибрациям. Замените изношенные детали на новые, подходящие к вашей модели.
Перед сборкой смажьте подшипники моторным маслом. Проверьте уплотнительные прокладки - поврежденные также замените.
Ремонт электромотора бензонасоса
Обрыв обмоток электродвигателя - распространенная поломка. Заменить двигатель целиком обычно дешевле, чем ремонтировать.
Однако если обрыв частичный, можно попробовать восстановить контакт пайкой или "оживить" изолентой. Такой ремонт временный, но может помочь выехать с поломки.
Проверка качества ремонта бензонасоса
После сборки отремонтированного насоса обязательно проверьте его работу и параметры - давление, расход, потребляемый ток.
Сравните с нормами для исправного состояния. Также оцените шум и вибрацию насоса - после ремонта они не должны превышать штатные значения.
Если параметры в норме, отремонтированный бензонасос можно устанавливать обратно на автомобиль.