В статье подробно рассматриваются образцы актов приема передачи материальных ценностей, применяемые при работе с твердыми сплавами. Описаны назначение и виды актов, требования к реквизитам и порядку заполнения. Рассмотрены особенности указания характеристик и результатов входного контроля качества в актах.
Назначение и виды актов приема-передачи материальных ценностей
Акты приема-передачи материальных ценностей необходимы для подтверждения факта передачи активов от одного лица другому. Они закрепляют ответственность за сохранность имущества за его получателем.
Акты приема-передачи применяются при покупке, продаже материальных ценностей, а также при их внутренних перемещениях в организации.
Различают унифицированные и самостоятельно разработанные формы актов. Примером унифицированной может служить форма МХ-1, предназначенная для приема-передачи ТМЦ на хранение.
Если для конкретной операции нет подходящей типовой формы, организация разрабатывает собственный бланк акта с учетом обязательных реквизитов.
Обязательные реквизиты актов
В соответствии с требованиями законодательства акты приема-передачи материальных ценностей должны содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование документа
- дата составления
- наименование организаций-участников
- подписи ответственных лиц
Кроме того, в акте должно быть четко указано, какая сторона передает материальные ценности, а какая их принимает. Обязательно описание самих ценностей с указанием всех отличительных характеристик.
Рассмотрим на примере правильное и неправильное заполнение некоторых реквизитов.
Правильное наименование организации | ООО "Ромашка" |
Неправильное наименование организации | Ромашка и К |
Перед подписанием акта рекомендуется произвести осмотр передаваемых материальных ценностей на предмет дефектов, о чем должна быть сделана отметка в документе.
Порядок составления и использования актов
При составлении акта приема-передачи материальных ценностей необходимо придерживаться следующей последовательности действий:
- Осмотр ценностей на предмет дефектов
- Заполнение реквизитов и описание ценностей
- Подписание акта ответственными лицами обеих сторон
Акты приема-передачи ценностей составляются как минимум в двух экземплярах - по одному для каждой из сторон.
В случае выявления дефектов или некомплектности передаваемых объектов об этом делается отметка в акте до его подписания. Подписывая акт, стороны подтверждают отсутствие претензий.
При приеме-передаче партии твердосплавного инструмента для механической обработки деталей необходимо в акте детально описать каждый инструмент с указанием материала, размеров, маркировки. Это позволит в случае обнаружения брака предъявить обоснованные претензии поставщику.
Особенности применения актов при операциях с твердыми сплавами
При осуществлении операций с твердыми сплавами применяются те же виды актов приема-передачи материальных ценностей, что и при работе с другими материалами. Однако есть некоторые особенности, связанные со спецификой этих материалов.
Указание отличительных характеристик в актах
В актах приема-передачи образцов твердых сплавов необходимо максимально подробно указывать их отличительные характеристики:
- химический состав и процентное соотношение компонентов
- размеры заготовок или готовых изделий
- маркировка партии материала
- технические характеристики: твердость, плотность, теплопроводность и др.
Это позволит обеспечить прослеживаемость и идентификацию конкретной партии твердосплавных материалов на этапах их производства, хранения и использования.
Указание цели использования
Помимо описания характеристик твердых сплавов, передаваемых по акту, рекомендуется указывать также и цель их дальнейшего использования. Это позволит оптимизировать контроль расходования дорогостоящего сырья, например:
- Изготовление режущего инструмента
- Проведение научных исследований
- Испытание опытных образцов
Отражение результатов входного контроля качества
При приемке образцов актов приема передачи материальных ценностей, содержащих твердые сплавы, обязательным является проведение входного контроля их качества с отражением результатов в акте.
Контроль может включать визуальный осмотр, измерение характеристик, лабораторные испытания. В случае обнаружения несоответствия характеристик материалов претензии указываются в акте до его подписания.
Хранение и использование актов с твердыми сплавами
Акты приема-передачи материальных ценностей, содержащие сведения о твердых сплавах, хранятся в течение 5 лет в целях бухгалтерского и налогового учета.
Рекомендуется хранить такие акты в специально отведенных местах с ограниченным доступом в связи с высокой стоимостью твердосплавных материалов.
Акты могут использоваться в качестве первичных документов для контроля расходования сырья, проведения инвентаризаций, а также для подтверждения прав собственности на материалы.