Автомобиль - это сложный механизм, от безупречной работы которого зависит безопасность водителя и пассажиров. Один из ключевых компонентов - топливная система и ее важнейший элемент - форсунки. В этой статье мы подробно разберем, как правильно выбрать и обслуживать форсунки Бош - мирового лидера в производстве топливных систем.
Обзор системы впрыска Common Rail
Система Common Rail, сокращенно CR, получила широкое распространение в современных дизельных двигателях. Ее принцип работы заключается в следующем: топливо под высоким давлением подается общим топливным контуром (рейкой) к форсункам, а затем распыляется ими непосредственно в камеры сгорания.
Эта система была изобретена еще в 60-х годах компанией Bosch, но активно применяться на легковых автомобилях стала только в 90-х. По сравнению с предшествующими системами впрыска, Common Rail имеет целый ряд преимуществ:
- Более точный контроль подачи топлива в каждый цилиндр
- Высокое давление впрыска - до 2500 бар
- Тихая и плавная работа двигателя
- Увеличение крутящего момента и мощности
- Снижение токсичности выхлопа
Ключевым элементом этой системы являются топливные форсунки. Их задача - распылить топливо с максимальной эффективностью для полного сгорания в цилиндрах двигателя.
Форсунки Бош по праву считаются эталоном качества, надежности и технологичности в своем классе. Поэтому они устанавливаются на конвейере практически всеми ведущими автопроизводителями.
По разным оценкам, доля рынка форсунок Бош в Европе составляет около 60%. А уже на протяжении нескольких лет показатель брака этих изделий не превышает 0,01%. Это стало возможным благодаря постоянному совершенствованию технологий производства, применению новейших материалов, многоступенчатому контролю качества.
Партнерские отношения связывают компанию Бош с такими автогигантами как BMW, Mercedes, Volkswagen, Volvo, Renault, Fiat, Ford, Opel, Toyota и многими другими. Форсунки Бош стоят «на вооружении» у подавляющего большинства современных автомобилей с двигателем Common Rail.
Устройство форсунок Бош
Конструктивно форсунка состоит из нескольких основных компонентов:
- Корпус
- Электромагнитный клапан
- Плунжерная пара
- Распылитель
- Возвратная пружина
- Топливный фильтр
Рассмотрим подробнее назначение каждого из этих узлов.
Корпус форсунки представляет собой металлический цилиндр, внутри которого размещаются все детали. Корпус изготавливается с высочайшей точностью на обрабатывающих станках.
Наиболее ответственный и высокотехнологичный элемент форсунки - распылитель. Он имеет микроотверстия диаметром около 0,2 мм, через которые топливо впрыскивается в цилиндры под давлением свыше 2000 бар. От качества распыленного топливного тумана напрямую зависят такие показатели двигателя как мощность, расход топлива, токсичность выхлопа.
Регулирование подачи топлива осуществляется с помощью электромагнитного клапана, управляемого бортовым компьютером. Он открывает или перекрывает доступ топлива к форсунке.
Дальнейшее повышение давления топлива до рабочего уровня происходит в плунжерной паре. Этот гидравлический насос состоит из плунжера и цилиндра. Перемещение плунжера вверх позволяет уменьшить объем поперечного сечения цилиндра и тем самым резко поднять давление впрыскиваемого топлива.
После отключения электромагнитного клапана возвратная пружина обеспечивает быстрый возврат плунжера в исходное положение, завершая таким образом рабочий цикл форсунки.
А тонкую очистку топлива перед впрыском в камеру сгорания обеспечивает встроенный фильтр с ячейками менее 10 микрон.
Таково устройство топливных форсунок Бош, устанавливаемых на абсолютном большинстве современных автомобилей. От их бесперебойной работы напрямую зависят технические и экологические характеристики двигателя.
Неисправности форсунок Бош
Несмотря на высочайшее качество изготовления, форсунки Бош подвержены постепенному износу и могут выйти из строя.
Основными причинами поломок являются:
- Использование некачественного или загрязненного топлива
- Подсос воздуха в топливную систему
- Попадание механических частиц из изношенных деталей насоса
- Естественный износ в процессе эксплуатации (до 150-300 тыс. км)
Признаками неисправности форсунок обычно являются:
- Неравномерная работа двигателя
- Повышенная шумность и вибрация
- Пропуски и провалы в работе
- Увеличенный расход топлива и снижение мощности
- Повышенная токсичность выхлопа
Неисправность | Симптомы |
Закоксовывание распылителя | Падение мощности, дымный выхлоп |
Засорение или износ фильтра | Нестабильная работа двигателя |
Повреждение клапана | Топливная нагарка в цилиндрах |
При появлении подозрительных симптомов рекомендуется сразу обратиться на станцию техобслуживания Бош. С помощью специального диагностического оборудования там быстро определят причину неполадок и при необходимости отремонтируют или заменят неисправные форсунки.
Ремонт форсунок Бош
Если диагностика подтвердила неисправность форсунок, встает вопрос об их ремонте или замене. Рассмотрим подробнее процедуру ремонта.
Для качественного ремонта форсунок Бош требуется специальное оборудование и оснастка: разборочные стенды, ультразвуковые установки, комплект контрольно-измерительных приборов, набор слесарных инструментов.
Последовательность ремонта
- Демонтаж форсунки с двигателя
- Разборка и дефектовка узлов
- Замена изношенных деталей из ремкомплекта
- Ультразвуковая очистка и промывка
- Сборка форсунки
- Тестирование и регулировка форсунки
- Установка на двигатель
Как видно, это трудоемкий процесс, требующий высокой квалификации специалистов. Поэтому доверить ремонт рекомендуется только авторизованному сервису Бош.
Покупка новых форсунок Бош
Если степень износа или повреждения старая форсунка уже не подлежит ремонту, придется покупать новые.
Оригинал или аналоги
Конечно, лучший выбор - фирменные запчасти Бош. Однако они стоят дорого. Поэтому многие автовладельцы покупают более дешевые неоригинальные форсунки. Но при этом существует риск столкнуться с такими проблемами как повышенный шум, ухудшение динамики, увеличенный расход топлива.
Где купить новые форсунки
Приобрести оригинальные или восстановленные форсунки Бош можно в фирменном интернет-магазине запчастей, сервисных центрах или на специализированных авторынках. Обязательно нужно уточнять наличие необходимых сертификатов и гарантийного обслуживания на 1-2 года.
Советы по эксплуатации
Чтобы продлить жизнь форсунок, придерживайтесь следующих рекомендаций:
- Используйте только качественное топливо проверенных марок
- Регулярно меняйте масла в двигателе
- Периодически промывайте топливную систему специальными присадками
- Раз в 60-80 тыс км проводите диагностику форсунок
Профилактика
Для предотвращения преждевременного выхода форсунок из строя очень важна регулярная профилактика:
- Чистка и промывка форсунок
- Замена фильтров и прокладок
- Корректировка характеристик форсунок
Все эти процедуры помогут значительно продлить срок службы ваших форсунок.