Первый год жизни ребенка является важнейшим периодом, когда происходит интенсивное развитие всех систем и функций организма. В это время закладывается фундамент физического и психомоторного развития, формируются базовые навыки и умения.
Физиологические показатели новорожденного
У здорового доношенного ребенка при рождении отмечаются следующие физиологические показатели:
- масса тела - 3000-4000 г
- длина тела - 46-56 см
- окружность головы - 33-35 см
- окружность грудной клетки - 30-38 см
Мальчики, как правило, рождаются немного крупнее девочек. Также на массу и размеры новорожденного влияют срок беременности, особенности течения беременности и родов.
Динамика массы и роста ребенка на первом году жизни
Физиологическая убыль массы тела новорожденного в первые дни жизни достигает 5-10% от массы при рождении. Это связано с потерей жидкости и отсутствием достаточного поступления молока. Но в дальнейшем наблюдается интенсивный рост и набор веса:
- К концу первого месяца масса тела увеличивается на 600 г.
- В возрасте 2-3 месяцев ежемесячная прибавка составляет около 800 г.
- На втором полугодии ежемесячный прирост постепенно снижается до 350-400 г.
Прибавка в росте ребенка на протяжении первого года жизни происходит следующим образом:
- за первые 6 месяцев - на 13 см (по 2-2,5 см в месяц)
- за вторые 6 месяцев - на 10 см (по 1,5-2 см в месяц)
К концу первого года жизни длина тела ребенка должна составлять примерно 75 см, а масса тела - 9-10 кг. Отклонения от этих показателей могут указывать на нарушения физического развития.
Физиологическая убыль массы тела новорожденного
В первые 2-4 дня жизни у большинства новорожденных отмечается физиологическая потеря массы тела. Она обусловлена следующими причинами:
- потеря жидкости через кожу и с дыханием;
- недостаточное поступление молока в первые дни (неустановившаяся лактация);
- выделение мочи и кала;
- уменьшение объема плацентарной крови.
Физиологическая убыль массы тела новорожденного в норме не превышает 7-10%. Затем по мере налаживания лактации и кормления ребенка начинается восстановление массы тела. У здоровых доношенных детей масса тела приходит в норму к 7-10 дню жизни.
Причины большей потери веса или отсутствия его восстановления могут быть связаны с:
- недостаточным поступлением молока;
- нарушениями со стороны ЖКТ ребенка;
- патологическими состояниями или врожденными заболеваниями.
Поэтому при сохраняющейся потере веса ребенка после 7-10 дней жизни необходима консультация педиатра для выявления и устранения возможных причин.
Основные этапы развития ребенка на первом году жизни
Нервная система и двигательные навыки новорожденного интенсивно созревают, особенно в первые 6 месяцев. Вот основные вехи развития ребенка в этот период:
- К 1 месяцу ребенок начинает кратковременно поднимать голову.
- К 2 месяцам появляется комплекс оживления, улыбка.
- К 3 месяцам ребенок хорошо удерживает голову.
- К 4 месяцам начинает поворачиваться со спины на бок.
- К 6 месяцам самостоятельно сидит, ползает.
- К 9-10 месяцам встает, делает первые шаги у опоры.
- К году начинает самостоятельно ходить.
Параллельно идет активное речевое и психоэмоциональное развитие:
- к 6 месяцам появляется лепет, гуление;
- к году ребенок может произносить первые слова.
Также в первые месяцы жизни закладываются базовые социальные навыки и привязанности, формируется эмоциональный контакт с матерью и близкими.
Заболевания и состояния периода новорожденности
В неонатальном периоде отмечается высокая частота различных физиологических и патологических состояний. К наиболее распространенным относятся:
- физиологическая убыль массы тела новорожденного
- транзиторные состояния (гипербилирубинемия, гипогликемия и др.);
- врожденные пороки развития;
- респираторные инфекции;
- функциональные нарушения ЖКТ.
При любых отклонениях в состоянии и развитии новорожденного необходима своевременная диагностика причин и адекватное лечение под наблюдением врача-неонатолога.
Таким образом, первый год жизни ребенка является фундаментом для последующего гармоничного физического и психомоторного развития. Правильный уход, полноценное питание и здоровье новорожденного в это время имеют ключевое значение для будущего ребенка.
Профилактика нарушений развития новорожденного
Для профилактики возможных нарушений развития новорожденного важное значение имеют:
- соблюдение режима дня и полноценный сон;
- правильный уход и гигиена;
- адекватное питание;
- массаж и гимнастика;
- закаливание;
- своевременная вакцинация.
Особое внимание уделяется питанию ребенка. Рекомендуется исключительно грудное вскармливание в течение первых 6 месяцев. При искусственном и смешанном вскармливании важен грамотный подбор смесей.
Наблюдение за нервно-психическим развитием
В рамках диспансеризации новорожденного проводится мониторинг нервно-психического развития с заполнением специальных карт. Оцениваются такие показатели как:
- удержание головы;
- развитие координации движений;
- формирование навыков (сидение, ходьба и др.);
- речевое и эмоциональное развитие.
Выявление отставания в развитии требует углубленного обследования ребенка для определения возможных причин и своевременного начала коррекционных мероприятий.
Особенности ухода за недоношенными детьми
Уход за недоношенными детьми имеет свои особенности, обусловленные функциональной незрелостью различных систем организма. Основные моменты:
- Поддержание оптимальной температуры тела.
- Частое кормление малыми порциями сцеженным женским молоком.
- Щадящий режим, исключение переутомления.
- Динамическое наблюдение неонатолога.
Сроки выписки из роддома определяются индивидуально в зависимости от состояния и прибавки массы тела. После выписки необходимы регулярные осмотры участковым педиатром и выполнение его рекомендаций.
Обучение родителей уходу за новорожденным
В послеродовом периоде в роддоме и на этапах диспансерного наблюдения важно обучение родителей адекватному уходу за новорожденным. Основные темы для обучения:
- кормление и правильный подбор смесей;
- поддержание теплового баланса;
- гигиенические процедуры и массаж;
- профилактика травматизма;
- распознавание симптомов заболеваний.
Правильный уход имеет важнейшее значение для здоровья и гармоничного развития ребенка на протяжении первого года жизни.
Раннее выявление отклонений в развитии
Важнейшей задачей наблюдения за ребенком на первом году жизни является раннее выявление возможных отклонений в развитии. Патологические состояния могут проявляться в виде:
- отставания в моторном и психоречевом развитии;
- нарушений со стороны отдельных систем и функций организма;
- изменений в поведении и эмоциональной сфере.
Для своевременной диагностики важно регулярное проведение скрининг-тестов, оценка нервно-психического статуса при профосмотрах, а также наблюдение родителей за поведением и развитием ребенка.
Медико-социальная помощь детям с отклонениями в развитии
При выявлении нарушений развития ребенку оказывается медико-социальная помощь, включающая:
- Проведение углубленной диагностики, в том числе с привлечением узких специалистов.
- Разработка индивидуальной программы лечебно-реабилитационных мероприятий.
- Медикаментозную терапию, физиотерапию, массаж, ЛФК.
- Занятия с логопедом, дефектологом, психологом.
- Обеспечение техническими средствами реабилитации.
- Поддержка семьи в воспитании ребенка с особыми потребностями.
Такой комплексный подход позволяет максимально возможно скорректировать имеющиеся нарушения и способствует социальной адаптации ребенка.
Диспансерное наблюдение в течение первого года жизни
В рамках диспансеризации детей на первом году жизни предусмотрены:
- патронажи медсестры на дому;
- плановые профилактические осмотры педиатра;
- консультации узких специалистов;
- проведение скрининг-обследований;
- иммунопрофилактика;
- динамическое наблюдение за физическим и нервно-психическим развитием.
Такое регулярное наблюдение позволяет своевременно выявлять функциональные и органические нарушения и проводить необходимое лечение.
Подготовка ребенка и семьи к следующему возрастному этапу
По мере достижения ребенком 1 года начинается подготовка к следующему возрастному периоду - раннему детству. Основные задачи на этом этапе:
- Адаптация ребенка к новым видам пищи, расширение рациона.
- Формирование самостоятельности в овладении навыками самообслуживания.
- Подбор оптимального режима и форм организации жизни ребенка.
- Психологическая и информационная поддержка родителей.
Такая целенаправленная подготовка облегчает процесс адаптации ребенка к новым социально-бытовым условиям и предъявляемым к нему требованиям.