Коробка передач (КПП) - один из важнейших узлов автомобиля Lada Niva. От ее исправной работы зависит комфорт и безопасность поездки. Давайте разберемся, как устроена КПП Нивы, основные характеристики и советы по ремонту.
Устройство и принцип работы КПП Нивы
КПП Нивы представляет собой механическую коробку передач с синхронизаторами на всех передачах, кроме задней. Она обеспечивает плавное переключение с одной передачи на другую для эффективной работы двигателя в разных условиях.
В конструкции КПП "Нивы" можно выделить следующие основные элементы:
- Корпус
- Валы (первичный, вторичный, промежуточный)
- Шестерни
- Синхронизаторы
- Муфта выключения сцепления
Передача крутящего момента осуществляется при помощи шестеренчатых пар, которые находятся в постоянном зацеплении. Синхронизаторы служат для согласования скоростей вращения валов при переключении. Муфта выключения сцепления предотвращает возникновение шумов и вибраций в коробке в нейтральном положении рычага.
Характеристики КПП Нивы
КПП Нивы имеет 5 передач переднего хода и одну заднего. Коробка устанавливалась на модели с двигателями как карбюраторными, так и инжекторными. Существует несколько модификаций КПП в зависимости от типа первичного вала и общего передаточного числа:
- Стандартная
- Тяговая
- Шоссейная
Тип КПП | Первичный вал (зубьев) | Передаточные числа |
Стандартная | 18 | 3,67/2,1/1,36/1/0,82 |
Тяговая | 17 | 3,67/2,1/1,36/1/0,82 |
Шоссейная | 19 | 3,67/2,1/1,36/1/0,82 |
Как видно из таблицы, коробки различаются передаточным числом первой передачи и максимальной скоростью движения на высшей. Тяговая КПП позволяет развивать бóльший крутящий момент на низких оборотах, шоссейная - достигать более высокой скорости.
Неисправности КПП Нивы и их причины
За годы эксплуатации у коробки передач могут возникнуть различные дефекты. Рассмотрим наиболее распространенные из них.
Шум при переключении передач
Причин может быть несколько:
- Износ синхронизаторов
- Поломка подшипников
- Нарушение регулировки механизма переключения
Течь трансмиссионного масла
Утечки чаще всего происходят из-за ослабления крепежа крышки подшипника, трещин в сальниках или повреждения уплотнений.
Затрудненное переключение передач
Причиной может быть повышенный люфт в механизмах синхронизаторов, деформация вилок переключения или нарушение регулировки тросового привода КПП.
Посторонние стуки при движении
Стуки свидетельствуют об ослаблении крепежных болтов коробки или выходе из строя подшипников.
Ремонт КПП Нивы своими руками
Поломка КПП - достаточно дорогостоящая неисправность. Поэтому многие автовладельцы Нив пытаются отремонтировать самостоятельно. Это возможно, но требует определенных знаний и навыков.
Замена масла
Регулярная, раз в 50-60 тысяч километров, замена масла в кпп Нива позволяет продлить срок службы коробки. Для этого потребуется около 2 литров трансмиссионного масла 75W-85 и некоторый набор инструментов.
Замена синхронизаторов
При сильном износе синхронизаторов их необходимо менять. Эта процедура достаточно трудоемка и требует частичной разборки коробки. Лучше довериться опытному мастеру.
Регулировка механизма переключения передач
Со временем тросы управления КПП могут растягиваться, нарушая точность работы механизма. Их необходимо подрегулировать с помощью штатного регулятора длины троса.
Полезными могут быть видеоинструкции по ремонту кпп Нивы на просторах YouTube.
Покупка и установка новой КПП
Если ремонт обойдется дороже, чем новая коробка, имеет смысл купить и кпп Ниве Шевроле, а также установить полностью новую КПП с гарантией. Обойдется это примерно в 35-50 тысяч рублей.
«За годы эксплуатации Нивы у меня уже трижды менялась коробка передач. Решил больше не экономить и поставил новую КПП шевроле. Ходовые качества автомобиля заметно улучшились, теперь не приходится волноваться о поломках».
Покупать новую КПП лучше у проверенных поставщиков, чтобы не столкнуться с подделкой. Стоимость КПП Нива может колебаться от 20 до 60 тысяч рублей в зависимости от производителя, комплектации и наличия гарантии.
Установкой лучше довериться автосервису, так как потребуется специальный стенд и инструмент для рычага кпп Нивы. Стоимость работ около 5000 рублей.
Замена подшипников КПП Нивы
Со временем подшипники коробки передач изнашиваются и начинают издавать характерный свист или вой. В таких случаях необходима замена подшипников.
В КПП Нивы установлены подшипники двух типов: шариковые и роликовые. Процедура их замены достаточно трудоемкая:
- Снятие коробки передач с автомобиля
- Полная разборка КПП
- Замена изношенных подшипников на новые
- Сборка коробки в обратной последовательности
- Установка на место и заправка маслом
Потребуются специальные съемники подшипников, запасные подшипники и высокопрочный состав для их фиксации при сборке КПП.
Покупка бу КПП для Нивы
Одним из вариантов при поломке КПП является покупка бу (бывшей в употреблении) коробки. Такая запчасть обойдется дешевле новой (от 8000 рублей), при этом срок службы может быть достаточно большим.
Однако при выборе такой КПП следует учитывать:
- Пробег автомобиля, откуда демонтирована коробка
- Наличие видимых механических повреждений
- Комплектность (наличие всех шестерен, синхронизаторов и валов)
- Гарантию продавца на товар
Идеальным вариантом можно считать комплектную коробку с пробегом не более 60-80 тысяч километров от автомобиля в хорошем состоянии.
Профилактика КПП Нивы
Чтобы не допустить преждевременный выход КПП из строя, рекомендуется выполнять следующие мероприятия:
- Регулярно, раз в 50-60 тысяч км, менять трансмиссионное масло
- Проверять уровень масла каждые 10-15 тысяч км и при необходимости доливать
- Не перегружать автомобиль, особенно при движении на подъем
- Выключать сцепление плавно, без рывков
- Использовать масло рекомендованной вязкости и качества
Соблюдение этих несложных правил позволит надолго сохранить работоспособность КПП Нивы.
Диагностика неисправностей КПП
Чтобы вовремя обнаружить возникающие дефекты коробки передач, необходимо периодически проводить ее диагностику. Это позволит выявить проблемы на ранней стадии и спланировать ремонт.
Диагностику целесообразно проводить каждые 20-30 тысяч километров пробега. В ее рамках проверяют:
- Уровень шума коробки
- Плавность переключения передач
- Отсутствие вибраций и стуков при движении
- Герметичность уплотнений (отсутствие течей масла)
- Качество трансмиссионного масла
При обнаружении отклонений от нормы следует установить их причину и устранить неисправность, не дожидаясь полного отказа КПП.
Признаки предотказного состояния КПП
За несколько сотен километров до полной поломки коробки передач обычно появляются определенные симптомы ее предотказного status:
- Повышенный шум при переключении передач
- Вибрация рычага КПП или всего автомобиля
- Проскальзывание сцепления
- Затрудненное переключение или "провал" рычага
- Толчки и рывки при трогании с места
При появлении таких признаков следует срочно провести диагностику КПП и определить причины, чтобы избежать дорогостоящего ремонта узлов трансмиссии и двигателя.
Последствия эксплуатации с поломкой КПП
Многие водители Нив продолжают эксплуатацию автомобиля даже после появления явных признаков неисправности КПП. Это чревато следующими последствиями:
- Полный отказ коробки в самый неподходящий момент
- Разрушение и повреждение деталей коробки передач
- Выход из строя сцепления и главной передачи
- Появление трещин в картере КПП
- Дорогостоящий капитальный ремонт всей трансмиссии
Поэтому, заметив первые признаки неисправности КПП, следует сразу обратиться к опытному мастеру и устранить возникшую поломку, пока она не привела к серьезным последствиям.