Рабочий тормозной цилиндр - один из ключевых компонентов тормозной системы автомобиля. От его исправности и правильного функционирования напрямую зависит безопасность водителя и пассажиров. Давайте разберемся, что представляет собой этот механизм, зачем он нужен и как правильно эксплуатировать рабочий тормозной цилиндр.
Что такое рабочий тормозной цилиндр и где он находится
Рабочий тормозной цилиндр представляет собой исполнительный механизм, который трансформирует гидравлическое давление тормозной жидкости в механическую силу, необходимую для прижатия тормозных колодок к барабану или диску.
Конструктивно рабочий тормозной цилиндр состоит из корпуса, в котором размещены два поршня. Между поршнями находится тормозная жидкость. При нажатии на педаль тормоза давление жидкости увеличивается, поршни раздвигаются в разные стороны и через систему рычагов передают усилие на тормозные колодки.
У барабанных тормозных механизмов рабочие цилиндры монтируются непосредственно внутри барабана. У дисковых тормозов цилиндры встраиваются в суппорт — элемент, в котором закреплены тормозные колодки.
Таким образом, рабочий тормозной цилиндр является важным передаточным звеном, преобразующим давление тормозной жидкости в механическое усилие для остановки автомобиля.
Зачем нужен рабочий тормозной цилиндр
Рабочий тормозной цилиндр выполняет две основные функции:
- Преобразует гидравлическое давление тормозной жидкости в механическую силу
- Передает силовое воздействие на тормозные механизмы колес
Без рабочего цилиндра невозможно обеспечить сцепление тормозных колодок с поверхностью тормозного барабана или диска. Цилиндр является обязательным звеном в цепи тормозной системы любого автомобиля.
Рабочий цилиндр преобразует давление тормозной жидкости в механическую энергию для прижатия колодок к поверхности вращающегося барабана или диска, что позволяет снизить скорость и остановить авто.
Если рабочий цилиндр вышел из строя или функционирует неправильно, эффективное торможение становится невозможным. Это чревато потерей управления и серьезными авариями.
Поэтому рабочий тормозной цилиндр является одним из ключевых элементов тормозной системы, безопасность работы которого необходимо обеспечивать.
Основные неисправности
К типичным неисправностям рабочего тормозного цилиндра относятся:
- Утечки тормозной жидкости
- Заедание поршня
- Нарушение герметичности из-за износа манжет
Эти неисправности приводят к снижению эффективности торможения, разной интенсивности торможения колес одной оси, уводу автомобиля в сторону при нажатии на педаль тормоза.
О наличии проблем свидетельствуют такие симптомы:
- Пониженный уровень тормозной жидкости
- Следы жидкости на поверхности колес, тормозных дисков или барабанов
- Повышенный ход педали тормоза
- Увод автомобиля в сторону при торможении
- Неравномерное торможение колес одной оси
При появлении хотя бы одного из этих признаков необходимо провести диагностику рабочего тормозного цилиндра и всей тормозной системы в целом.
Для своевременного выявления возможных неисправностей рекомендуется регулярно проверять уровень тормозной жидкости и визуально осматривать тормозные механизмы.
Срок эксплуатации авто | Периодичность осмотра |
До 5 лет | 1 раз в год |
От 5 до 10 лет | 2 раза в год |
Старше 10 лет | 3-4 раза в год |
Своевременное обнаружение и устранение неполадок рабочего цилиндра позволит избежать опасных ситуаций на дороге.
Диагностика и ремонт
Диагностика рабочего тормозного цилиндра включает в себя визуальный осмотр, проверку герметичности и измерение износа деталей цилиндра.
При визуальном осмотре обращают внимание на коррозию, трещины, подтеки тормозной жидкости. Проверяют состояние защитных колпачков и пыльников.
Герметичность определяют с помощью специального оборудования. При его отсутствии оценить герметичность можно визуально - если наблюдается падение уровня тормозной жидкости, значит имеет место внутренняя утечка.
Также замеряют внутренний диаметр цилиндра, диаметр и состояние манжет. Эти параметры сравнивают с допустимыми значениями, указанными производителем. Превышение допуска означает износ деталей цилиндра.
При незначительном износе достаточно заменить манжеты и резиновые уплотнения. При сильных задирах цилиндра требуется полная замена рабочего цилиндра или ремонт с использованием специального ремкомплекта.
Задний рабочий тормозной цилиндр на автомобилях ВАЗ
На автомобилях ВАЗ устанавливаются два рабочих тормозных цилиндра барабанного типа - по одному в каждом заднем колесе. Они крепятся снаружи барабана при помощи специальных кронштейнов.
Конструкция заднего рабочего тормозного цилиндра ВАЗ включает корпус, два поршня с манжетами, пружину возврата, толкатель, штуцеры для подключения тормозных шлангов. Цилиндры защищены специальными резиновыми чехлами от попадания грязи и влаги.
Основные неисправности рабочих цилиндров ВАЗ:
- течи через манжеты
- коррозия корпуса
- деформация
- заедание поршней
При появлении подтеков, неравномерном износе колодок, отклонении в сторону при торможении требуется замена цилиндров или их ремонт.
Рабочий тормозной цилиндр на грузовиках и автобусах
На грузовом автотранспорте и автобусах используются рабочие тормозные цилиндры поршневого типа с усилителем. Они рассчитаны на большие нагрузки и объемы тормозной жидкости.
Конструкция рабочего цилиндра ГАЗ включает корпус, поршень, шток, возвратную пружину, манжеты, уплотнители. Цилиндр соединяется со скобой, к которой крепятся тормозные колодки. При нажатии на педаль тормоза поршень давит на скобу через шток, и колодки вжимаются в тормозной барабан.
Основные неисправности: течь через манжеты, деформация поршня, поломка возвратной пружины. При капитальном ремонте заменяют все уплотнения и резиновые детали цилиндра.
Профилактика и обслуживание
Для обеспечения исправной работы рабочего тормозного цилиндра необходимо:
- Регулярно проверять уровень тормозной жидкости
- Следить за герметичностью всех соединений в гидросистеме
- Периодически заменять тормозную жидкость
- Следить за состоянием защитных резиновых элементов
- Своевременно выявлять и устранять возможные подтеки
При эксплуатации автомобиля необходимо избегать резких торможений, которые приводят к интенсивному износу деталей цилиндров. Плавные торможения продлевают срок службы всей тормозной системы.
Соблюдение всех рекомендаций позволит надолго сохранить рабочий тормозной цилиндр в исправном состоянии и обеспечить надежную работу тормозов.