Мачты осветительные широко используются на строительных объектах, в промышленности, на спортивных сооружениях. Как же выбрать подходящую модель с учетом ваших потребностей и бюджета? Давайте разберемся.
Обзор рынка мачт осветительных
Рынок мачт осветительных в России активно развивается в последние годы. Это связано с ростом объемов строительства и необходимостью освещения больших площадей. Основными производителями мачт осветительных являются российские и европейские компании.
К основным производителям относятся: ООО "Световые технологии", ООО "Арсенал", немецкая компания Wacker Neuson, итальянская компания Atlas Copco и другие.
Ассортимент представлен передвижными и стационарными моделями с различными источниками питания: дизельными, бензиновыми, электрическими, работающими от солнечных батарей. Также есть модели с разной высотой подъема от 10 до 45 метров.
Средние цены на мачты осветительные:
- Передвижные дизельные - от 300 000 руб.
- Стационарные электрические - от 150 000 руб.
- Мачты малой высоты (до 15 м) - от 100 000 руб.
- Мачты большой высоты (свыше 30 м) - от 500 000 руб.
В последнее время наметилась тенденция к использованию энергоэффективных светодиодных ламп в мачтах осветительных. Также растет доля мобильных и быстровозводимых конструкций.
Виды мачт осветительных
Существует несколько критериев классификации мачт осветительных:
- По типу передвижения
- По типу питания
- По высоте подъема
- По материалу изготовления
Рассмотрим подробнее каждый из видов.
По типу передвижения
Мачты осветительные бывают передвижными и стационарными.
- Передвижные модели монтируются на колесные шасси или гусеничные тягачи. Их можно транспортировать и устанавливать на разных участках. Удобны для временного использования.
- Стационарные мачты монтируются на фундаменте, опорах или специальных основаниях. Рассчитаны на длительную эксплуатацию в одном месте. При необходимости их можно демонтировать.
По типу питания
По источнику электропитания различают мачты:
- Дизельные
- Бензиновые
- Электрические
- Солнечные
Наиболее автономными и мощными являются дизельные модели. Электрические требуют подключения к внешней электросети. Солнечные используют энергию солнца и аккумуляторы.
По высоте подъема
По высоте телескопической мачты и соответственно зоне освещения модели делят на:
- Малой высоты — до 15 м
- Средней высоты — 15-30 м
- Большой высоты — свыше 30 м
Высота влияет на стоимость и мобильность конструкции. Чем выше, тем дороже и менее маневренной становится мачта.
По материалу изготовления
Мачты осветительные производят из алюминиевых и стальных сплавов, иногда используют композитные материалы. Разные материалы обладают своими достоинствами.
Материал | Преимущества |
Алюминий | Прочность, коррозийная стойкость, легкий вес |
Сталь | Высокая прочность, относительно недорогая |
Композит | Легкий вес, высокая коррозийная стойкость |
Алюминий является оптимальным материалом для телескопических мачт благодаря соотношению легкого веса и высокой прочности.
Таким образом, осветительные мачты имеют различные конструктивные исполнения и комплектации. Выбор конкретной модели зависит от поставленных задач.
Чтобы подобрать оптимальную модель осветительной мачты, необходимо учитывать следующие критерии.
Назначение и условия эксплуатации
От сферы применения мачты зависит выбор типа конструкции и ее технических характеристик. Например, для строительной площадки или горнодобывающего предприятия потребуется мощная передвижная установка. А вот для стадиона или аэропорта подойдет стационарная модель большой высоты.
Требуемая высота подъема и освещаемая площадь
От размеров участка, который предстоит осветить, зависит выбор высоты мачты и количества прожекторов. Чем выше и мощнее осветительная установка, тем большую территорию она покрывает.
Источник питания и наличие генератора
В зависимости от наличия внешних источников электроснабжения выбирают автономные или подключаемые модели. Передвижным конструкциям требуется мощный генератор (дизельный, бензиновый).
Количество и мощность прожекторов
Для расчета оптимального числа ламп и их суммарной мощности учитывают площадь участка, требуемый уровень освещенности, высоту установки мачты.
Климатические условия региона
В условиях Крайнего Севера потребуются морозостойкие модели со специальными системами обогрева. Для южных регионов годятся стандартные исполнения.
Монтаж и эксплуатация осветительных мачт
Правильный монтаж и эксплуатация по инструкции производителя гарантируют надежную работу осветительной мачты на протяжении всего срока службы.
Особенности монтажа передвижных и стационарных моделей
Передвижные мачты устанавливают на ровную поверхность, выравнивают с помощью домкратов и фиксируют опоры. Стационарные требуют обустройства фундамента и закладных анкеров по месту для последующей фиксации.
Правила безопасной эксплуатации
В процессе работы необходимо соблюдать зоны безопасности вокруг мачты, использовать сигнальное ограждение и предупреждающие знаки. Особое внимание уделяется заземлению.
Техническое обслуживание: периодичность, необходимые работы
Регулярное ТО в соответствии с регламентом обеспечивает бесперебойную работу мачты и продлевает срок службы. Стандартно выполняют:
- Ежедневный визуальный осмотр
- Проверку узлов и механизмов
- Смазку подшипников и направляющих
- Замену рабочих жидкостей
По графику проводят диагностику электрооборудования, испытания, регулировки.
Возможные неисправности и способы их устранения
К типовым неполадкам относятся:
- Отказ ламп, пускорегулирующей аппаратуры - замена неисправных элементов
- Выход из строя лебедки или гидроцилиндров - ремонт или замена узлов
- Проблемы с электрогенератором - диагностика и настройка генератора
При обнаружении неисправностей следует обращаться в сервисную службу.
Срок службы и критерии замены мачты
При соблюдении правил эксплуатации и регламентных работ средний срок службы мачты осветительной составляет около 10 лет. Далее требуется замена по причине:
- Выработки ресурса и естественного старения материалов конструкции
- Нецелесообразности восстановительного ремонта
- Технологического отставания модели
К замене мачт приступают и при наличии видимых повреждений или деформаций, нарушающих прочность и безопасную эксплуатацию.