Масляный насос — важнейший элемент системы смазки двигателя. От его исправной работы зависит ресурс и надежность мотора. В статье мы подробно разберем устройство, принцип действия, диагностику и ремонт масляного насоса ЗМЗ-514 — одного из самых распространенных в России.
Устройство масляного насоса ЗМЗ-514
Масляный насос ЗМЗ-514 предназначен для создания циркуляции масла в системе смазки и подачи его под давлением к трущимся деталям двигателя. Основными функциями насоса являются:
- Забор масла из картера
- Подача масла в масляный фильтр
- Подача отфильтрованного масла в систему смазки
По конструкции масляный насос ЗМЗ-514 относится к шестеренчатым насосам. Внутри корпуса из алюминиевого сплава расположены две шестерни - ведущая и ведомая. Вращение от коленчатого вала передается на ведущую шестерню, которая приводит в движение ведомую. За счет зацепления зубьев шестерни вытесняют масло из картера в систему смазки.
Основные детали насоса ЗМЗ-514:
- Корпус насоса
- Крышка насоса
- Ведущая и ведомая шестерни
- Вал насоса и подшипник
- Уплотнительные кольца
- Маслозаборник
Привод насоса осуществляется при помощи зубчатого колеса, установленного на валу. Колесо находится в зацеплении с шестерней распредвала и обеспечивает обороты насоса, необходимые для создания давления масла.
Подбор масляного насоса ЗМЗ-514
Масляный насос ЗМЗ-514 совместим со следующими двигателями:
- ЗМЗ-406 всех модификаций
- ЗМЗ-409 устанавливался на ГАЗ-3307, ГАЗ-3308
- Масляный насос ЗМЗ-514 на ЗМЗ-409 отличается длиной приводного вала
- ЗМЗ-5143
- ЯМЗ-236, ЯМЗ-238
При выборе насоса нужно обращать внимание на следующие параметры:
- Типоразмер подшипника вала
- Длина вала привода насоса
- Расположение и диаметр крепежных отверстий
Насос должен полностью соответствовать размерам посадочных мест в блоке двигателя.
Существует несколько производителей насосов ЗМЗ-514:
- Оригинальный насос производства Ульяновского моторного завода
- Насосы российских производителей: Пекар, КЕНО, Артекс
- Насосы из Китая различных брендов
Оригинальные насосы обеспечивают надежную работу, но достаточно дорогие. Неоригинальные могут быть более доступны по цене, но нужно учитывать риски приобрести некачественное изделие.
Замена масляного насоса ЗМЗ-514
О необходимости замены насоса может свидетельствовать:
- Повышенный шум при работе двигателя
- Падение давления масла ниже нормы
- Течь масла через уплотнения
- Засорение каналов в корпусе
Для замены насоса потребуются следующие инструменты:
- Ключи рожковые или торцовые 8х10, 10х12, 13х14
- Отвертка крестовая
- Монтажка
- Емкость для слива масла
Порядок замены:
- Слить масло из двигателя
- Отсоединить разъем датчика давления (при наличии)
- Отвернуть болты крепления насоса к блоку
- Снять насос в сборе с приводной шестерней
- Установить новый насос и затянуть болты
- Подсоединить разъем датчика давления
- Залить свежее масло и пустить двигатель
После замены нужно проверить давление и убедиться в отсутствии течей.
На этом закончим первую часть статьи. Далее мы подробно разберем диагностику и ремонт насоса, рассмотрим способы повышения его производительности и дадим полезные советы по эксплуатации.
Неисправности масляного насоса ЗМЗ-514
Наиболее распространенные неисправности масляного насоса ЗМЗ-514:
- Износ подшипника вала насоса - приводит к повышенному шуму и вибрациям
- Поломка приводной шестерни - насос перестает качать масло
- Заклинивание шестерен - насос не создает необходимого давления
- Износ уплотнительных колец - появляются течи масла
- Засорение каналов в корпусе насоса - снижается производительность
При подозрении на неисправность нужно проверить давление масла по штатному датчику или манометру. Если давление ниже нормы - возможно, насос вышел из строя.
ЗМЗ-514 дизель масляный насос: ремонт
Полноценный ремонт масляного насоса ЗМЗ-514 заключается в замене изношенных деталей:
- Шестерни
- Вал с подшипником
- Уплотнительные кольца
К сожалению, стоимость запчастей и работ часто превышает цену нового неоригинального насоса. Поэтому в большинстве случаев экономически выгоднее установить новый насос.
Однако, иногда возможен частичный ремонт — например, замена только подшипника или уплотнительных колец при сохранности остальных деталей.
Повышение производительности насоса ЗМЗ-514
Если штатный насос не обеспечивает необходимое давление масла, можно увеличить его производительность несколькими способами:
- Установить насос увеличенной производительности
- Отрегулировать редукционный клапан
- Использовать масло увеличенной вязкости
- Поставить форсунки подачи масла к шатунам
Главный недостаток форсирования насоса - повышенная нагрузка на детали и ускоренный износ. Поэтому такие меры оправданы на старых или форсированных двигателях.
Эксплуатация масляного насоса ЗМЗ-514
Для продления срока службы насоса рекомендуется:
- Своевременно менять масло в двигателе, не допуская сильного загрязнения
- Менять масляный фильтр по регламенту, не допуская его сильного засорения
- Использовать рекомендованное масло хорошего качества
- Периодически промывать систему смазки очистителями
Правильная эксплуатация и своевременное обслуживание - залог долгой работы масляного насоса ЗМЗ-514.
Полезные советы по насосу ЗМЗ-514
В завершение — несколько полезных советов от экспертов:
- При покупке выбирайте проверенные бренды, избегайте дешевых подделок
- Лучше сразу менять комплект с приводной шестерней
- После замены обязательно проверьте давление масла
- Не забудьте поменять прокладку перед установкой
- Не допускайте попадания грязи в масляные каналы
Вот на этом закончим подробное рассмотрение масляного насоса ЗМЗ-514 — все аспекты его подбора, замены, ремонта и эксплуатации. Надеемся, статья была вам полезна!