Сюита офортов, или Франсиско Гойя - гениальный мастер графики в серии "Капричос"

Гойя - гениальный испанский художник-график, чья знаменитая серия "Капричос" поражает воображение загадочными образами и мрачным юмором. Узнайте, как родилась эта удивительная серия гравюр и что в ней сокрыто.

Предыстория создания "Капричос"

Франсиско Гойя родился в 1746 году в Испании. Он получил художественное образование, работал при королевском дворе. В 1792 году Гойя переболел тяжелой болезнью, после которой практически оглох. Это сильно изменило его восприятие мира.

Его зрительное восприятие усилилось и окружающий мир выглядел уже не таким как прежде.

Художника стали преследовать мрачные видения. Он замечал в обществе все больше пороков и решил высмеять их в своем творчестве. В эти годы Гойя увлекся техникой офорта - гравировки на меди.

Они говорят "да" - Гойя

"Они говорят "да" и протягивают руку первому встречному
Легкость с которой многие женщины соглашаются на брак,объясняется надеждой жить в нем более свободно, чем раньше." (Ф.Гойя)

Работа над серией "Капричос"

Слово Capriccio имеет два значения. В первом варианте это «взбалмошная коза», другой перевод звучит как «взъерошенные волосы». В итоге если соединить все вместе и сказать русским языком, то получится примерно следующее: от увиденного волосы встанут дыбом.

C 1797 по 1799 год Гойя создал серию из 80 офортов, которую назвал "Капричос". В офортах показаны сцены из испанской жизни, высмеиваются различные пороки общества и человеческие слабости:

  • Лесть и тщеславие
  • Чревоугодие и алчность
  • Лицемерие и ложь
  • Суеверия и предрассудки

Стиль гравюр резкий, в духе сатиры и фантастики. Образы зачастую напоминают страшный сон или кошмар. К каждому офорту Гойя сделал авторские подписи, объясняющие сюжеты. Но комментарии получились очень метафоричными и не всегда проясняют замысел.

Самые известные офорты серии:

  1. " Сон разума рождает чудовищ " - автопортрет художника;
  2. " И говорят «да», и руку подают первому встречному " - о браке по расчету;
  3. " До самой смерти " - о тщеславной старухе.
Одна другого стоит - Франсиско Гойя

"Он даже и так не разглядит ее"А как же ему распознать ее? Чтобы узнать ее как следует, мало лорнета. Нужен здравый смысл и жизненный опыт, а этого-то и не достает нашему бедняжке.

Публикация "Капричос" и реакция общества

В 1799 году Гойя отпечатал 300 экземпляров серии "Капричос" и выставил в книжной лавке на продажу. Однако произведение не нашло понимания у современников.

Из 300 альбомов продали всего 27.

Люди с недоумением разглядывали странные гравюры, не постигая их смысла. А священная инквизиция даже заинтересовалась творчеством Гойи, увидев в нем ересь.

Чтобы избежать преследований, художник подарил оставшиеся экземпляры королю Испании для хранения в Королевском институте каллиграфии. Так альбом "Капричос" был фактически запрещен при жизни автора.

Похители... Офорты "Капричос" Гойи

Офорт "Ее похитили!"Женщина которая не умеет себя соблюсти, оказывается во власти первого встречного. А когда уже ничего не поделаешь, удивляется, что ее похитили.

Любовь и смерть. Офорт. Ф.Гойя

Гравюра под названием "Любовь и смерть".Вот любовник в духе Кальдерона: не сумев посмеяться над соперником, он умирает в объятиях возлюбленной и теряет ее из-за собственного безрассудства. Не следует слишком часто обнажать шпагу.

Влияние "Капричос" на последующие поколения художников

При жизни Гойи его "Капричос" были преданы забвению. Лишь после смерти художника в 1828 году альбом был заново открыт для мира. Серия произвела настоящий фурор в кругах европейских художников-романтиков.

Вдохновение нашли символисты и модернисты XX века.

Они восхищались смелым языком графики Гойи и пытались интерпретировать мрачные образы "Капричос" с помощью психоанализа. Сегодня эта серия офортов пользуется огромной популярностью и считается одним из величайших творений художника.

За муж...Офорты "Капричос" Ф.Гойи

Офорт "Какая жертва!"Как водится, жених не из самых привлекательных, но он богат, и ценою свободы несчастной девушки нищая семья покупает благополучие. Такова жизнь.

Жанр "каприччо" до Гойи и после

Изначально в XVIII веке итальянское слово "каприччо" обозначало легкий "каприз" - архитектурную фантазию, где художник соединял в одном произведении здания, развалины, не сообразуясь с реальными пропорциями.

Затем это понятие стало применять к любым художественным фантазиям, в том числе в живописи и графике. Гойя хорошо знал такое определение жанра каприччо и назвал свою серию офортов именно так - Капричос Франсиско Гойя.

Однако его трактовка каприччо резко отличалась от того, что было принято в XVIII веке. Вместо легкости и игры фантазии - мрачные, тревожные образы. После Гойи само понимание жанра каприччо изменилось.

Другие графические серии Гойи

Помимо знаменитых "Капричос", Франсиско Гойя создал еще несколько выдающихся серий гравюр:

  • "Бедствия войны" - об ужасах войны с Наполеоном;
  • "Тавромахия" - о корриде, быках и тореадорах;
  • "Диспаратес" ("Причуды") - фантасмагорические сцены-кошмары.

В отличие от скандальных "Капричос", эти серии не подвергались запретам. Но их открыли и оценили также лишь после смерти Гойи. Объединяет все циклы мрачный стиль, острая критика общества и властей.

Это была ее мать. Франсиско Гойя

"Бог простит. Это была ее мать" - офорт Гойи.Барышня покинула дом ребенком. Она училась ремеслу в Кадиксе и приехала в Мадрид, где ей повезло. Она отправляется в Прадо, и там грязная и дряхлая старуха просит у ней милостыню. Она прогоняет ее, старуха пристает. Щеголиха оборачивается и видит - подумать только! - что нищенка ее мать.

Особенности языка графики Гойи

Язык графики Франсиско Гойи уникален. Его отличает:

  1. Экспрессивность образов, черный юмор;
  2. Метафоричность, допускающая множество толкований;
  3. Мрачные, тревожные, порой зловещие мотивы.

Вероятно, страшные видения отражали внутренний мир самого художника. После болезни 1792 года Гойя-график словно заглянул в бездну подсознания и выплеснул увиденное в своих Капричос.

Запрет и забвение шедевра

К сожалению, современники не оценили гениальную серию "Капричос" по достоинству. Сатирические гравюры Гойи вызвали недоумение, а порой и испуг.

Из 300 отпечатанных экземпляров продали лишь 27.

Через некоторое время альбом изъяла инквизиция. Художник вынужден был подарить офорты королю, чтобы избежать преследований. При жизни автора шедевр был фактически запрещен и предан забвению.

Возрождение интереса к "Капричос"

Лишь после смерти Франсиско Гойя в 1828 году его шедевр был возвращен миру. Серия "Капричос" произвела настоящий фурор среди художников-романтиков первой половины XIX века.

Они восхищались смелостью гойевского языка графики и пытались интерпретировать таинственные образы.

"Капричос" получили второе рождение и всемирную славу. Их темные офорты вдохновляли последующие поколения мастеров - от символистов до сюрреалистов XX столетия.

Вечная актуальность

Со временем острая социальная сатира "Капричос" не утратила своей актуальности. Даже спустя два века зритель узнает в гравюрах Гойи немало пороков нашего общества.

  • Лицемерие и лесть;
  • Алчность и пошлость;
  • Жестокость и равнодушие.

Гений Франсиско Гойя сумел заглянуть в самые темные уголки человеческой души. Его провидческий дар до сих пор впечатляет и пугает.

Неугасающая популярность

Сегодня серия офортов "Капричос" по праву считается одним из величайших произведений мирового искусства. Загадочные и мрачные образы Гойи волнуют воображение уже более двух веков.

ККапричос" Франсиско Гойи - бессмертный шедевр графики, неизменно притягивающий к себе новые поколения почитателей.

Его репродукции украшают альбомы и плакаты, вдохновляя современных художников. Дерзкий эксперимент Гойи оказал огромное влияние на развитие искусства графики.

Место Гойи в истории искусства

Благодаря таким революционным произведениям как "Капричос", Франсиско Гойя по праву считается одним из величайших художников-новаторов.

  • Он вывел искусство Испании на мировой уровень;
  • Оказал огромное впечатление на европейских романтиков;
  • Предвосхитил бунтарские течения XX века.

Гений гойевской графики до сих пор вдохновляет художников смелым экспериментаторством и беспощадным взглядом на человеческую натуру.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Действительно очень мрачная графика, даже страшная. Не сразу можно понять что же изображено, т.к. на первый взгляд меня поразили серо-черные тона и некоторая гипертрофированная уродливость персонажей.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.