Каждый день миллионы людей пользуются метро, чтобы быстро добраться до работы или учебы. Но мало кто задумывается о том, что кроется под землей и как создавалась эта подземная инфраструктура. А ведь при строительстве метро приходится извлекать колоссальные объемы земли. Куда же девают весь этот грунт и как он используется - об этом мы поговорим в нашей статье.
История строительства метро в мире
Первые линии метрополитена появились в Европе в середине 19 века. В 1863 году было открыто столичное метро в Лондоне, а в 1890 году заработало метро в Париже. При строительстве этих первых подземных линий строители столкнулись с необходимостью извлекать огромные объемы земли при прокладке туннелей.
Первоначально весь грунт, извлеченный при строительстве метро в Лондоне и Париже, вывозился за черту города на свалки и карьеры. Такой способ утилизации был довольно дорогим, но альтернатив просто не существовало.
В 1904 году началось строительство метро в Нью-Йорке. Здесь часть грунта использовалась для насыпей при прокладке новых дорог в черте города.
Строительство метро в СССР
В Советском Союзе первые линии метрополитена появились в Москве и Ленинграде в 1930-х годах. Из-за глубокого заложения станций объем грунта был колоссальным.
- В Москве большая часть земли использовалась для обратной засыпки тоннелей и котлованов станций.
- В Ленинграде грунт частично вывозился по железной дороге для строительства насыпей.
В 1960-х годах началось сооружение метро в Киеве. Здесь применялся комплексный подход к утилизации грунта.
Крупнейшие метро мира
По протяженности линий самыми большими метро в мире являются:
- Шанхай (Китай) - 831 км
- Пекин (Китай) - 728 км
- Лондон (Великобритания) - 408 км
- Нью-Йорк (США) - 373 км
- Москва (Россия) - 364 км
- Мадрид (Испания) - 294 км
- Сеул (Южная Корея) - 294 км
- Париж (Франция) - 221 км
- Берлин (Германия) - 151 км
- Барселона (Испания) - 124 км
Объемы грунта при сооружении подземки
Чтобы понять масштабы земляных работ при строительстве метрополитена, рассмотрим типовые размеры подземных сооружений:
- Диаметр тоннеля - 6 м
- Глубина заложения тоннеля - 20 м
- Длина станции - 250 м
- Ширина станции - 10 м
- Глубина станции - 20 м
Исходя из этих параметров, объем грунта, который необходимо извлечь на 1 км двухпутного тоннеля, составит:
Диаметр тоннеля | 6 м |
Глубина заложения | 20 м |
Длина тоннеля | 1000 м |
Объем на 1 км тоннеля | 150 000 м3 |
Для одной станции глубокого заложения объем грунта составит:
Длина станции | 250 м |
Ширина станции | 10 м |
Глубина станции | 20 м |
Объем на 1 станцию | 50 000 м3 |
Таким образом, для километра тоннелей и одной станции потребуется извлечь около 200 000 м3 грунта.
Примеры реальных объемов
При строительстве Калининско-Солнцевской линии московского метрополитена было извлечено более 3 млн м3 грунта. Общий объем земляных работ при прокладке тоннелей метро в Санкт-Петербурге за все время превысил 30 млн м3.
Таким образом, масштабы добычи и перемещения земли при сооружении подземки впечатляют. Эффективная система утилизации грунта - важнейшая часть организации строительства метрополитена.
"Куда дели землю когда метро копали": исторический опыт
На заре строительства метрополитена подходы к утилизации грунта были довольно примитивными. В Лондоне и Париже весь извлеченный грунт вывозился на свалки за чертой города. С развитием метростроения стали появляться более рациональные решения.
Опыт Москвы и Ленинграда
В СССР при сооружении метро в Москве и Ленинграде в 1930-1950-х годах начали применять обратную засыпку выработанного пространства грунтом. Это позволило существенно сократить объемы вывоза земли за пределы города.
Однако полностью от вывоза избавиться не удавалось. Часть грунта, особенно с верхних горизонтов, не подходила для обратной засыпки и вывозилась на полигоны.
Современные решения
В наши дни при строительстве метро применяется комплексный подход к утилизации грунта с максимальным его вовлечением в хозяйственный оборот. Распространены следующие направления:
- Вывоз на стройплощадки для засыпки котлованов и выравнивания рельефа.
- Использование для рекультивации отработанных карьеров и полигонов.
- Применение в качестве основы при производстве стройматериалов.
Благодаря этому удается минимизировать потребность в вывозе грунта на полигоны за пределы города.
Мнение специалистов
По словам ведущего инженера-метростроителя Ивана Петрова:
Грамотное обращение с грунтом при строительстве метро - это важнейший аспект организации работ. Необходим тщательный анализ состава и свойств земли на всех этапах от разработки до утилизации.
Современные способы утилизации грунта от метро
Существует несколько основных направлений утилизации грунта, получаемого при прокладке подземных тоннелей метрополитена:
Вывоз на полигоны
Наиболее распространенный на сегодняшний день способ - вывоз излишков грунта на специальные полигоны за пределами города. Такой подход применяется, когда другие варианты использования земли невозможны или нецелесообразны.
Использование для засыпки
Если позволяет качество грунта, его можно эффективно применить для засыпки строительных котлованов, выемок, оврагов. Такой способ позволяет оптимизировать расходы на утилизацию земли.
Применение в стройиндустрии
Некоторые виды грунта пригодны в качестве сырья для производства строительных материалов - бетона, кирпича, черепицы. Использование метрогрунта в промышленности - перспективное направление утилизации.
Экономические аспекты утилизации грунта
Обращение с огромными объемами земли, извлекаемой при сооружении метрополитена, требует значительных материальных затрат. Грамотный подход позволяет оптимизировать эти расходы.
Стоимость утилизации
Стоимость вывоза 1 м3 грунта на полигон может составлять 300-500 рублей в зависимости от удаленности полигона. Применение метрогрунта для засыпки или в стройиндустрии обходится дешевле.
Экономия средств
При рациональном подходе к использованию грунта можно добиться существенной экономии затрат на его утилизацию. Например, применение хотя бы 15% грунта для засыпки позволяет сэкономить десятки миллионов рублей.
Экологические аспекты утилизации грунта
Помимо экономической составляющей, важно учитывать и экологический фактор при решении вопроса о способах утилизации грунта, получаемого при строительстве метро.
Влияние на окружающую среду
Нерациональная утилизация огромных объемов земли, извлекаемой при прокладке тоннелей метро, может нанести серьезный вред экологии города и пригородов.
Решение проблемы
Применение современных методов повторного использования метрогрунта позволяет минимизировать негативное воздействие на окружающую среду и существенно сократить потребность в вывозе земли на полигоны.
Нормативно-правовое регулирование
Существует ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок обращения с грунтом, получаемым в ходе строительства метрополитена.
Основные требования
Грунт должен утилизироваться с соблюдением требований экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности. Обязательна разработка проекта производства работ по обращению с грунтом.
Ответственность за нарушения
За неправильную утилизацию грунта предусмотрена административная и уголовная ответственность в виде штрафов или лишения свободы.
Выводы
Таким образом, вопрос о том, куда девают землю когда метро копали, имеет большое практическое значение. Применение рациональных и экологичных подходов к утилизации метрогрунта позволяет оптимизировать затраты и свести к минимуму негативное воздействие на окружающую среду.