Использование ручных радаров для контроля скоростного режима на дорогах давно вызывало споры в обществе. С одной стороны, это позволяло выявлять нарушителей, но с другой - открывало возможности для коррупции и вымогательства взяток инспекторами ГИБДД.
Предыстория вопроса
Ручные радары, известные как "фены", стали активно применяться в России в последние годы. Однако уже в 2016 году появились первые запреты на их использование в некоторых регионах, в частности в Самарской и Ростовской областях. Это объяснялось необходимостью борьбы с коррупцией в рядах ГИБДД.
Тем не менее, во многих регионах инспекторы продолжали пользоваться ручными радарами, что нередко приводило к конфликтам и обвинениям в вымогательстве взяток. По мнению экспертов и автовладельцев, такие радары использовались как "инструмент давления на водителей".
Решение об отмене
1 июля 2022 года глава МВД России Владимир Колокольцев подписал распоряжение о полном запрете на использование ручных радаров сотрудниками ГИБДД.
"Владимир Колокольцев принял решение прекратить применение в повседневной деятельности подразделений Госавтоинспекции мобильных комплексов фотовидеофиксации, работающих в ручном режиме", - сообщили в пресс-службе МВД.
Это решение объясняется тем, что в настоящее время в России работает уже 23,4 тысячи стационарных и передвижных комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД. По мнению МВД, этого достаточно для контроля за соблюдением скоростного режима.
Мнения экспертов и автовладельцев
Решение главы МВД было позитивно воспринято как экспертным сообществом, так и рядовыми автовладельцами.
- «Это давняя история. Это хорошо, что их запрещают», - прокомментировал вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
- «Множество автовладельцев нашей страны тоже поставят "лайк" под подобной инициативой», - высказался координатор общественного движения "Общество синих ведерок" Петр Шкуматов.
По мнению экспертов, отмена ручных радаров позволит снизить уровень коррупции в рядах ГИБДД и сделать контроль за соблюдением ПДД более прозрачным и объективным.
Альтернативы ручным радарам
Взамен запрещенных ручных комплексов предлагается использовать системы автоматической фиксации нарушений скоростного режима и других правил дорожного движения. Как отмечалось ранее, в настоящее время в России установлено уже более 23 тысяч стационарных и мобильных камер, работающих в автоматическом режиме.
Преимущества автоматических систем:
- Исключают человеческий фактор и возможные ошибки или предвзятость инспекторов
- Позволяют фиксировать большее количество нарушений
- Являются менее затратным способом контроля
Последствия для водителей
Отмена ручных радаров, скорее всего, будет позитивно воспринята большинством автовладельцев в России. Это означает:
- Меньше возможностей для коррупции и вымогательства взяток инспекторами ГИБДД
- Снижение количества жалоб от водителей на необоснованные штрафы
- Уверенность в объективности автоматических систем фиксации
Однако есть и потенциальные негативные моменты:
- Некоторые водители могут воспринять эту меру как разрешение на нарушение скоростного режима
- В результате может вырасти количество грубых нарушений ПДД
Мониторинг результатов
Для оценки реального эффекта от запрета на использование ручных радаров потребуется регулярный мониторинг ситуации на дорогах со стороны МВД и общественных организаций. В частности, необходимо будет отслеживать:
- Динамику количества нарушений скоростного режима
- Статистику по ДТП со смертельным исходом
- Количество обращений водителей по поводу работы автоматических комплексов фиксации
Полученные данные позволят понять, стоит ли расширять практику отмены ручных радаров на всей территории России, или же имеются негативные побочные эффекты, которые необходимо учитывать.
Реакция общественности
Как уже отмечалось ранее, эксперты и автовладельцы в целом позитивно оценили решение об отмене ручных радаров в повседневной работе инспекторов ДПС.
В то же время существуют определенные опасения по поводу возможного роста числа грубых нарушений ПДД и падения дисциплины на дорогах. Ряд общественных деятелей призывают регулярно анализировать статистику и при необходимости пересматривать это решение.
МВД и ГИБДД пока не давали каких-либо официальных комментариев по поводу общественной реакции. Представители ведомства лишь подчеркивали, что на сегодняшний день существует развитая сеть автоматических комплексов фиксации, способных обеспечить контроль за соблюдением ПДД без использования ручных радаров.
Международный опыт
Помимо отечественного опыта борьбы с использованием ручных радаров, стоит обратить внимание и на зарубежную практику в этой сфере.
Например, в ряде штатов США уже давно приняты законы, запрещающие сотрудникам полиции использовать радары вручную для измерения скорости проезжающих автомобилей. Взамен активно применяются стационарные и передвижные автоматизированные комплексы.
Правовые основы решения
Решение об отмене ручных радаров было оформлено в виде приказа главы МВД РФ Владимира Колокольцева от 1 июля 2022 года.
Этот приказ опирается на полномочия министра регулировать деятельность подразделений МВД, в том числе Госавтоинспекции. Также в нем принимается во внимание наличие альтернативных систем контроля в виде автоматических комплексов.
То есть с юридической точки зрения, приказ об отмене ручных радаров полностью легитимен и обоснован законодательством о полиции.
Технические аспекты
Реализация приказа об отмене ручных радаров потребует ряда организационно-технических мероприятий.
В частности, из всех подразделений ГИБДД по стране необходимо будет изъять имеющиеся переносные радары и прекратить их использование на постах и в патрульных автомобилях.
Кроме того, нужно будет наладить систематическое обучение инспекторов работе с автоматизированными комплексами фотовидеофиксации и обработке получаемых данных о нарушениях.
Риски при реализации
Несмотря на общую поддержку, реализация приказа об отмене ручных радаров не лишена и определенных рисков.
К таким рискам можно отнести:
- Саботаж со стороны недобросовестных инспекторов ГИБДД
- Технические сбои автоматических комплексов фиксации
- Нехватка финансирования для расширения сети таких комплексов
Для минимизации подобных рисков потребуется тщательная проработка всех аспектов отмены ручных радаров на практике.
Усиление ответственности водителей
Отмена ручных радаров может привести к тому, что некоторые недисциплинированные водители решат, что теперь можно нарушать ПДД безнаказанно. Чтобы не допустить такого эффекта, необходимо повысить личную ответственность участников дорожного движения.
Во-первых, следует ужесточить административные наказания за грубые нарушения типа превышения скорости и проезда на запрещающий сигнал светофора. Штрафы должны быть по-настоящему ощутимыми.
Во-вторых, автошколам и инструкторам надо уделять больше внимания воспитанию у водителей чувства ответственности на дороге. Этому можно обучить не меньше, чем технике вождения.
Совершенствование нормативной базы
Для закрепления результатов от отмены ручных радаров также имеет смысл внести соответствующие поправки в законодательство.
В частности, нужно прописать запрет на использование подобных устройств в повседневной деятельности инспекторов ДПС. Это не позволит возвращать ручные радары "через черный ход".
Кроме того, нужна четкая регламентация порядка установки и эксплуатации автоматизированных комплексов фиксации нарушений ПДД. Это избавит от произвольных трактовок.
Развитие инфраструктуры контроля
Для достижения максимального эффекта следует продолжить развивать и совершенствовать инфраструктуру автоматического контроля за соблюдением ПДД.
Здесь важно не просто устанавливать все новые и новые камеры, но и повышать их технологичность, точность, надежность. Современные комплексы способны распознавать госномера, определять тип транспортного средства, фиксировать различные виды нарушений.
Кроме того, актуально развитие систем хранения и обработки данных, поступающих от всех этих камер. Здесь важно исключить возможность подтасовки, потери информации или ее искажения.