РБК - лидер деловой журналистики в России. Читайте эту статью, чтобы узнать все о бизнес-империи РБК: история, владельцы, редакционная политика, ключевые события, продукты и услуги. Получите полное представление о компании, формирующей деловую повестку страны.
История РБК
РБК берет свое начало в 1992 году, когда студент Александр Моргульчик предложил своему знакомому Герману Каплуну создать в России информационное агентство по типу Reuters и Bloomberg. Идея заключалась в оперативном предоставлении актуальных деловых новостей, востребованных в условиях становления рыночной экономики в стране. В 1993 году эта идея была воплощена в жизнь.
Первоначально РБК выпускало 7-страничный информационный бюллетень с котировками ценных бумаг и валют. К концу 1993 года агентство насчитывало уже около 400 клиентов. В 1994 году появился аналитический департамент, готовивший экспертные комментарии. Ко второй половине 1990-х РБК выпускало уже 5 бюллетеней, а штат вырос до 80 человек.
Важным этапом стал 1998 год, когда РБК, благодаря постоянному мониторингу ситуации, сумел подготовиться к финансовому кризису. После дефолта агентство открыло частичный бесплатный доступ к материалам на сайте rbc.ru, запущенном еще в 1996 году. Это увеличило аудиторию в 100 раз - до 3 млн человек в сутки. Так РБК определило стратегию на годы вперед - зарабатывать на рекламе, предоставляя контент бесплатно.
В 2000 году на базе РБК был сформирован медиахолдинг, объединивший ряд интернет-проектов (CNews, Utro.ru, job.rbc.ru и др.). В 2002 году РБК провел IPO, разместив 16% акций за $13 млн. А в 2003 году совместно с CNBC и CNN был запущен телеканал РБК-ТВ.
В середине 2000-х РБК демонстрировал бурный рост и активно диверсифицировался. Были приобретены развлекательные проекты (LovePlanet.ru), начат выпуск печатной газеты и журнала, открыто информагентство на Украине. К 2008 году капитализация РБК достигла $1,5 млрд.
Однако в 2010 году из-за неудачных инвестиций в непрофильные активы на фоне падения рекламного рынка РБК оказался на грани банкротства с долгами в $235 млн. В результате в 2010 году контроль над компанией перешел к группе ОНЭКСИМ Михаила Прохорова, которая провела реструктуризацию долгов.
Новое руководство РБК во главе с Елизаветой Осетинской провело реформу, объединив редакции разных площадок и сделав акцент на качественную аналитическую журналистику. Однако конфликты с властями из-за ряда расследований привели к смене руководства медиахолдинга в 2016 году.
В 2017 году РБК был приобретен бизнесменом Григорием Березкиным, который не стал вмешиваться в редакционную политику издания. С его приходом финансовые показатели РБК вернулись к устойчивому росту.
Владельцы и менеджмент РБК
Первоначально РБК принадлежал основателям - Герману Каплуну, Александру Моргульчику и их партнерам. В разные годы топ-менеджмент возглавляли Инна Устюменко, Дерк Сауэр, Сергей Лаврушин, Николай Молибог.
В 2010 году владельцем РБК стала группа ОНЭКСИМ Михаила Прохорова, который купил 51% акций и провел реструктуризацию долгов. Шеф-редактором была назначена Елизавета Осетинская, при которой на первый план вышла аналитическая журналистика.
С 2017 года холдинг принадлежит бизнесмену Григорию Березкину, который не вмешивается в редакционную политику. В 2019 году главным редактором РБК стал Петр Канаев.
Редакционная политика
В 1990-е годы в РБК были замечены факты давления на журналистов с целью продвижения партнеров и рекламы. После смены собственника в 2010 году такая практика была прекращена.
Приход Елизаветы Осетинской ознаменовал усиление качественной аналитической журналистики и появление громких расследований о бизнесе элиты и госкомпаний. Это привело к конфликтам с властями.
После замены руководства РБК в 2016 году появились опасения об ограничении независимости издания. Однако на практике материалы о политике продолжают выходить, хотя стали менее конфронтационными.
Эксперты расходятся в оценках. Одни видят в РБК пример качественной деловой журналистики, другие считают издание зависимым от властей и избегающим острых тем.
Ключевые медиапроекты РБК
Флагманом медиаактивов РБК является сайт rbc.ru, который по данным Liveinternet в 2016 году достиг аудитории в 20 млн уникальных посетителей в месяц. Высоким авторитетом пользуется и информационное агентство РБК.
С 2003 года выходит деловой телеканал РБК-ТВ, с 2006 года - ежедневная газета и ежемесячный журнал РБК. Также работают тематические проекты: «РБК Недвижимость», «РБК Спорт», Autonews и другие.
Для профессионалов предназначены платные продукты РБК: исследования рынков, информационно-аналитическая площадка «РБК Про», организация конференций.
С 2012 года запущены региональные версии РБК, работающие по франшизе. В 2014 году учреждена ежегодная Премия РБК.
Продукты и услуги в сфере ИТ
РБК владеет крупным бизнесом в сфере хостинга и регистрации доменных имен. Это направление развивает дочерняя компания Ru-Center Group, образованная в 2007 году.
В 2011 году РБК приобрел крупнейшего российского регистратора Ru-Center, что позволило занять лидирующие позиции: в 2013 году доля в зоне .ru достигла 48,6%.
Дополнительными активами в сфере ИТ являются площадка Public.ru для анализа СМИ и мониторинга упоминаний.
Немедийные активы
К немедийным активам РБК относится прежде всего служба интернет-знакомств LovePlanet.ru, приобретенная в 2007 году. Также холдинг оказывает услуги исследований и организации конференций.
В 2019 году РБК учредил кредитное рейтинговое агентство «Национальные кредитные рейтинги», получившее аккредитацию ЦБ.
Недавно РБК продал издание о технологиях CNews и приобрел долю в сервисе проверки контрагентов Rescore.
Финансовые показатели РБК
Выручка РБК в разные периоды существенно колебалась. Если к 2008 году капитализация достигла $1,5 млрд, то к 2010 году компания оказалась на грани банкротства.
После смены собственника финансовые показатели пошли вверх. В 2016-2019 годах EBITDA медиаактивов росла на 7-8% в год. В 2020 году аудитория РБК увеличилась на 124%.
По данным исследований, РБК занимает лидирующие позиции по цитируемости и охвату аудитории среди деловых СМИ России.
Перспективы и прогнозы
У РБК есть хорошие перспективы дальнейшего развития и укрепления лидерских позиций на медиарынке России.
Возможно, после 2025 года будет рассмотрен вариант проведения IPO. Также ожидается расширение регионального присутствия за счет новых франшизных проектов.
В планах запуск дополнительных тематических медиапроектов и усиление аналитической составляющей контента.
Особое внимание будет уделено увеличению числа цифровых подписчиков для максимизации доходов.
РБК продолжит развивать возможности для рекламодателей и расширять аудиторию. Все это позволит упрочить позиции РБК как лидера деловой журналистики в России.
Уникальные особенности РБК
Есть несколько ключевых особенностей, которые выгодно выделяют РБК на фоне других деловых СМИ:
- Широчайший охват аудитории и лидерство по цитируемости
- Удачное сочетание свободной и платной моделей доступа к контенту
- Сильные позиции одновременно в интернете, на ТВ и в печатных СМИ
Эти конкурентные преимущества позволяют РБК успешно развиваться и реализовывать новые проекты.
Вызовы и риски
Несмотря на лидирующие позиции, РБК сталкивается и с определенными вызовами:
- Высокая конкуренция со стороны других деловых СМИ
- РБК, курс валют, - зависимость от конъюнктуры рекламного рынка
Для преодоления этих вызовов РБК необходимо сохранять высокое качество контента, развивать новые форматы и каналы взаимодействия с аудиторией.