Позитивизм это в философии направление, утверждающее, что единственным источником подлинного знания является опыт, получаемый посредством эмпирических исследований. Позитивисты отрицают познавательную ценность философии и спекулятивных рассуждений, полагая, что философия как особая наука не имеет права на существование.
Возникновение позитивизма
Основоположником позитивизма считается французский философ Огюст Конт. В 1830-х годах он разработал учение, согласно которому человечество в своем развитии проходит три стадии:
- Теологическую стадию, или стадию детства
- Метафизическую стадию, или стадию юности
- Позитивную стадию, или стадию зрелости
На позитивной стадии, по мнению Конта, человечество отказывается от бесплодных спекуляций и обращается к позитивному (положительному) знанию, основанному на опыте и наблюдении. Так зарождается позитивизм как философское направление.
Основные положения
Позитивизм это в философии прежде всего отрицание метафизики и умозрительных рассуждений. Позитивисты считают, что подлинное знание может быть получено только эмпирическим путем. Основные положения позитивизма:
- Единственный источник подлинного знания - опыт, получаемый посредством наблюдения и эксперимента
- Задача науки - описание наблюдаемых фактов, а не объяснение причинно-следственных связей
- Философия как особая наука не имеет права на существование
- "Положительное" знание не нуждается в философских обоснованиях
Таким образом, позитивисты резко противопоставляли свое учение традиционной философии, которую они считали спекулятивной и бесплодной. По их мнению, философия должна уступить место конкретно-научному знанию о мире.
Развитие позитивизма
Идеи Конта оказали значительное влияние на развитие философии и науки. Во второй половине XIX века позитивизм стал ведущим философским направлением. К позитивистам этого периода относятся Герберт Спенсер, Джон Стюарт Милль, Ипполит Тэн.
Однако в начале XX века классический позитивизм подвергся критике в связи с открытиями в физике, которые опровергли ряд его основных положений. Это привело к возникновению неопозитивизма (логического позитивизма), стремившегося преодолеть ограниченность классического подхода.
Наиболее ярким выражением неопозитивизма стала деятельность Венского кружка, куда входили Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Отто Нейрат и другие мыслители. Они сосредоточили внимание на логическом анализе языка науки.
Позитивизм это в философии направление, отрицающее традиционную философию и утверждающее приоритет эмпирических исследований в познании мира.
Что такое позитивизм? Это, прежде всего, убежденность в том, что наука способна дать объективное описание мира, опираясь на опыт и логику, без каких-либо спекулятивных домыслов.
Неопозитивизм
Неопозитивизм, или логический позитивизм, возник в первой половине XX века. Его сторонники стремились преодолеть ограниченность классического позитивизма с помощью логического анализа.
Основные представители неопозитивизма объединились в так называемый Венский кружок. Среди них были Рудольф Карнап, Мориц Шлик, Отто Нейрат и другие выдающиеся мыслители.
Принцип верификации
Венский кружок сформулировал принцип верификации, согласно которому смысл любого утверждения заключается в способах его проверки. Только утверждения, поддающиеся эмпирической проверке, могут считаться осмысленными.
Так позитивистский подход был доведен до логического завершения - от философии требовалось соответствовать критериям научности, иначе она объявлялась бессмысленной.
Лингвистический поворот
Под влиянием идей Людвига Витгенштейна неопозитивизм претерпел изменения, получившие название "лингвистический поворот". Внимание переключилось с логики науки на анализ повседневного языка.
Эта трансформация неопозитивизма послужила одним из истоков современной аналитической философии, которая и по сей день опирается на методы логического и лингвистического анализа.
Критика позитивизма
Несмотря на широкое влияние, позитивизм неоднократно подвергался критике. Один из главных аргументов противников позитивизма заключается в том, что данное учение само не отвечает выдвигаемым им критериям научности.
Другая линия критики указывает, что резкое противопоставление философии и науки является искусственным и неоправданным. Современная эпистемология, например, активно использует достижения естественных наук.
Постпозитивизм
Осознание ограниченности классического позитивизма привело к появлению постпозитивистских концепций, стремящихся преодолеть односторонность этого подхода. К наиболее видным постпозитивистам относятся Карл Поппер, Томас Кун, Пол Фейерабенд.
Хотя сам термин "позитивизм" сегодня уже не популярен, позитивистский подход оказал значительное воздействие на современную науку и философию.
Огюст Конт - основатель позитивизма
Позитивизм возник в 1830-х годах во Франции. Его родоначальником является Огюст Конт, философ и социолог, автор знаменитого труда "Курс позитивной философии".
Конт выдвинул идею о том, что человеческое познание проходит три последовательные стадии развития - теологическую, метафизическую и позитивную (научную). Так зародилась позитивистская философия.
Распространение позитивизма
Идеи Огюста Конта получили широкое распространение в Европе во второй половине XIX века. К видным сторонникам позитивизма этого периода относятся:
- Джон Стюарт Милль
- Герберт Спенсер
- Ипполит Тэн
Они развивали идеи Конта, адаптируя позитивистскую методологию для конкретно-научных исследований. Позитивизм оказал большое влияние на социологию, психологию, политическую экономию и другие науки того времени.
Позитивизм в России
В России позитивистские идеи распространились в 1860-1870-х годах. К позитивистам принадлежали Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров, Н.А. Кареев.
Они интерпретировали позитивизм в духе субъективизма и релятивизма, подчеркивая обусловленность научного знания социально-историческим контекстом. Это направление получило название "русский позитивизм".
Кризис позитивизма
На рубеже XIX-XX веков классический позитивизм пережил кризис. Открытия в области физики, математики, логики поставили под сомнение ряд его базовых принципов.
Это привело к появлению новых течений - эмпириокритицизма, прагматизма, которые пытались модернизировать позитивистскую концепцию знания.
Наследие позитивизма
Несмотря на критику, позитивизм оказал огромное влияние на развитие философии и науки XX века. Многие его принципы легли в основу современной научной методологии.
Прежде всего, это установка на эмпирическую проверяемость знания, требование ясности и непротиворечивости теорий, а также стремление к количественным измерениям.
Позитивизм сегодня
Хотя классический позитивизм XIX века сегодня уже устарел, его влияние до сих пор заметно во многих областях.
В частности, позитивистский подход сохраняет популярность в социальных науках, где он выступает в качестве основы эмпирических количественных исследований.
Позитивизм в психологии
В психологии позитивистские идеи легли в основу бихевиоризма - направления, сосредоточенного на изучении наблюдаемого поведения.
Бихевиористы считают, что психология как наука должна быть ограничена исследованием объективных факторов поведения, исключая субъективный ментальный опыт.
Структурализм и позитивизм
Структурализм в социальных науках также берет начало из позитивистской традиции с ее упором на систематическое изучение эмпирических структур в языке, культуре, обществе.
Подобно позитивистам, структуралисты стремятся к построению объективных научных моделей, хотя и отдают должное роли теоретического мышления в науке.
Рост влияния постпозитивизма
Во второй половине XX века позитивизм испытал новую волну критики со стороны постпозитивистских направлений - герменевтики, критической теории, постструктурализма.
Эти школы подвергли сомнению основные принципы позитивизма, такие как объективность, ценностная нейтральность науки и приоритет количественных методов.
Позитивизм и аналитическая философия
В аналитической философии сохраняется интерес к логико-эмпиристской проблематике в духе позитивистской традиции.
В частности, аналитические философы уделяют пристальное внимание вопросам языка, логики научного знания, соотношения эмпирических данных и теоретических моделей.
Будущее позитивизма
Несмотря на неоднократные заявления о "конце" позитивизма, этот подход демонстрирует удивительную устойчивость и способность к регенерации.
Поэтому вполне вероятно, что в той или иной форме позитивистские идеи будут оказывать влияние на науку и философию и в дальнейшем.
Перспективы развития позитивизма
Хотя в чистом виде классический позитивизм XIX века по большей части ушел в прошлое, многие его идеи и принципы сохраняют актуальность и в наши дни.
Позитивизм в естественных науках
В естествознании по-прежнему доминирует установка на строго эмпирические методы познания с опорой на наблюдение, эксперимент и количественные измерения.
Попытки реанимации спекулятивных "теорий всего" в духе натурфилософии прошлого крайне редки и не пользуются поддержкой научного сообщества.
Позитивистские тенденции в социальных науках
В социальных дисциплинах сохраняют позиции сторонники количественных эмпирических методов в духе позитивизма.
Это выражается в тяготении части исследователей к построению формальных моделей социальных процессов по образцу естественных наук.
Переосмысление наследия позитивизма
Предпринимаются попытки нового прочтения позитивизма с учетом современных философских дискуссий вокруг природы научного знания.
В частности, идет переоценка понимания позитивизмом объективности, эмпирических фактов, соотношения наблюдения и теории.
Позитивизм и новые вызовы
Еще одно возможное направление обновления позитивизма связано с новыми вызовами научно-технического развития - искусственным интеллектом, Big Data, генной инженерией.
В свете этих явлений представляет интерес переосмысление позитивистской концепции знания применительно к современной ситуации.
Переосмысление критериев научности
Одним из ключевых вопросов, требующих переосмысления, является вопрос о критериях научности знания с позиций современной эпистемологии.
К примеру, принцип верификации, выдвинутый логическими позитивистами, сегодня подвергается серьезной критике в связи с его чрезмерной жесткостью.
Междисциплинарный диалог
Перспективным видится налаживание продуктивного диалога между сторонниками позитивистского подхода в науке и их оппонентами из лагеря постпозитивизма.
Это позволит лучше понять сильные и слабые стороны обеих позиций, наметить пути их возможного синтеза.
Плюрализм методологий
Вместо попыток утвердить единственно верную методологию познания, все большую поддержку находит идея методологического плюрализма в науке.
Это означает признание правомерности и эвристичности множества исследовательских программ вместо жесткой привязки к какой-либо одной парадигме.
Новый общенаучный синтез
Наконец, актуален вопрос о возможности нового общенаучного синтеза разрозненных знаний о природе, обществе и человеке.
Позитивизм мог бы внести свой вклад в этот синтез, предложив обновленную концепцию взаимосвязи наук и единой научной картины мира.