Гойя - гениальный испанский художник-график, чья знаменитая серия "Капричос" поражает воображение загадочными образами и мрачным юмором. Узнайте, как родилась эта удивительная серия гравюр и что в ней сокрыто.
Предыстория создания "Капричос"
Франсиско Гойя родился в 1746 году в Испании. Он получил художественное образование, работал при королевском дворе. В 1792 году Гойя переболел тяжелой болезнью, после которой практически оглох. Это сильно изменило его восприятие мира.
Его зрительное восприятие усилилось и окружающий мир выглядел уже не таким как прежде.
Художника стали преследовать мрачные видения. Он замечал в обществе все больше пороков и решил высмеять их в своем творчестве. В эти годы Гойя увлекся техникой офорта - гравировки на меди.
"Они говорят "да" и протягивают руку первому встречному
Легкость с которой многие женщины соглашаются на брак,объясняется надеждой жить в нем более свободно, чем раньше." (Ф.Гойя)
Работа над серией "Капричос"
Слово Capriccio имеет два значения. В первом варианте это «взбалмошная коза», другой перевод звучит как «взъерошенные волосы». В итоге если соединить все вместе и сказать русским языком, то получится примерно следующее: от увиденного волосы встанут дыбом.
C 1797 по 1799 год Гойя создал серию из 80 офортов, которую назвал "Капричос". В офортах показаны сцены из испанской жизни, высмеиваются различные пороки общества и человеческие слабости:
- Лесть и тщеславие
- Чревоугодие и алчность
- Лицемерие и ложь
- Суеверия и предрассудки
Стиль гравюр резкий, в духе сатиры и фантастики. Образы зачастую напоминают страшный сон или кошмар. К каждому офорту Гойя сделал авторские подписи, объясняющие сюжеты. Но комментарии получились очень метафоричными и не всегда проясняют замысел.
Самые известные офорты серии:
- " Сон разума рождает чудовищ " - автопортрет художника;
- " И говорят «да», и руку подают первому встречному " - о браке по расчету;
- " До самой смерти " - о тщеславной старухе.
"Он даже и так не разглядит ее"А как же ему распознать ее? Чтобы узнать ее как следует, мало лорнета. Нужен здравый смысл и жизненный опыт, а этого-то и не достает нашему бедняжке.
Публикация "Капричос" и реакция общества
В 1799 году Гойя отпечатал 300 экземпляров серии "Капричос" и выставил в книжной лавке на продажу. Однако произведение не нашло понимания у современников.
Из 300 альбомов продали всего 27.
Люди с недоумением разглядывали странные гравюры, не постигая их смысла. А священная инквизиция даже заинтересовалась творчеством Гойи, увидев в нем ересь.
Чтобы избежать преследований, художник подарил оставшиеся экземпляры королю Испании для хранения в Королевском институте каллиграфии. Так альбом "Капричос" был фактически запрещен при жизни автора.
Офорт "Ее похитили!"Женщина которая не умеет себя соблюсти, оказывается во власти первого встречного. А когда уже ничего не поделаешь, удивляется, что ее похитили.
Гравюра под названием "Любовь и смерть".Вот любовник в духе Кальдерона: не сумев посмеяться над соперником, он умирает в объятиях возлюбленной и теряет ее из-за собственного безрассудства. Не следует слишком часто обнажать шпагу.
Влияние "Капричос" на последующие поколения художников
При жизни Гойи его "Капричос" были преданы забвению. Лишь после смерти художника в 1828 году альбом был заново открыт для мира. Серия произвела настоящий фурор в кругах европейских художников-романтиков.
Вдохновение нашли символисты и модернисты XX века.
Они восхищались смелым языком графики Гойи и пытались интерпретировать мрачные образы "Капричос" с помощью психоанализа. Сегодня эта серия офортов пользуется огромной популярностью и считается одним из величайших творений художника.
Офорт "Какая жертва!"Как водится, жених не из самых привлекательных, но он богат, и ценою свободы несчастной девушки нищая семья покупает благополучие. Такова жизнь.
Жанр "каприччо" до Гойи и после
Изначально в XVIII веке итальянское слово "каприччо" обозначало легкий "каприз" - архитектурную фантазию, где художник соединял в одном произведении здания, развалины, не сообразуясь с реальными пропорциями.
Затем это понятие стало применять к любым художественным фантазиям, в том числе в живописи и графике. Гойя хорошо знал такое определение жанра каприччо и назвал свою серию офортов именно так - Капричос Франсиско Гойя.
Однако его трактовка каприччо резко отличалась от того, что было принято в XVIII веке. Вместо легкости и игры фантазии - мрачные, тревожные образы. После Гойи само понимание жанра каприччо изменилось.
Другие графические серии Гойи
Помимо знаменитых "Капричос", Франсиско Гойя создал еще несколько выдающихся серий гравюр:
- "Бедствия войны" - об ужасах войны с Наполеоном;
- "Тавромахия" - о корриде, быках и тореадорах;
- "Диспаратес" ("Причуды") - фантасмагорические сцены-кошмары.
В отличие от скандальных "Капричос", эти серии не подвергались запретам. Но их открыли и оценили также лишь после смерти Гойи. Объединяет все циклы мрачный стиль, острая критика общества и властей.
"Бог простит. Это была ее мать" - офорт Гойи.Барышня покинула дом ребенком. Она училась ремеслу в Кадиксе и приехала в Мадрид, где ей повезло. Она отправляется в Прадо, и там грязная и дряхлая старуха просит у ней милостыню. Она прогоняет ее, старуха пристает. Щеголиха оборачивается и видит - подумать только! - что нищенка ее мать.
Особенности языка графики Гойи
Язык графики Франсиско Гойи уникален. Его отличает:
- Экспрессивность образов, черный юмор;
- Метафоричность, допускающая множество толкований;
- Мрачные, тревожные, порой зловещие мотивы.
Вероятно, страшные видения отражали внутренний мир самого художника. После болезни 1792 года Гойя-график словно заглянул в бездну подсознания и выплеснул увиденное в своих Капричос.
Запрет и забвение шедевра
К сожалению, современники не оценили гениальную серию "Капричос" по достоинству. Сатирические гравюры Гойи вызвали недоумение, а порой и испуг.
Из 300 отпечатанных экземпляров продали лишь 27.
Через некоторое время альбом изъяла инквизиция. Художник вынужден был подарить офорты королю, чтобы избежать преследований. При жизни автора шедевр был фактически запрещен и предан забвению.
Возрождение интереса к "Капричос"
Лишь после смерти Франсиско Гойя в 1828 году его шедевр был возвращен миру. Серия "Капричос" произвела настоящий фурор среди художников-романтиков первой половины XIX века.
Они восхищались смелостью гойевского языка графики и пытались интерпретировать таинственные образы.
"Капричос" получили второе рождение и всемирную славу. Их темные офорты вдохновляли последующие поколения мастеров - от символистов до сюрреалистов XX столетия.
Вечная актуальность
Со временем острая социальная сатира "Капричос" не утратила своей актуальности. Даже спустя два века зритель узнает в гравюрах Гойи немало пороков нашего общества.
- Лицемерие и лесть;
- Алчность и пошлость;
- Жестокость и равнодушие.
Гений Франсиско Гойя сумел заглянуть в самые темные уголки человеческой души. Его провидческий дар до сих пор впечатляет и пугает.
Неугасающая популярность
Сегодня серия офортов "Капричос" по праву считается одним из величайших произведений мирового искусства. Загадочные и мрачные образы Гойи волнуют воображение уже более двух веков.
ККапричос" Франсиско Гойи - бессмертный шедевр графики, неизменно притягивающий к себе новые поколения почитателей.
Его репродукции украшают альбомы и плакаты, вдохновляя современных художников. Дерзкий эксперимент Гойи оказал огромное влияние на развитие искусства графики.
Место Гойи в истории искусства
Благодаря таким революционным произведениям как "Капричос", Франсиско Гойя по праву считается одним из величайших художников-новаторов.
- Он вывел искусство Испании на мировой уровень;
- Оказал огромное впечатление на европейских романтиков;
- Предвосхитил бунтарские течения XX века.
Гений гойевской графики до сих пор вдохновляет художников смелым экспериментаторством и беспощадным взглядом на человеческую натуру.