Трос ручника - одна из важнейших деталей тормозной системы автомобиля. От его исправности и правильной регулировки зависит безопасность водителя и пассажиров.
Назначение и роль троса ручника в тормозной системе
Тормозная система любого автомобиля состоит из нескольких контуров. Основной из них - рабочая тормозная система, обеспечивающая плавное снижение скорости и полную остановку автомобиля во время движения. Стояночный или ручной тормоз предназначен для удержания неподвижного автомобиля на месте.
Трос ручника является важнейшим элементом, связывающим рычаг привода с тормозным механизмом.
При перемещении рычага трос натягивается и передает усилие на колодки или барабаны, вследствие чего происходит их сближение и механическое затормаживание колес. Таким образом обеспечивается неподвижное положение автомобиля.
От исправности и регулировки троса ручника напрямую зависит эффективность работы стояночного тормоза. Поэтому к выбору и его своевременной замене стоит подходить со всей ответственностью.
Устройство и конструкция троса ручника
По своей конструкции трос стояночного тормоза состоит из нескольких элементов:
- Стальной кабель витой конструкции диаметром 2-3 мм
- Защитная наружная оплетка
- Антикоррозийная консистентная смазка внутри оплетки
- Металлические наконечники на концах троса
- Металлические втулки на концах оплетки
- Дополнительные полимерные хомуты и крепежи
Существует несколько разновидностей тросов ручника в зависимости от конструкции:
- Прямые
- Изогнутые (U-образные)
Прямые тросы используются в автомобилях с задним приводом, где тяговое усилие передается напрямую от рычага к тормозному механизму.
U-образные тросы применяются на переднеприводных автомобилях, где рычаг расположен в салоне, а тормозные механизмы сзади. За счет изогнутой формы трос огибает карданный вал и трансмиссию.
Основные типы приводов стояночного тормоза
В конструкции стояночного тормоза современных автомобилей используется несколько разновидностей приводов:
- С одним тросом
- С двумя тросами одинаковой длины
- С тремя тросами
- С двумя тросами разной длины
Привод с одним тросом
Самая простая и дешевая конструкция. Один трос напрямую связывает рычаг и тормозные механизмы колес. Серьезным недостатком является низкая ремонтопригодность и ресурс - достаточно одного потертого троса, чтобы полностью обездвижить машину.
Привод с двумя тросами
Более совершенная и надежная схема с двумя независимыми тросами правого и левого колеса. Дополнительный уравнитель позволяет сохранять работоспособность системы даже при выходе из строя одного из тросов.
Этот тип привода получил наиболее широкое распространение благодаря оптимальному сочетанию стоимости, простоты конструкции и ремонтопригодности.
Привод с тремя тросами
Еще более совершенный и дорогой вариант, где между рычагом и задними тросами установлен дополнительный уравнительный трос. Такая схема отличается повышенной надежностью и долговечностью.
Трехтросовые приводы устанавливаются на современные иномарки высокого ценового сегмента, а также на отечественные внедорожники и коммерческий транспорт.
Тип привода | Преимущества | Недостатки |
Один трос | Простота, низкая стоимость | Ненадежность |
Два троса | Оптимальное соотношение цена/качество | Требует регулировок |
Три троса | Высокая надежность | Высокая стоимость |
При выходе из строя тросов стояночного тормоза рекомендуется заменять сразу весь комплект. Это позволит предотвратить скорый выход из строя оставшихся тросов и длительную безотказную работу всей системы.
Признаки неисправности троса ручника
Чтобы вовремя заметить неисправность тросов стояночного тормоза, необходимо регулярно осматривать эту систему и обращать внимание на такие признаки:
- Потеря эластичности, "провисание" троса
- Заклинивание, рывки и заедание при перемещении рычага
- Коррозия и повреждение наружной оплетки троса
- Деформация, ослабление или поломка наконечников
При появлении одного или нескольких из этих дефектов требуется замена неисправного троса, и лучше сразу всего комплекта.
Когда менять трос ручника
На разных автомобилях ресурс тросов стояночной тормозной системы может сильно отличаться в зависимости от качества материалов и условий эксплуатации. Обычно производители рекомендуют замену тросов после 80-120 тысяч километров.
На некоторых моделях ВАЗ замена тросов производится по достижении 60 тысяч км пробега
Однако нередки случаи, когда тросы приходится менять и раньше из-за их преждевременного износа. Поэтому вне зависимости от пробега следует регулярно осматривать тросы на наличие дефектов и при необходимости своевременно производить их замену.
Как заменить трос ручника своими руками
Замену тросов ручника на автомобиле можно произвести самостоятельно при наличии необходимых навыков и инструментов:
- Снять защиту подкапотного пространства для доступа к тросам
- Отсоединить тросы от рычага и уравнителя
- Демонтировать поврежденный трос, сняв с него втулки и хомуты
- Установить и закрепить новый трос в обратном порядке
- Отрегулировать ход и натяжение тросов
- Проверить работу стояночного тормоза
При замене обязательно следите за чистотой и смазкой тросов, используйте рекомендованный инструмент, не допускайте резких перегибов.
Подбор троса ручника
Правильный подбор троса имеет принципиальное значение для корректной работы всей системы стояночного тормоза. Определить требуемую длину, тип и сечение троса можно по каталогу запчастей в зависимости от марки, модели и года выпуска автомобиля.
При отсутствии оригинального троса допускается установка качественного аналога той же длины от автомобиля того же класса и схожей конструкции.
Советы по уходу за тросом ручника
Для обеспечения долговечной работы тросов стояночного тормоза рекомендуется соблюдать несколько простых правил:
- Периодически проверять состояние тросов и при необходимости регулировать их натяжение
- Смазывать наконечники, стыки втулок и уплотнения тросов специальной консистентной смазкой
- Беречь тросы от ударов, перегибов и механических повреждений
- Менять тросы через 60-120 тысяч километров пробега во избежание аварийных ситуаций
Правильный уход позволит надолго сохранить работоспособность тросов ручника вашего автомобиля.