Как проверить бензонасос: пошаговое руководство

Многие автовладельцы сталкиваются с проблемами запуска двигателя. Причиной может быть неисправность топливной системы и в частности бензонасоса. Давайте разберемся, как самостоятельно диагностировать этот узел.

1. Основные причины выхода из строя бензонасоса

Прежде чем приступать к диагностике бензонасоса, давайте разберемся в возможных причинах его неисправности:

  • Загрязнение топливного фильтра. Сетка фильтра забивается частицами грязи и ржавчины, не пропуская топливо. Это приводит к падению давления и производительности.
  • Заклинивание подвижных деталей насоса из-за попадания мусора. В таком случае моторчик крутится, но топливо не поступает.
  • Неисправность реле или обрыв цепи питания бензонасоса. При включении зажигания насос должен сразу включаться.
  • Обрыв обмоток электродвигателя насоса. Это наиболее частая поломка, особенно на старых автомобилях.
  • Износ подшипников и других механических частей привода насоса. Приводит к шуму, вибрациям, падению давления.

2. Основные признаки неисправности бензонасоса

По каким симптомам можно заподозрить проблемы с бензонасосом?

  1. Нестабильное давление и подача топлива. Проседают обороты, глохнет двигатель.
  2. Отсутствие характерного шума при включении зажигания. Должен слышаться электромоторчик насоса.
  3. Двигатель не запускается из-за отсутствия подачи топлива в форсунки.
  4. Повышенный расход бензина и дымный выхлоп. Насос подает мало топлива.
  5. Посторонние шумы в районе бензобака. Могут свидетельствовать об износе насоса.

Если вы столкнулись с одним из этих симптомов, стоит проверить бензонасос. Для уверенной диагностики потребуется провести ряд проверок.

3. Порядок проверки бензонасоса

Последовательность диагностики бензонасоса в домашних условиях:

  1. Проверка целостности предохранителя и питания реле насоса.
  2. Проверка исправности и срабатывания реле бензонасоса.
  3. Измерение напряжения непосредственно на разъеме бензонасоса.
  4. Подача питания на бензонасос напрямую от аккумулятора.
  5. Диагностика обмотки насоса с помощью мультиметра.

Рассмотрим каждый из этих этапов подробнее.

Крупный план топливного насоса на белом фоне, много деталей и текстур

Проверка питания реле и предохранителя

Начнем с простого - проверим целостность предохранителя, питающего реле и насос. Обычно он расположен в монтажном блоке под капотом. Посмотрите схему расположения предохранителей в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Например, на автомобилях ВАЗ предохранитель бензонасоса обозначен фразой "Контроллер ЭСУД или Форсунки и катушки зажигания".

Проверьте целостность пластинки предохранителя визуально или замкнув выводы отверткой. Если предохранитель сгорел - замените его и повторите запуск.

Проверка реле бензонасоса

Следующий этап - проверка исправности реле. Оно отвечает за подачу напряжения на бензонасос после включения зажигания.

Найдите реле в монтажном блоке - обычно подписано "Бензонасос" или имеет символ бензоколонки. При включении зажигания должно быть слышно, как реле срабатывает, приводя в движение якорек.

Если реле не срабатывает, прозвоните его мультиметром. Непрерывный звуковой сигнал будет свидетельствовать об обрыве обмотки.

При необходимости замените реле и повторите попытку запуска. Если проблема не решена, двигаемся дальше.

Светлая автомастерская. Механик тестирует бензонасос автомобиля с поднятым капотом

Проверка напряжения на разъеме бензонасоса

Для измерения напряжения необходим доступ к разъему питания бензонасоса. Он может располагаться как рядом с самим насосом в бензобаке, так и в монтажном блоке салона.

Снимите клемму с провода питания бензонасоса и включите зажигание. Замерьте напряжение между контактами - должно быть порядка 12 В. Если напряжения нет - проверьте проводку.

Прямое подключение бензонасоса к аккумулятору

Это позволит понять, исправен сам насос или проблема в электрике. Возьмите провода, на одном конце сделайте наконечники под разъем бензонасоса.

Другой конец проводов подключите к клеммам аккумулятора с соблюдением полярности. Включите питание - бензонасос должен заработать. Если нет - скорее всего, его электромотор неисправен.

4. Как измерить давление, создаваемое бензонасосом

Даже если бензонасос включается, это не гарантирует, что он исправен. Возможно, насос не создает необходимое давление в системе из-за загрязнения или износа. Для замера давления потребуется автомобильный манометр.

Подключение манометра к топливной рампе

Профессиональный способ - установка манометра на топливную рампу с помощью тройника. Это позволит замерить реальное давление в системе на всем диапазоне оборотов двигателя.

Давление впрыска для большинства инжекторных автомобилей должно составлять около 3 бар на холостых и до 5 бар при полной нагрузке.

Если давление значительно ниже нормы - бензонасос неисправен.

Использование штатного датчика давления

На современных автомобилях установлен датчик давления топлива, который выводит показания на дисплей или считывается диагностическим сканером. Это позволяет оценить давление в системе без дополнительных устройств.

Однако показания датчика могут быть неточными или он сам неисправен. Поэтому лучше всего использовать механический манометр.

Установка манометра на тройник в магистрали

Более простой способ для домашней диагностики - установка манометра на тройник в топливной магистрали между бензонасосом и фильтром:

  1. Сбросьте давление, слегка ослабив хомут на топливной магистрали.
  2. Установите на шланг тройник подходящего диаметра.
  3. Подсоедините манометр к тройнику.
  4. Запустите двигатель и снимите показания давления.

Сравните полученные значения с нормой для вашего автомобиля.

Такая проверка позволит выявить критическое падение давления, свидетельствующее о неисправности бензонасоса.

5. Как определить производительность бензонасоса

Даже если бензонасос создает необходимое давление, его производительность может быть недостаточной. Это проявляется в слабой динамике разгона, перебоях на высоких оборотах и повышенном расходе. Для проверки производительности потребуется мерная емкость.

Измерение подачи топлива с помощью мензурки

Подсоедините шланг от бензонасоса к мерной емкости. Включите насос и засеките время, за которое он подаст 100 мл топлива. Сравните результат с паспортным значением производительности.

Например, штатная производительность бензонасоса ВАЗ 2101 составляет 100 мл/с.

Если реальная подача существенно ниже нормы - бензонасос не обеспечивает требуемый расход топлива.

Расчет требуемой подачи исходя из расхода

Можно также рассчитать необходимую подачу бензонасоса, исходя из часового расхода топлива:

Q(л/ч) = Ндвиг*(Вдвиг/7200)*(Кц*ηv)

где:

Кц - цикловая подача, л/цикл

ηv - volumetric efficiency (объемный КПД)

Ндвиг - обороты двигателя, об/мин

Вдвиг - рабочий объем двигателя, л

Полученное значение сравните с паспортной подачей бензонасоса.

6. Диагностика бензонасоса по потребляемому току

Признаком неисправности бензонасоса может служить повышенный ток потребления. Для измерения тока потребуется амперметр.

Измерение тока с помощью амперметра

Подключите амперметр последовательно в цепь питания бензонасоса. Запустите двигатель и замерьте силу тока при различных оборотах.

Например, ток потребления бензонасоса ВАЗ 2106 не должен превышать 5 А.

Сравните полученные значения с допустимым током для вашей модели. Превышение свидетельствует о возможных проблемах.

Причины повышенного тока потребления

Причинами увеличения тока могут быть:

  • Сильное загрязнение топливного фильтра в насосе
  • Повышенное трение из-за износа подшипников
  • Заклинивание ротора насоса посторонним предметом

Во всех случаях требуется разборка и диагностика бензонасоса. Возможно, потребуется ремонт или замена.

7. Как самостоятельно отремонтировать бензонасос

Если обнаружена поломка бензонасоса, можно попробовать отремонтировать его самому и сэкономить на покупке нового. Рассмотрим типовые неисправности и способы их устранения.

Диагностика и замена реле бензонасоса

Реле часто выходит из строя и не подает напряжение на бензонасос. Проверить его можно просто - при включении зажигания должен быть слышен щелчок срабатывания. Если реле молчит, проверьте его мультиметром на обрыв обмотки.

Неисправное реле лучше заменить на новое. Стоимость недорогая, замена занимает пару минут.

Промывка и замена топливного фильтра в бензонасосе

Очень частая причина - забитый мусором фильтр внутри бензонасоса. Из-за этого падает давление и расход топлива.

Аккуратно разберите насос и извлеките фильтрующий элемент. Промойте его бензином или замените на новый. Сборку выполняйте в обратном порядке.

Разборка и сборка бензонасоса

Иногда требуется полная разборка насоса - например, чтобы очистить корпус от грязи или заменить подшипники. Эта процедура требует аккуратности, но может решить многие проблемы с производительностью.

После разборки тщательно промойте все детали и проверьте их состояние. Сборку выполняйте в чистом помещении, смазав подшипники чистым маслом.

Замена подшипников и уплотнений

Со временем подшипники и манжеты бензонасоса изнашиваются, что приводит к течам, шуму и вибрациям. Замените изношенные детали на новые, подходящие к вашей модели.

Перед сборкой смажьте подшипники моторным маслом. Проверьте уплотнительные прокладки - поврежденные также замените.

Ремонт электромотора бензонасоса

Обрыв обмоток электродвигателя - распространенная поломка. Заменить двигатель целиком обычно дешевле, чем ремонтировать.

Однако если обрыв частичный, можно попробовать восстановить контакт пайкой или "оживить" изолентой. Такой ремонт временный, но может помочь выехать с поломки.

Проверка качества ремонта бензонасоса

После сборки отремонтированного насоса обязательно проверьте его работу и параметры - давление, расход, потребляемый ток.

Сравните с нормами для исправного состояния. Также оцените шум и вибрацию насоса - после ремонта они не должны превышать штатные значения.

Если параметры в норме, отремонтированный бензонасос можно устанавливать обратно на автомобиль.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.