Японский авторынок в 2022 году: тенденции и перспективы

Японский авторынок в 2022 году претерпел существенные изменения. В этой статье мы подробно разберем текущую ситуацию, тенденции и дадим практические советы для участников рынка.

Обзор японского авторынка в 2022 году

По данным Японской ассоциации автодилеров (JADA), продажи новых автомобилей в Японии в 2022 году снизились на 15,3% по сравнению с 2021 годом и составили 4,2 млн единиц. Наибольшее падение наблюдалось во втором квартале (-20,8%) на фоне локдауна из-за пандемии COVID-19.

Самыми продаваемыми моделями в Японии в 2022 году стали Toyota Yaris, Toyota Corolla и Nissan Note.

Среди причин спада аналитики называют снижение покупательной способности из-за инфляции, перебои с поставками электронных компонентов, а также нестабильность на мировых рынках. Однако уже в конце года наметилась тенденция к восстановлению - продажи в декабре выросли на 5,3%.

Анализ сегмента подержанных автомобилей

Объем экспорта подержанных автомобилей из Японии в 2022 году снизился на 11% и составил 1,2 млн единиц согласно данным Японской ассоциации автодилеров (JADA). При этом наибольшее падение показали поставки в Россию (-42%) и на Ближний Восток (-31%). В то же время экспорт в Северную Америку вырос на 3%.

На аукционах подержанных автомобилей в Японии средняя цена выросла на 15% за 2022 год. Это связано с увеличением спроса на внутреннем рынке из-за снижения доходов населения. В 2023 году аналитики прогнозируют дальнейший рост цен на подержанные автомобили.

Продавец японских авто

Перспективы для российского авторынка

После введения санкций импорт новых автомобилей из Японии в Россию практически прекратился. Однако спрос на японские бренды остается высоким. В этих условиях растет интерес к закупкам подержанных автомобилей через аукционы и дилеров в Японии.

По данным АВТОСТАТ, в 2022 году средняя цена на новый автомобиль японского бренда в России составляла 1,5 млн рублей. В то время как подержанный автомобиль с пробегом 50 000 км обходился в среднем в 800 000 рублей. Таким образом, покупка бу автомобиля позволяет сэкономить около 50%.

При выборе и покупке подержанного автомобиля с аукциона в Японии следует:

  • Внимательно изучить аукционный лист на предмет скрытых дефектов
  • Проверить историю автомобиля по VIN-номеру
  • Оценить реальную стоимость доставки в регион
  • Учесть возможные таможенные пошлины
  • Получить независимое заключение технического эксперта перед покупкой

Таким образом, несмотря на сложности с импортом, российский авторынок сохраняет потенциал для развития сегмента подержанных японских автомобилей. Главное - грамотно подойти к выбору и покупке.

Развитие сети дилеров японских брендов

По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2022 году количество официальных дилерских центров японских автопроизводителей в России сократилось на 15% до 210. Наибольшее снижение показали Mitsubishi (-35%) и Suzuki (-22%). В то же время сеть Toyota сократилась лишь на 5%.

Несмотря на сложности, японские автопроизводители продолжают инвестировать в развитие дилерской сети в регионах. Так, в 2022 году новые центры Suzuki открылись в Казани, Nissan - в Новосибирске, Mitsubishi - в Красноярске.

По прогнозам, в 2023 году сокращение количества дилеров японских марок замедлится до 5-7%.

Крупная сеть японских автомобилей в Новосибирске показывает устойчивый рост продаж благодаря широкому ассортименту новых и подержанных автомобилей, высокому уровню сервиса и лояльности клиентов на протяжении 15 лет работы на рынке.

Ремонт японского авто

Переориентация японских брендов на внутренний рынок

Из-за сокращения экспорта в 2022 году японские автопроизводители стали больше ориентироваться на внутренний рынок, который занимает 85% их продаж. Лидерами остаются Toyota (30%), Honda (15%), Nissan (12%).

Для привлечения местных покупателей бренды расширили модельный ряд доступных автомобилей, снизили цены, ввели специальные программы стимулирования спроса. К примеру, Mitsubishi запустила программу Trade-in с выгодой до 200 000 иен при обмене старого автомобиля.

Влияние санкций на поставки запчастей

После введения санкций импорт оригинальных запчастей для японских автомобилей в Россию сократился на 35%. Дилерские центры вынуждены искать альтернативные каналы поставок через третьи страны или наращивать закупку неоригинальных комплектующих.

Это несет риски снижения качества сервиса и ремонта японских автомобилей. Владельцам рекомендуется заранее планировать ТО, не откладывать ремонт и подбирать проверенные аналоги запчастей для своей модели.

HR-тренды на японском авторынке

По данным HeadHunter, в 2022 году количество вакансий в автодилерских центрах японских брендов снизилось на 23% из-за сокращения бизнеса. Больше всего требуются менеджеры по продажам, автомеханики и мастера-приемщики.

Для привлечения сотрудников компании внедряют обучающие программы, предлагают гибкий график, варианты удаленной работы. К примеру, в сервисном центре Nissan в Новороссийске механики прошли повышение квалификации по гибридным силовым установкам.

Потенциал рынка авто с пробегом

Несмотря на сложности с импортом новых автомобилей, в Новосибирске сохраняется спрос на подержанные японские авто. В 2022 году доля продаж авто с пробегом выросла до 35%. При этом наибольшей популярностью пользовались модели с пробегом до 100 000 км.

Для удовлетворения спроса автодилеры налаживают поставки бу авто из Японии, Кореи и других стран. Ключевыми факторами успеха являются проверка технического состояния, подбор авто с оптимальным пробегом, гарантия и сервис.

Развитие сервиса японских авто

В условиях дефицита запчастей для поддержания качества обслуживания японских авто дилеры внедряют системы управления складом, расширяют сотрудничество с поставщиками из Азии, оптимизируют логистику.

Также активно развиваются IT-сервисы для владельцев японских авто - онлайн запись на ТО, мобильные приложения, цифровизация процессов учета и анализа работы сервиса.

Экспортные поставки японских автокомпонентов

Несмотря на ограничения, ряд японских производителей продолжают экспорт автокомпонентов в Россию, в том числе Denso, Aisin Seiki, JTEKT. Поставки идут через третьи страны или локальные заводы за пределами Японии.

Это позволяет российским предприятиям частично восполнить дефицит комплектующих для сборки авто, однако высоки риски нарушения сроков и удорожания логистики.

Перспективы электромобилей в России

Несмотря на активное развитие электромобилей японскими брендами на внутреннем рынке, их продажи в России пока ограничены из-за высокой стоимости и неразвитой инфраструктуры зарядки.

Однако в перспективе 5-7 лет с удешевлением электроавто и расширением зарядной сети они смогут занять до 10% российского рынка, прогнозируют аналитики.

Перспективы локализации производства в России

В связи с уходом ряда иностранных брендов российские власти стимулируют локализацию производства авто и комплектующих. Уже запущены переговоры с Toyota, Mazda, Mitsubishi о расширении производства в России.

Однако японские компании пока с осторожностью относятся к таким планам из-за санкционных рисков и неопределенности спроса на авторынке.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.