Автозаводская ТЭЦ - крупнейший теплоэнергетический объект Нижнего Новгорода, обеспечивающий электричеством и теплом свыше 400 тысяч жителей города. Уникальная 90-летняя история станции неразрывно связана с развитием автомобилестроения в регионе.
Зарождение Автозаводской ТЭЦ
История Автозаводской ТЭЦ берет свое начало 3 марта 1931 года - именно тогда автозаводская была заложена теплоэлектроцентраль Горьковского автомобильного завода. Уже через 8 месяцев, 4 ноября 1931 года, станция была запущена в эксплуатацию. Изначально ее мощность составляла 24 МВт - по тем временам это была одна из самых мощных станций СССР.
Первые годы Автозаводская ТЭЦ играла ключевую роль в развитии не только автозавода, но и всего города Горького (так в 1930-50-е годы назывался Нижний Новгород). Она обеспечивала теплом и электроэнергией жилые кварталы и промышленные предприятия Автозаводского района. А в 1934-36 годах по программе реконструкции станции были введены новые турбоагрегаты, котлы и вспомогательное оборудование, что позволило увеличить выработку электроэнергии почти вдвое.
Ключевым моментом развития Автозаводской ТЭЦ стал 1960 год, когда на станции реализовали проект по переводу оборудования на сжигание природного газа. Это не только увеличило эффективность производства электричества и тепла, но и значительно улучшило экологическую ситуацию в районе.
К концу 1970-х гг. в результате постоянного наращивания мощностей суммарная мощность Автозаводской ТЭЦ достигла 580 МВт. Это позволило полностью обеспечить растущие потребности Горьковского автозавода и населения прилегающих районов города в тепловой и электрической энергии.
Автозаводская ТЭЦ сегодня
На сегодняшний день Автозаводская ТЭЦ является крупнейшей теплоэлектроцентралью Нижегородской области. Она производит около 30% всей потребляемой в регионе электроэнергии и 40% тепла. С 2004 года станция входит в состав частной энергетической компании ЕвроСибЭнерго.
Общество является единственным поставщиком тепловой энергии для двух крупнейших - Автозаводского и Ленинского - районов Нижнего Новгорода, в которых проживает более трети населения города (около 400 тысяч жителей)
В этих двух районах сосредоточены крупные промышленные предприятия, больницы, образовательные и культурные учреждения, жилые кварталы. Именно им Автозаводская ТЭЦ и поставляет тепло и электричество.
С 2010 года предприятие работает на оптовом рынке электроэнергии, являясь единственным представителем ЕвроСибЭнерго в европейской части России.
Что касается производственной структуры самой станции, то она включает в себя:
- 3 управления
- 8 цехов
- 1 участок
- 2 службы
- 5 отделов
На Автозаводской ТЭЦ применяются современные системы водоподготовки для нужд теплосетей с использованием ингибиторов, что позволяет сократить вредные выбросы и экономить водные ресурсы.
Перспективы развития Автозаводской ТЭЦ
Автозаводская ТЭЦ планирует масштабную реконструкцию производственных мощностей. К 2025 году электрическая мощность станции должна вырасти с нынешних 580 МВт до 880 МВт. Главным объектом модернизации станет парогазовый энергоблок мощностью 400 МВт.
На реализацию проекта потребуется около 20 млрд рублей инвестиций, из которых 15 млрд руб будут профинансированы за счет банковских кредитов. Кроме того, планируется привлечь $375 млн в виде экспортного кредита от японских банков.
Помимо наращивания генерирующих мощностей, на Автозаводской ТЭЦ будет реализован комплекс мероприятий по цифровизации систем управления и контроля производственными процессами. Это повысит оперативность принятия решений и сократит издержки.
В перспективе не исключено расширение зоны теплоснабжения станции за счет подключения потребителей в Верхнепечерском районе Нижнего Новгорода.
Новые генерирующие мощности
Как уже упоминалось, в рамках программы модернизации Автозаводской ТЭЦ планируется сооружение принципиально нового энергоблока - парогазовой установки мощностью 400 МВт. Ее строительство должно начаться в 2020 году, а завершиться к 2025 году.
Данная ПГУ будет работать по комбинированному циклу с использованием природного газа в качестве основного топлива. Это позволит достичь высокого КПД - порядка 60%. Кроме того, выбросы вредных веществ в атмосферу будут минимальными.
Цифровая трансформация
Помимо технического перевооружения на Автозаводской ТЭЦ реализуют программу цифровой трансформации систем управления производством. Уже к 2023 году планируется внедрить автоматизированную систему коммерческого учета электроэнергии и мощности.
В дальнейшем будут построены высокотехнологичный ситуационно-аналитический центр, интеллектуальные системы прогнозной аналитики и поддержки принятия решений.
Новые подходы к водоподготовке
На Автозаводской ТЭЦ успешно эксплуатируется установка реагентной подготовки воды для теплосетей. Однако руководство станции рассматривает варианты внедрения еще более современных и экологичных технологий.
В частности, прорабатывается возможность использования мембранных технологий. Это позволит довести степень очистки воды до 99% и полностью отказаться от сбросов в канализацию.
Новые тепловые сети
Рассматривается вариант строительства тепломагистрали от Автозаводской ТЭЦ в Верхнепечерский район Нижнего Новгорода. Это позволит обеспечить теплоснабжением новые микрорайоны на севере города.
Кроме того, планируется реконструкция существующих тепловых сетей с заменой труб на современные пенополиуретановые. Это снизит теплопотери и аварийность.
Развитие персонала
Большое внимание в программе развития Автозаводской ТЭЦ уделяется персоналу. Работники проходят регулярное обучение и повышение квалификации, осваивая новейшие технологии и оборудование.
Кроме того, молодые инженеры и рабочие имеют возможность пройти стажировки на других станциях компании ЕвроСибЭнерго. Это способствует распространению передового опыта внутри холдинга.