Стабильная и безотказная работа системы зажигания автомобиля ВАЗ 2106 является крайне важным фактором для обеспечения оптимальных характеристик двигателя. От правильной настройки и своевременного обслуживания зажигания напрямую зависят топливная экономичность, динамика разгона, ресурс силового агрегата и даже безопасность вождения. Давайте разберемся в устройстве и особенностях работы зажигания на "классике" отечественного автопрома ВАЗ 2106.
Устройство системы зажигания ВАЗ 2106
Система зажигания бензинового двигателя ВАЗ 2106 предназначена для своевременного образования искры между электродами свечей зажигания с целью воспламенения топливно-воздушной смеси в камере сгорания. Основными функциональными элементами зажигания ВАЗ 2106 являются:
- Аккумуляторная батарея
- Выключатель зажигания
- Катушка зажигания
- Конденсатор
- Прерыватель-распределитель
- Высоковольтные провода
- Свечи зажигания
Рассмотрим подробнее назначение каждого из перечисленных элементов.
Аккумуляторная батарея выполняет двоякую функцию. Во-первых, она обеспечивает питание стартера при запуске двигателя. Во-вторых, АКБ является источником электроэнергии для цепи первичной обмотки катушки зажигания. Таким образом "питает" систему зажигания.
Выключатель зажигания предназначен для подачи и отключения напряжения в цепи первичной обмотки катушки зажигания. Простым поворотом ключа в замке зажигания мы "включаем" или "выключаем" всю систему зажигания автомобиля.
Катушка зажигания ВАЗ 2106 выполняет функцию трансформатора. За счет явления электромагнитной индукции катушка преобразует низковольтный переменный ток (порядка 12 В) в импульсы высокого напряжения (десятки тысяч вольт).
Конденсатор устанавливается параллельно контактам прерывателя-распределителя. Он предотвращает искрение на разомкнутых контактах прерывателя, увеличивая ресурс их работы.
Прерыватель-распределитель обеспечивает прерывистую подачу тока на первичную обмотку катушки зажигания, а также распределяет высокое напряжение по цилиндрам двигателя в необходимой последовательности.
Высоковольтные провода служат для передачи импульсов высокого напряжения от катушки к свечам зажигания. Конструктивно представляют собой медную жилу в изоляционной оплетке.
Свечи зажигания установлены в каждом цилиндре двигателя. Их основное назначение - образование электрической искры между центральным и боковым электродами для поджига топливно-воздушной смеси.
Таким образом, вся система зажигания ВАЗ 2106 работает следующим образом. При включении зажигания ток от АКБ поступает на первичную обмотку катушки. Прерыватель-распределитель периодически размыкает цепь, создавая импульсы тока. В катушке эти импульсы трансформируются в высокое напряжение. Далее высоковольтные импульсы через провода поступают на свечи зажигания в необходимой последовательности, обеспечивая своевременное зажигание топливной смеси в камерах сгорания.
Система зажигания ВАЗ 2106 относится к батарейно-контактному типу. Это значит, что в ней используется классический контактный прерыватель в распределителе зажигания. Существенным недостатком такой схемы является неизбежный износ контактов прерывателя со временем. Поэтому автолюбители нередко модернизируют зажигание ВАЗ 2106, устанавливая бесконтактную систему. В ней вместо механического прерывателя используется электронный коммутатор, значительно повышающий надежность и долговечность системы зажигания.
Порядок работы цилиндров и установка момента зажигания
Двигатель ВАЗ 2106 имеет рядную компоновку с 4 цилиндрами. Порядок работы цилиндров следующий: 1 - 3 - 4 - 2. Это значит, что при провороте коленвала на один оборот первым производит рабочий ход поршень первого цилиндра, затем третьего, четвертого и в конце - второго. Поджиг топливной смеси должен происходить строго в такой же последовательности для обеспечения равномерной работы двигателя.
Для регулировки момента зажигания используется специальный оптический прибор - стробоскоп. С его помощью на оборотах холостого хода устанавливается необходимый угол опережения зажигания поворотом корпуса распределителя. При правильной регулировке вспышка стробоскопа будет совпадать с меткой на шкиве коленвала. Допустимые значения угла опережения зажигания для ВАЗ 2106 составляют 6-10 градусов до верхней мертвой точки.
Если под рукой нет стробоскопа, то приблизительную регулировку можно выполнить с помощью обычной лампы накаливания. Суть метода заключается в замере сопротивления цепи первичной обмотки катушки зажигания в момент размыкания контактов прерывателя...
Если под рукой нет стробоскопа, то приблизительную регулировку можно выполнить с помощью обычной лампы накаливания. Суть метода заключается в замере сопротивления цепи первичной обмотки катушки зажигания в момент размыкания контактов прерывателя. Для этого используется омметр. При правильно выставленном угле опережения зажигания сопротивление должно резко возрасти, когда разомкнутся контакты прерывателя.
Проверка установки момента зажигания
После регулировки момента зажигания обязательно нужно проверить правильность установки в реальных условиях движения. Для этого двигатель прогревается до рабочей температуры, после чего выполняется разгон до 40-50 км/ч с резким полным нажатием педали акселератора. При оптимально выставленном угле опережения должны быть слышны 3-4 характерных "цока" пальцев в выпускной системе. Их наличие говорит об отсутствии детонации в камерах сгорания.
Особенности обслуживания системы зажигания
Для поддержания исправности системы зажигания ВАЗ 2106 необходимо периодически выполнять диагностику ее состояния и оперативно устранять возникающие неисправности. Рассмотрим основные рекомендации по обслуживанию.
Первым делом следует регулярно проверять состояние свечей зажигания. Рекомендуемая периодичность замены свечей на ВАЗ 2106 составляет каждые 10-15 тысяч километров пробега. При этом важно контролировать и при необходимости регулировать величину зазора между электродами в пределах 0,7-0,8 мм.
Порядок подключения замка зажигания ваз 2106
Не реже одного раза в год следует выполнять профилактическую замену всех высоковольтных проводов зажигания. Особое внимание при этом нужно уделить соблюдению правильной последовательности их подключения к катушке и свечам. Это позволит избежать нарушения нормальной работы двигателя.
Регулировка зажигания при замене карбюратора
Одним из распространенных случаев, требующих регулировки зажигания, является замена карбюратора. Из-за различий в конструкции и настройках карбюраторов оптимальный момент зажигания может измениться. Поэтому после установки нового карбюратора на ВАЗ 2106 рекомендуется выполнить регулировку угла опережения зажигания.
Для этого двигатель прогревается и с помощью вакуумметра замеряется разряжение во впускном коллекторе на холостом ходу. Затем по таблице определяется требуемый угол опережения зажигания и производится его настройка. После чего обязательно выполняется проверка в движении и по звуку.
Типичные неисправности системы зажигания
К типичным неисправностям системы зажигания ВАЗ 2106 можно отнести:
- Подгорание контактов прерывателя
- Замыкание или обрыв в высоковольтных проводах
- Увеличенный зазор между электродами свечей
- Пониженное напряжение на клеммах аккумулятора
Для своевременного выявления и устранения подобных неисправностей важно периодически диагностировать техническое состояние всех элементов системы зажигания ВАЗ 2106.
Проверка аккумуляторной батареи
Первым делом при возникновении проблем с запуском двигателя следует проверить состояние аккумуляторной батареи. Напряжение на клеммах АКБ должно быть не ниже 12,5 В. При меньших значениях стартер не сможет прокрутить коленвал для запуска двигателя.
Диагностика катушки зажигания
Важным этапом является проверка исправности катушки зажигания. Измеряется сопротивление ее обмоток омметром и сравнивается с паспортными данными. Также оценивается величина искры между выводами при работающем двигателе.
Проверка высоковольтных проводов
Высоковольтные провода зажигания необходимо периодически проверять на отсутствие механических повреждений и корректность подключения. Также измеряется сопротивление проводов омметром для выявления внутренних обрывов.
Чистка и замена распределителя зажигания
Очистка контактов и замена изношенных деталей распределителя позволяет восстановить качественное распределение высокого напряжения по цилиндрам двигателя. Особое внимание уделяется состоянию бегунка и крышки распределителя.
Регулировка зазора между электродами свечей
Для обеспечения качественного искрообразования важно поддерживать зазор между электродами свечей зажигания в пределах 0,7-0,8 мм. Регулировка производится специальным щупом.
Таким образом, своевременное и качественное обслуживание всех компонентов системы зажигания является залогом ее безотказной работы на протяжении всего срока эксплуатации автомобиля ВАЗ 2106.
Заключение
Таким образом, от правильной регулировки и исправности системы зажигания напрямую зависят мощностные и экономические показатели двигателя ВАЗ 2106. Зная особенности ее устройства и принципа работы, автовладелец может своевременно диагностировать и устранять возникающие неисправности, обеспечивая оптимальную работу автомобиля.
Для своевременного выявления и устранения подобных неисправностей важно периодически диагностировать техническое состояние всех элементов системы зажигания ВАЗ 2106.