Электросхема Москвича 412 - полезная информация для автолюбителей

Электросхема автомобиля - это своего рода карта расположения всего электрооборудования, по которой можно разобраться, как устроена электрическая "начинка" конкретной машины. Для водителей, предпочитающих самостоятельно обслуживать и ремонтировать свой автомобиль, знание особенностей электросхемы просто необходимо. А в случае с Москвичом 412 на это есть сразу несколько причин.

История создания Москвича 412

История "родословной" этой модели берет свое начало в 1967 году, когда на базе выпускавшегося Москвича-408 инженеры решили установить более современный и мощный двигатель УЗАМ-412 вместе с увеличенным радиатором. Для этого пришлось видоизменить переднюю часть кузова - и на свет появился знаменитый Москвич 412.

Первоначально новая модель выпускалась только на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА), который позже станет известен как АЗЛК. Однако уже в 1968 году производство Москвичей 412 освоили на Ижевском автозаводе - и в течение почти 30 лет эти автомобили выпускались параллельно сразу на двух предприятиях:

  • С 1967 по 1977 год - АЗЛК (Москва);
  • С 1968 по 1997 год - ИжАвто.
Хотя на радиаторной решетке Ижевских Москвичей красовался фирменный знак ИжАвто, тем не менее, по документам это по-прежнему числилось как "Москвич 412". А в рекламе тех лет эту модель позиционировали именно под таким названием.

Для различия в обиходе закрепились наименования "Иж-Москвич-412" и "Ижевский Москвич-412". Кроме того, на базе "четырехсотдвенадцатой" модели инженеры ИжАвто разработали грузопассажирские варианты ИЖ-2715 и ИЖ-27151 для коммерческих перевозок. При этом вся "начинка" у них была полностью заимствована от М-412 - электропроводка, силовые агрегаты, ходовая часть.

Для европейского рынка также выпускались экспортные модификации Москвича. К примеру, в Болгарии из советских машинокомплектов на местном заводе собирали автомобили под названием Rila. А в Бельгии продавали Moskvitch Scaldia 1500 с дизельными двигателями и отличиями в комплектации.

Особенности кузова и изменения в конструкции

Изначально Москвич 412 оснащался все тем же кузовом, разработанным еще в послевоенные 1940-е годы. Однако к 1970-м он уже морально устарел и перестал соответствовать современным требованиям по пассивной безопасности, что было крайне важно для экспортных поставок.

Поэтому в 1969 году конструкторы модернизировали кузов М-412:

  1. Были усилены силовые элементы для установки ремней безопасности, которые стали обязательным элементом оснащения;
  2. Доработан интерьер и установлены мягкие накладки на панели для снижения травмоопасности;
  3. В заводской документации для обозначения модернизированных машин стали использовать дополнительный индекс "ИЭ".

Конструкция кузова менялась и в дальнейшем. Так, из-за установки более современных бамперов пришлось видоизменить форму подфарников, сделав их шире. А на различных модификациях по-разному оформляли передок и заднюю оптику: горизонтальные или вертикальные фонари, прямоугольные фары на некоторых экспортных версиях.

Двигатель Москвича 412 в лучах заката.

Силовые агрегаты М-412 и УЗАМ-412

По иронии история создания двигателя Москвича 412 УЗАМ-412 очень напоминает разработку его предшественника М-408. В основу обоих легли трофейные силовые агрегаты европейских автопроизводителей, попавшие в СССР после Второй мировой войны:

М-408 Opel Kadett
М-412 BMW M10

Баварский мотор объемом 1,5 литра оказался весьма удачной находкой. Однако советские конструкторы доработали многие элементы, повысив надежность, динамические характеристики и ресурс. Москвич 412 с этим силовым агрегатом стал самым скоростным отечественным автомобилем.

Первые моторы УЗАМ-412 страдали некоторым несоответствием комплектующих - например, устанавливались трамблеры другой посадочной глубины. Поэтому при модернизации или замене прерывателя зажигания требовалась доработка. Со временем эти "детские болезни" были устранены.

Силовые агрегаты Москвичей АЗЛК и ИжАвто полностью взаимозаменяемы. Легендарная надежность и динамика М-412 позволили ему пользоваться большим спросом на экспорт в европейские страны вплоть до середины 1990-х годов.

Москвич 412 ИЭ 1972 года на фоне здания

Однопроводная схема электрооборудования

В Москвиче 412 использовалась однопроводная схема электропроводки: все приборы и механизмы подключались к положительному полюсу аккумуляторной батареи, а в качестве второго провода выступал сам металлический кузов автомобиля. Такое конструктивное решение удешевляло производство за счет экономии меди.

Однако на практике возникала проблема постепенного окисления контактов в местах соединения проводки с кузовом. Для восстановления надежности электрических цепей требовалась периодическая зачистка контактных поверхностей от окислов.

Еще одна особенность первых Москвичей 412 заключалась в том, что на конвейер поставлялись трамблеры прерывателя зажигания, не соответствующие по глубине посадочного места в силовом агрегате. Из-за этого при выходе из строя прерывателя возникали сложности с подбором запчастей и требовалась дополнительная доработка.

При установке на М-412 автомобильных фар и фонарей нового образца также не обойтись без корректировки штатной электропроводки. Дело в том, что мощности старой проводки может не хватать для современных источников света, да и конструктивные особенности разъемов могут помешать простому подключению новых приборов освещения.

Влияние комплектации на особенности эксплуатации

В зависимости от страны поставки и требований заказчика конкретная партия Москвичей 412 могла комплектоваться различным оборудованием и агрегатами. Особенности проводки таких машин не всегда обозначались в заводской документации, что создавало трудности при самостоятельном ремонте и обслуживании.

К примеру, на болгарских Москвичах Rila электросхема москвич 412 из советских машинокомплектов устанавливали иную панель приборов и магнитолу, подключение которых требовало внесения изменений в электросхему автомобиля.

На бельгийских Moskvitch Scaldia 1500 ставили дизельные двигатели западного производства вместе с соответствующей электроникой и жгутами проводов, отсутствующими в оригинальной документации на М-412.

Зачастую советские граждане, работавшие за рубежом, привозили на родину иномарки в комплектации с "западной начинкой". При возникновении неполадок в таких машинах электросхема электросхема москвич 412 иж могла ввести автолюбителя в ступор своей "неправильностью".

Особенности обслуживания электрооборудования

Электропроводка Москвича 412 имеет ряд особенностей, о которых необходимо помнить при обслуживании и ремонте электрооборудования этого автомобиля:

  • Периодическая зачистка окислившихся контактных соединений для восстановления надежности цепей;
  • Подбор соответствующих запчастей для системы зажигания;
  • Замена штатной проводки при установке современных фар и фонарей;
  • Ремонт или замена устаревшей панели приборов.

Нестандартная проводка экспортных Москвичей

Автомобили М-412 на экспорт могли комплектоваться не в полном соответствии с оригинальной советской документацией. Например, на болгарских Rila дополнительно устанавливали магнитолу и приборы. В итоге схема электропроводки таких машин устройство отличалась от стандартной.

Подобные "нестыковки" нередко возникали и при ввозе на родину иномарок, подержанных в Европе. При самостоятельном ремонте возникали сложности с непонятным устройством проводки и отсутствием нужных запчастей.

Как определить родную проводку

Чтобы разобраться в электрических схемах "неоригинальных" М-412, нужно для начала определить их происхождение:

  • Год выпуска и место изготовления (МЗМА или ИжАвто);
  • Страна продажи и модификация (Rila, Scaldia 1500 и т.д.);
  • Комплектация пригнанных из Европы подержанных машин.

Зная "родословную" конкретного автомобиля, можно понять особенности его электрооборудования и подобрать нужные запчасти для ремонта.

Практические советы по эксплуатации М-412

Чтобы минимизировать проблемы с электропроводкой Москвича 412, рекомендуется:

  1. Регулярно зачищать контактные соединения от окислов;
  2. При замене неисправных узлов подбирать идентичные "родные" запчасти;
  3. При модернизации обновлять штатную проводку в комплексе.

При соблюдении этих несложных правил даже с учетом всех конструктивных особенностей конкретной машины можно избежать серьезных проблем в эксплуатации классического отечественного автомобиля М-412.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество