Шестерня коленвала - важнейший элемент двигателя. От ее исправности зависит работа всей силовой установки. К сожалению, это уязвимое место, часто выходящее из строя из-за ошибок при эксплуатации, производственного брака, конструктивных недостатков или проблем в смежных узлах.
Конструкция и назначение шестерни коленвала
Шестерня коленвала представляет собой зубчатое колесо, установленное на переднем конце коленчатого вала. Она насажена на шпонку и стопорится гайкой.
Шестерня коленвала Renault Logan K4M 16 кл. ... относится к категории Двигатель, потому что в нашем интернет-магазине запчастей категория Двигатель содержит множество сопутствующих запчастей к товару Шестерня коленвала Renault Logan K4M 16 кл..
Основные функции шестерни коленвала:
- Передача крутящего момента от коленвала к распределительному валу через промежуточную шестерню
- Привод механизма газораспределения с помощью распредвала
- Синхронизация работы коленчатого и распределительного валов
Шестерня коленвала взаимодействует со следующими деталями:
- Коленчатый вал
- Промежуточная шестерня
- Распределительный вал
- Шпонка
- Стопорная гайка
Материал | Легированная сталь, чугун |
Технология изготовления | Металлообработка, закалка, шлифовка, полировка |
Для уменьшения шума и повышения надежности зубья шестерни делают косыми. Шестерня коленвала отличается высокой износостойкостью.
Причины выхода из строя
Шестерня коленвала может сломаться или выйти из строя по следующим причинам:
- Нарушение правил эксплуатации: Использование некачественного или отработанного масла Эксплуатация на предельных оборотах Несвоевременная замена изношенных деталей (подшипников, сальников)
- Производственный брак: Несоблюдение технологии изготовления Применение некачественного сырья Нарушения в процессе термообработки
- Конструктивные недостатки модели двигателя: Неудачный материал шестерни Нерациональная форма зубьев Недостаточная жесткость
- Влияние смежных узлов: Повышенный износ или задиры на шейках коленвала Нарушение работы системы смазки Неисправность промежуточной шестерни или распредвала
По словам опытных механиков, шестерня коленвала редко выходит из строя сама по себе. Чаще всего это результат накопившихся проблем в двигателе и халатного отношения водителя к автомобилю.
Диагностика неисправностей
Чтобы вовремя обнаружить проблемы шестерни коленвала, нужно регулярно диагностировать состояние двигателя. Основные способы:
- Анализ пробы масла на наличие металлической стружки
- Проверка уровня вибрации и шума двигателя
- Мониторинг показателей работы силовой установки (давление масла, температура, мощность, расход топлива)
- Внешний осмотр на предмет подтеков масла
При появлении следующих признаков стоит заподозрить проблемы шестерни или смежных узлов:
- Повышенный люфт коленчатого вала
- Стук в двигателе при включении стартера
- Неровная работа на холостом ходу, вибрация
- Шестерня коленвала ВАЗ гремит или стучит при движении
Способы замены шестерни
Если диагностика подтвердила неисправность шестерни коленвала, ее нужно оперативно заменить. Рассмотрим основные способы.
Алгоритм снятия-установки
- Снять крышку блока цилиндров со стороны коленвала
- Снять шкив коленвала с помощью съемника
- Удалить стопорную шайбу шестерни специальным ключом
- Спрессовать шестерню коленвала в сборе с противовесом
- Установить новую шестерню, предварительно разогрев детали
- Запрессовать с усилием согласно инструкции
- Поставить шайбу и затянуть гайку нужным моментом
- Проверить люфт вала и установить шкив
При снятии старой шестерни обязательно осмотреть состояние шеек коленвала – на них не должно быть задиров и глубоких рисок.
Инструменты и расходники
Для качественной замены шестерни коленвала потребуются:
- Ключи рожковые и торцовые нужных размеров
- Съемник шкива и шестерни
- Молоток и выколотка
- Набор щупов для замера люфтов
- Новая шестерня по каталогу запчастей
- Анаэробный герметик
- Растворитель и ветошь для очистки
Для некоторых моделей автомобилей могут потребоваться специальные приспособления.
Особенности разных моделей
Процедура снятия шестерни коленвала ВАЗ на различных автомобилях этих моделей будет отличаться.
На классических «Жигулях» с карбюраторным двигателем она проще и не требует многих расходников. А вот на «десятке» с инжекторным мотором нужен специальный съемник шестерни и более сложная последовательность действий.
При замене шестерни на иномарках, особенно с несъемной головкой блока, придется полностью разбирать двигатель. Поэтому на таких авто лучше обращаться в сервис.
Профилактика поломок
Чтобы минимизировать риск выхода шестерни коленвала из строя, рекомендуется:
- Использовать качественное моторное масло и соблюдать периодичность его замены
- Не эксплуатировать двигатель на предельно допустимых оборотах
- Своевременно менять изношенные узлы: ремень ГРМ, цепь, натяжные ролики
- Регулярно проверять давление масла и уровень его в картере