Балкеры - уникальный тип судов, без которых невозможно представить современную мировую торговлю. 40% всего морского грузового флота составляют именно балкеры. Они перевозят огромные объемы навалочных грузов - руды, угля, зерна, цемента.
История балкеров
Первым балкером считается британский пароход SS John Bowes , который в 1852 году совершил свой первый рейс с грузом угля. Успеху этого судна способствовали новые на тот момент технологии:
- Стальной корпус вместо деревянного
- Паровой двигатель вместо парусов
- Современная балластная система (до этого использовали мешки с песком)
Благодаря этим новшествам SS John Bowes успешно конкурировал с другими судами на британском рынке перевозки угля.
В 1902 году появился первый саморазгружающийся балкер - Hennepin . Это судно стало прообразом лэйкеров, то есть "озерных" балкеров, работающих на Великих озерах в Северной Америке.
А в 1911 году на воду был спущен первый в мире дизельный балкер. Таким образом, уже к началу XX века балкеры приобрели современный вид.
До Второй мировой войны балкеры перевозили небольшое количество груза - в среднем 25 млн тонн в год. Большая часть этих грузов была рудой. В основном суда эксплуатировались в прибрежном плавании.
Настоящий бурный рост балкерных перевозок начался после Второй мировой войны. Увеличившийся спрос на сырье в развитых странах заставил судовладельцев строить все более крупные суда.
В 1986 году со стапелей сошел самый большой на тот момент балкер - Berge Stahl водоизмещением 364 767 тонн. А спустя 25 лет, в 2011 году, был построен еще более гигантский 400-тысячник - Vale Brasil . Эти рекордсмены и по сей день остаются одними из крупнейших балкеров в мировом флоте.
Таким образом, за полтора века балкеры проделали путь от небольших пароходов до гигантских высокотехнологичных судов. Их роль в морских грузоперевозках постоянно растет.
Современное состояние рынка балкерных перевозок
На сегодняшний день загрузка мирового балкерного флота составляет 92-94%. Такие высокие показатели обусловлены в первую очередь экономическим ростом Китая.
Если в 2000 году Китай импортировал 150 млн тонн сухих грузов, то в 2009 году этот показатель вырос до 900 млн тонн. Это составляет 40% от всех мировых объемов импорта навалочных грузов.
На динамику рынка сильно повлиял экономический кризис 2008-2010 годов. Введенные санкции и ограничения на поставки привели к сокращению заказов на новые балкеры.
В то же время балкеры - это суда, предназначенные для массовой транспортировки грузов, поэтому спрос на их услуги сохраняется на высоком уровне. Даже заторы в крупных портах в определенной степени повышают загрузку флота.
Классификация балкеров
Специализированное судно перевозки насыпных грузов бывает разных типов. В зависимости от грузоподъемности различают:
- Мини-балкеры до 10 000 тонн
- Суда типа Seawaymax и Panamax
- Крупнотоннажные Capesize вместимостью свыше 150 000 тонн
Помимо этого, балкеры, предназначенные для перевозки определенных грузов, делятся на специализированные:
- Рудовозы
- Углевозы
- Цементовозы
- Зерновозы
Перевозимые грузы
Основные виды навалочных грузов, которые перевозят балкеры:
- Железная руда
- Каменный уголь и кокс
- Зерновые культуры
- Минеральные удобрения
- Промышленные и строительные грузы
- Лесные грузы
- Опасные и ядовитые вещества
Каждый из этих грузов имеет свои особенности при транспортировке и хранении.
Железная руда
Железная руда отличается высокой плотностью, поэтому для ее перевозки используются специализированные суда-рудовозы грузоподъемностью до 400 000 тонн.
Каменный уголь и кокс
Уголь и кокс составляют основу грузооборота балкерного флота. Для их транспортировки применяются как универсальные bulk-carriers, так и специализированные углевозы.
Зерновые культуры
Пшеница, кукуруза, соя, рис - это типичные зерновые грузы. При их перевозке важно контролировать влажность и температурный режим.
Минеральные удобрения
Удобрения, такие как азотные, фосфорные, калийные, перевозятся навалом в специализированных судах или отдельных трюмах балкеров.
Промышленные и строительные грузы
Навалочные промышленные грузы включают цемент, песок, глину, гипс. При их перевозке важна защита от влаги и осадков.
Безопасность и экологичность
Эксплуатация балкеров предъявляет высокие требования к обеспечению безопасности и защите окружающей среды.
Технические требования
Конструкция балкеров должна отвечать международным нормам прочности и остойчивости судна. Обязательны регулярные осмотры и сервисное обслуживание.
Квалификация экипажа
Экипаж балкера проходит специальную подготовку по обращению с опасными и ядовитыми грузами. Капитан и старшие помощники имеют допуск к перевозке навалочных грузов.
Системы безопасности
На борту устанавливаются системы пожаротушения, сигнализации, жизнеобеспечения. Предусмотрены коллективные и индивидуальные средства защиты.
Предотвращение загрязнения
Балкеры оснащаются очистными системами и емкостями сбора мусора и нефтесодержащих вод. Им запрещен сброс за борт вредных веществ.
Страхование рисков
Обязательно страхование ответственности перед третьими лицами на случай нанесения ущерба при эксплуатации балкера.