Вертолет Ми-8: полные технические характеристики

Вертолет Ми-8 является одной из самых массовых и успешных моделей техники подобного класса. За более чем 50-летнюю историю эксплуатации он зарекомендовал себя надежной и универсальной боевой машиной.

Общее описание конструкции

Ми-8 представляет собой многоцелевой вертолет классической одновинтовой схемы с пятилопастным несущим и трехлопастным рулевым винтами. Он оснащен парой турбовальных двигателей ТВ2-117 или ТВ3-117 мощностью 1500-1650 л.с. каждый, работающих через общий редуктор на один вал несущего винта. Максимальный взлетный вес машины составляет 12 тонн.

Вертолет Ми-8, и его модификации, самый массовый двухдвигательный вертолет в мире (в общей сложности построено более 17 тыс. экземпляров всех модификаций); является самым массовым вертолетом в истории авиации [7].

Основное предназначение Ми-8 - перевозка людей и различных грузов. Он может использоваться в гражданских целях для пассажирских перевозок, санитарных задач, прокладки ЛЭП, тушения пожаров. Также вертолет применяется в интересах Вооруженных сил для доставки личного состава, вооружений, боеприпасов, эвакуации раненых.

Конструкция фюзеляжа

Фюзеляж Ми-8 представляет собой цельнометаллический полумонокок переменного сечения с тремя основными отсеками:

  • Носовая часть - кабина экипажа с тремя рабочими местами пилотов;
  • Центральный отсек - грузопассажирская кабина;
  • Хвостовая часть с концевой балкой для размещения приводов рулевого винта.

Для повышения живучести машины подкапотное пространство моторного отсека разделено противопожарными перегородками на три изолированные секции. Вертолет снабжен неубираемым трехстоечным шасси с тормозными колесами на основных стойках.

Характеристики силовой установки

Силовая установка Ми-8T состоит из:

  • Двух турбовальных двигателей ТВ3-117 мощностью по 1650 л.с.;
  • Вспомогательной силовой установки АИ-9 мощностью 30 л.с.;
  • Главного редуктора ВР-8;
  • Промежуточного редуктора ПР-8;
  • Хвостового редуктора ХР-8;
  • Трансмиссии с соединительными валами;
  • Пятилопастного несущего винта диаметром 21,29 м;
  • Трехлопастного рулевого винта диаметром 3,91 м.

Двигатель АИ-9В используется для запуска основных двигателей и подзарядки бортовой пневмосистемы. Он способен обеспечить от 3 до 7 запусков ТВ3-117 без подключения наземных источников.

Крупным планом транспортно-боевой вертолет Ми-8МТВ с открытыми боковыми дверями и солдатами в боевом снаряжении внутри

Летно-технические характеристики Ми-8Т

Максимальная взлетная масса 11 700 кг
Максимальная скорость 250 км/ч
Крейсерская скорость 220-230 км/ч
Дальность полета 565 км
Практический потолок 4 500 м
Экипаж 3 чел.
Полезная нагрузка 4 000 кг

Топливная система Ми-8Т имеет полную заправочную емкость 3 100 литров, что позволяет совершать полеты продолжительностью до 3,5 часов в штатном режиме.

Вооружение транспортно-десантного варианта

Транспортный вертолет Ми-8Т предусматривает возможность подвески вооружения для огневой поддержки десанта или самообороны. В состав вооружения могут входить:

  • Четыре пулеметные установки с ПК патронами калибра 7,62 мм;
  • Две пусковые установки неуправляемых ракет С-8 калибра 80 мм - по 20 ракет на каждой;
  • До 16 авиабомб калибром от 50 до 250 кг.

Общий боекомплект составляет до 2 тонн при сохранении полезной нагрузки порядка 1,5-2 тонны.

Вид снизу на спасательный вертолет Ми-171, летящий над спокойным озером на закате

Система управления вертолетом

Управление Ми-8 осуществляется изменением вектора тяги несущего винта посредством:

  1. Регулировки общего шага лопастей с помощью ручки «шаг-газ»;
  2. Циклического изменения углов установки лопастей с помощью ручки продольно-поперечного управления;
  3. Управления тягой и моментом рулевого винта от педалей путевого управления.

Для облегчения пилотирования в состав автоматики Ми-8 входит четырехканальный автопилот АП-34Б, стабилизирующий полет по курсу, тангажу, крену и высоте. Также установлена система ограничения перемещений органов управления СППУ-52 в зависимости от высотно-скоростных параметров.

Особенности эксплуатации

Вертолет Ми-8 адаптирован для взлета и посадки в сложных климатических и географических условиях. Он способен эксплуатироваться круглые сутки при температуре от -50 до +50°C. Ми-8 может садиться на неподготовленные площадки с травяным, песчаным, грунтовым и снежным покрытием.

Благодаря мощной силовой установке вертолет обладает значительным запасом подъемной силы. Это позволяет ему перевозить крупногабаритные и тяжеловесные грузы весом до 4 тонн на внешней подвеске.

Различия модификаций

За годы производства конструкция Ми-8 претерпела множество изменений, направленных на улучшение его "тактико-технических характеристик":

  • Установка более мощных двигателей ТВ3-117;
  • Модернизация трансмиссии и хвостового винта;
  • Переделка системы электроснабжения;
  • Усиление элементов планера.

В результате появились значительно отличающиеся от базовой модели варианты Ми-8МТ, Ми-8МТВ-1, Ми-8АМТ, Ми-171 и другие.

Ми-8МТВ-1

Ми-8МТВ-1 является усовершенствованным вариантом машины. Эта модификация оснащена новейшим комплексом бортового оборудования и вооружения. Ключевые "технические характеристики" Ми-8МТВ-1:

  • Дальность полета увеличена до 800 км;
  • Максимальная скорость - 260 км/ч;
  • Новая АЗС с четырьмя КАУ-115;
  • Усиленная противопожарная система;
  • Современный комплекс РЭБ.

"Тактико-технические характеристики" вертолета Ми-8МТВ позволяют эффективно применять его для решения сложных боевых задач.

"Ми-8МТВ" в боевых действиях

Благодаря мощному стрелковому вооружению, бронезащите и системам РЭБ вертолет Ми-8МТВ успешно использовался в локальных конфликтах последних десятилетий.

Так, машины этой модификации принимали активное участие в боевых действиях в Афганистане, Чечне, Сирии и других "горячих точках". Их боевой опыт подтвердил высокую эффективность применения Ми-8МТВ в современных войнах.

Гражданские модификации

Помимо военных вариантов, выпускаются гражданские модификации вертолета Ми-8/17. К примеру, Ми-171 предназначен для выполнения широкого спектра задач:

  • Пассажирские перевозки до 24 человек;
  • Грузовые операции массой до 4 тонн;
  • Поисково-спасательные работы;
  • Пожаротушение;
  • Строительно-монтажные работы.

Высокие "технические характеристики" делают Ми-171 востребованной машиной для коммерческого применения.

Заключение

Вертолет Ми-8 за долгие годы эксплуатации зарекомендовал себя как надежная боевая машина универсального применения. Его модификации и по сей день составляют основу парка армейской авиации многих стран мира. Прочная конструкция, высокие летно-технические данные, возможность нести разнообработое вооружение - вот основные качества, обеспечившие успех Ми-8.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.