Что такое правила этикета и почему их нужно соблюдать

Этикет представляет собой свод неписаных правил поведения, принятых в том или ином обществе. Знание и соблюдение этих правил позволяет человеку комфортно чувствовать себя в любой обстановке и вызывать положительное впечатление у окружающих.

История возникновения этикета

Первые упоминания об этикетных нормах относятся еще к Древнему Египту. В частности, в литературном произведении под названием "Поучения государственного чиновника Кагемни" описываются правила хорошего тона за столом. Например, автор советует "сдерживать свой аппетит, но не обижать презрением не следующих этому правилу".

В античные времена также сложились определенные этикетные нормы. Греки и римляне высоко ценили вежливость, тактичность и умение вести беседу. Знатные юноши обучались красноречию и ораторскому искусству, чтобы достойно представлять свои семьи в высшем обществе.

Первые упоминания об этикетных нормах относятся еще к Древнему Египту.

В Средние века этикет регулировался преимущественно религиозными нормами, а также традициями рыцарства. Отношение к этикету резко изменилось в эпоху Возрождения, которая провозгласила культ человеческой личности. Именно тогда зародились многие светские этикетные правила, которым мы следуем и сегодня.

Виды и функции этикета

Существует несколько основных видов этикета:

  • Государственный (придворный) этикет - регламентирует порядок проведения официальных церемоний и общения с главами государств
  • Дипломатический этикет - устанавливает правила поведения дипломатов
  • Воинский этикет - определяет взаимоотношения между военнослужащими разных рангов
  • Деловой этикет - нормы поведения в деловой сфере
  • Светский этикет - правила поведения в высшем светском обществе

Функции этикета:

  1. Регулятивная - этикет упорядочивает общение между людьми
  2. Нормативная - этикет задает определенные нормы поведения
  3. Коммуникативная - этикет облегчает коммуникацию

Как видно из приведенных определений, этикет выполняет важную роль регулятора общественных взаимоотношений. Его нормы и правила позволяют людям находить общий язык и избегать конфликтных ситуаций.

Двое мужчин в костюмах жмут друг другу руки при встрече

Особенности этикета в разных странах

Этикетные нормы во многом зависят от культурных традиций и менталитета народа. Рассмотрим некоторые примеры.

В Японии очень развита культура вежливости и этикета. Японцы придают большое значение таким вещам, как правильное приветствие, обращение к собеседнику, обмен визитными карточками. Ключевая особенность японского этикета - почтительное отношение к старшим по возрасту и положению.

В Китае также есть свои этикетные традиции, восходящие к конфуцианству и учению о гармонии. Китайский этикет требует скромности и сдержанности, осуждает излишнюю эмоциональность. Вежливость в Китае носит более серьезный характер в сравнении, например, с европейским этикетом.

Семья собралась в гостиной за чашкой чая

Изменение этикетных норм с течением времени

Хотя этикет базируется на традициях, его нормы не остаются неизменными. Со временем правила поведения эволюционируют под влиянием культурных и социальных факторов.

  • Распространение демократических ценностей привело к тому, что современный этикет стал менее регламентированным и формальным по сравнению, например, с эпохой Людовика XIV.
  • Развитие феминизма повлияло на этикет общения между мужчинами и женщинами, отменив многие устаревшие правила.
  • Появление интернета и социальных сетей вызвало к жизни новые нормы виртуального этикета (netiquette).

Таким образом, этикет отражает ценности и веяния своей эпохи. Чтобы идти в ногу со временем и не впадать в неловкие ситуации, важно быть в курсе актуальных этикетных правил.

Правила современного этикета: основные принципы

Какие же нормы и правила современного этикета стоит знать сегодня? Давайте кратко перечислим ключевые моменты.

  • Приветствия и прощания. При встрече принято здороваться, а при прощании желать собеседнику чего-то хорошего. Современный этикет допускает использование неформальных приветствий типа "Привет" или "Здорово".
  • Поведение в общественных местах. В транспорте, магазинах, кафе важно проявлять внимание и уважение к окружающим - не толкаться, громко не разговаривать, уступать места пожилым людям и беременным женщинам.
  • Правила за столом. Основные моменты столового этикета: не класть локти на стол, не разговаривать с набитым ртом, пользоваться столовыми приборами по назначению.

Этикет делового общения

В деловой сфере также есть ряд этикетных правил, соблюдение которых способствует успешному взаимодействию:

  • Пунктуальность и умение планировать свое время
  • Деловой стиль одежды
  • Корректное ведение деловой переписки и деловых встреч
  • Уважительное отношение к партнерам и конкурентам

Этикет гостевого общения

Когда мы находимся в гостях, наша задача - вести себя так, чтобы не стеснять и не обременять хозяев. Главные принципы поведения в гостях:

  • Не опаздывать и не приходить в неурочное время
  • Выражать хозяевам признательность за гостеприимство
  • Соблюдать чистоту и порядок
  • Не переусердствовать с алкоголем

Этикет в интернете и социальных сетях

Общение в виртуальном пространстве также накладывает определенные этикетные обязательства:

  • Уважать мнение других пользователей
  • Не распространять фейки и избегать троллинга
  • Соблюдать авторские права и не нарушать чужое информационное пространство
Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.