Образец акта на списание материалов в 2023 году

Списание материалов - распространенная процедура на любом предприятии. Она может проводиться по разным причинам: истечение сроков хранения, моральное устаревание, выявление брака, порчи и т.д. Чтобы грамотно оформить списание материалов, нужно знать требования законодательства и порядок составления первичной документации.

Причины и порядок списания материалов

Согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденным Приказом Минфина России от 28.12.2001 No 119н, списание материалов производится в таких случаях:

  • истекли сроки их хранения;
  • они морально устарели;
  • выявлен брак, недостача вследствие порчи и т.п.

Однако на практике списывают материалы и по другим основаниям, например при отпуске в производство или продаже. Главное, чтобы операция была оформлена документально.

Создание комиссии по списанию

Для списания материалов обычно создается комиссия, в состав которой входят представители разных подразделений и должностные лица. Руководитель издает приказ о назначении комиссии и определении ее председателя.

На комиссию возлагаются следующие задачи:

  • осмотр материалов и выявление дефектов;
  • подготовка акта по установленной форме;
  • передача акта в бухгалтерию.

Требования к акту на списание материалов

Акт на списание материалов является первичным учетным документом. К нему предъявляются общие требования согласно Федеральному закону от 06.12.2011 No 402-ФЗ:

  • название документа;
  • дата составления;
  • наименование организации;
  • описание операции;
  • количественные и суммовые показатели;
  • должности и подписи ответственных лиц.

Кроме того, в акт желательно включать:

  • причину списания материалов;
  • перечень материалов с указанием цены;
  • ссылку на документы, подтверждающие стоимость.
Вид сверху на завод, туман, вилочный погрузчик перевозит материалы по складу

Образец заполнения акта на списание материалов

Рассмотрим на примере, как заполняется акт на списание горюче-смазочных материалов, пришедших в негодность.

В акте указаны реквизиты организации, причина и дата списания. Приведен перечень ГСМ с ценами, общая сумма убытка. Указана ссылка на товарную накладную от 15.05.2018 No 125 как первичный документ по поступлению материалов.

Акт подписан председателем и членами комиссии, утвержден руководителем организации и главным бухгалтером.

Порядок отражения списания материалов в учете

На основании акта на списание материалов бухгалтерия вносит соответствующие записи в учет.

Списание отражается по кредиту счета 10 «Материалы» в корреспонденции со счетами:

  • 20 «Основное производство»;
  • 91 «Прочие доходы и расходы»;
  • 94 «Недостачи и потери от порчи имущества».

Таким образом, акт на списание материалов - важный документ для контроля наличия и движения запасов на предприятии. Правильное его оформление гарантирует достоверность учетных данных.

Портрет женщины в каске и очках держит бланк документа, улыбается

Перечень материалов в акте на списание

Важным элементом акта на списание материалов является перечень подлежащих списанию позиций. Он оформляется в виде таблицы со следующими графами:

  • наименование материалов;
  • единица измерения (шт., кг, л и т.д.);
  • количество;
  • цена за единицу;
  • сумма;
  • ссылка на подтверждающий документ.

Рекомендуется перечислять материалы по однородным группам, например:

  • сырье и основные материалы;
  • вспомогательные и комплектующие изделия;
  • тара и тарные материалы;
  • строительные материалы;
  • инструменты;
  • хозяйственные принадлежности;
  • специальная одежда и обувь;
  • запасные части и пр.

Образец акта на списание отработанных материалов

Рассмотрим образец акта на списание для отработанных материалов после завершения ремонтных работ. В него можно включить такие позиции:

Как видно из примера, в акте указана причина списания материалов – окончание ремонтных работ по договору No 752 от 05.05.2023. Приведен перечень отработанных материалов с количеством, ценами и общей стоимостью.

Куда передают оформленный акт на списание

После заполнения акта на списание материалов и подписания всеми ответственными лицами, документ передают в бухгалтерию организации. Бухгалтерия проверяет правильность оформления акта и наличие всех необходимых реквизитов.

На основании акта на списание производятся следующие действия:

  1. Списание материалов с баланса по счету 10 «Материалы»;
  2. Отражение изменений в складском учете материалов;
  3. Занесение данных в налоговый учет, регистры НДС;
  4. Составление бухгалтерских проводок по выбытию запасов.

Типичные ошибки при составлении акта на списание

Чтобы избежать нареканий со стороны бухгалтерии и налоговых органов, при составлении акта на списание материалов важно контролировать правильность его оформления. Рассмотрим типичные ошибки.

  1. Отсутствие подписей материально-ответственных лиц;
  2. Неправильное заполнение реквизитов организации;
  3. Несоответствие перечня материалов их фактическому наличию;
  4. Некорректные или неполные данные о материалах (наименования, количество, цены);
  5. Отсутствие ссылок на подтверждающие документы.

Проверяя правильность составления акта на списание по представленному выше контрольному списку, можно избежать ошибок и неточностей.

Хранение оформленных актов на списание материалов

После того как акт на списание материалов прошел проверку в бухгалтерии и на его основании внесены соответствующие записи в учет, он помещается в архив. Сроки хранения устанавливаются в соответствии с номенклатурой дел организации, но не менее 5 лет.

Рекомендуется хранить акты на списание материалов отдельно от других групп документов, например:

  • Акты на списание основных средств;
  • Акты на списание готовой продукции;
  • Акты на списание дебиторской задолженности;
  • Акты на списание финансовых вложений.

Это облегчит поиск необходимых документов при проведении аудиторских или налоговых проверок.

Восстановление утраченных актов на списание материалов

В случае утраты или порчи подлинника акта на списание материалов организация имеет право оформить его дубликат. Для этого издается отдельный приказ руководителя и формируется новый экземпляр акта с пометкой "дубликат" на титульном листе.

Помимо стандартных реквизитов в дубликате акта указывают:

  • Причину, по которой создается дубликат;
  • Ссылку на приказ об оформлении дубликата;
  • Дату восстановления документа.

Дубликат подписывается теми же лицами, что и подлинник акта. После чего он получает юридическую силу наравне с оригиналом.

Ответственность за нарушение порядка списания материалов

Если в ходе налоговых проверок будут выявлены нарушения порядка списания материалов, последуют штрафные санкции.

В частности, за отсутствие оправдательных документов или искажение данных о финансово-хозяйственной деятельности в учете и отчетности предусмотрен штраф по ст. 120 НК РФ от 10 000 до 30 000 рублей.

Если недостоверные данные привели к занижению налогов, то на юридическое лицо налагают штраф по ст. 122 НК РФ в размере 20% от неуплаченной суммы налога, но не менее 40 000 рублей.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество