Что движет нами в жизни и определяет наши поступки? Какие внутренние ориентиры помогают принимать решения? Ответ прост - это наша система ценностей. Давайте разберемся, что она из себя представляет и почему так важна.
Определение понятия "система ценностей"
Прежде чем говорить о системе ценностей, давайте определимся с тем, что такое ценности. Ценности - это убеждения человека о том, что важно и значимо в его жизни. Они выступают своего рода внутренним компасом при принятии решений и оценке ситуаций.
Система ценностей - это совокупность сложившихся ценностей, иерархически упорядоченных по значимости для конкретного человека или общества. Ключевые критерии отнесения к ценностям, согласно Брэйтуэйту и Скотту:
- ценности относятся к людям, а не к предметам;
- ценности выражают человеческие желания и интересы;
- ценности имеют широкий охват, не ограничиваясь узкими ситуациями.
По видам ценности классифицируют на:
- терминальные - цели, к которым стремится человек;
- инструментальные - способы их достижения.
Примеры наиболее значимых, "системообразующих" ценностей:
- семья, любовь, дружба;
- самореализация, личностный рост;
- здоровье, безопасность;
- справедливость, равенство.
Формирование системы ценностей
Наше видение мира и оценки того, что важно, а что нет, начинают формироваться с самого детства. На этот процесс влияют:
- семья и близкое окружение - родители, родственники, друзья;
- культурные традиции и менталитет;
- СМИ, литература и искусство;
- школа и образование.
Становление системы ценностей проходит несколько этапов:
- формирование базовых представлений в раннем возрасте (0-12 лет);
- активный поиск идеалов и ориентиров в подростковом возрасте (12-16 лет);
- осознание и структурирование ценностной иерархии в юношестве (16-23 года);
- относительная стабилизация и уточнение системы ценностей в зрелом возрасте.
Система ценностей - это фундамент личности, закладывающийся с первых лет жизни под влиянием окружающей среды. По мере взросления человек все активнее выстраивает собственную шкалу ценностей.
Этот процесс подчиняется определенному алгоритму:
- формирование идеала, образа того, к чему хочется стремиться;
- превращение идеала в конкретную цель;
- определение ценностей, ресурсов и правил для достижения цели;
- инвентаризация имеющихся средств для реализации цели.
Что такое система ценностей
Итак, мы выяснили, что система ценностей - это набор устойчивых убеждений человека о том, что правильно, хорошо и важно в жизни. Она выполняет важнейшие функции:
- служит основой для формирования жизненных целей и выбора путей их достижения;
- определяет критерии оценки людей, событий, явлений;
- придает человеку уверенность и ощущение стабильности;
- позволяет принимать осознанные решения с учетом своих приоритетов и мотивов.
Таким образом, именно ценности отвечают на вопрос "Что для меня по-настоящему важно в этой жизни?". От того, насколько гармонична и непротиворечива наша система ценностей, зависит внутренний комфорт и ощущение смысла собственного существования.
Роль ценностей в принятии решений
Наша система ценностей играет ключевую роль при необходимости сделать выбор между различными альтернативами. Мы оцениваем каждый вариант через призму того, насколько он соответствует нашим представлениям о должном и важном.
Например, при выборе места работы или учебы мы учитываем возможность карьерного и профессионального роста, уровень дохода, перспективы обучения и развития, если эти аспекты являются значимыми ценностями в нашей иерархии. Кроме того, при прочих равных мы скорее выберем вариант, позволяющий проводить больше времени с семьей и друзьями, если именно эти ценности стоят для нас на первом месте.
Классификация Рокича
Одна из наиболее известных классификаций ценностей была предложена американским психологом Милтоном Рокичем в 1973 году. Он разделил все многообразие человеческих ценностей на 2 группы:
- Терминальные - ценности-цели, к которым люди стремятся ради них самих. Например, здоровье, любовь, материально обеспеченная жизнь.
- Инструментальные - ценности-средства, помогающие достичь терминальных ценностей. К ним относятся образованность, честность, терпимость.
В каждую из этих групп Рокич включил по 18 ценностей. Согласно его подходу, система ценностей человека представляет собой иерархически упорядоченные список терминальных и инструментальных ценностей.
Система ценностей и культура
Хотя у людей есть универсальные, общечеловеческие ценности (жизнь, здоровье, свобода и т.д.), значительная часть ценностей обусловлена культурой и традициями того общества, в котором мы живем. Рассмотрим некоторые различия.
Диагностика системы личных ценностей
Для выявления структуры ценностей конкретного человека существуют специальные психодиагностические методики. Наиболее известные из них:
- опросник ценностей Шварца;
- методика М. Рокича;
- тест "Якоря карьеры" Э. Шейна.
Они позволяют определить как декларируемые человеком ценности, так и его реальные жизненные приоритеты.
Как меняются ценности человека
Хотя в целом система ценностей относительно стабильна, при определенных условиях она может существенно трансформироваться. Рассмотрим основные причины таких изменений.
Причины изменения ценностей
К основным причинам трансформации системы ценностей относятся:
- Кризисные жизненные ситуации (потеря работы, развод, смерть близких), которые заставляют по-новому взглянуть на привычные вещи.
- Смена социального окружения (переезд в другую страну, смена работы или учебного заведения), привносящая новые ценностные ориентиры.
- Целенаправленная внутренняя работа человека по развитию и самосовершенствованию.
Ценности и жизненные цели
Между ценностями и целями существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, именно ценности задают направление для формулировки жизненных целей. С другой - достижение целей позволяет реализовывать ценности на практике.
Если в иерархии ценностей происходят существенные изменения, то часто приходится пересматривать и корректировать цели, чтобы они соответствовали новым жизненным ориентирам.
Преимущества осознанной системы ценностей
К основным плюсам от четкого понимания собственной шкалы ценностей можно отнести:
- Понимание подлинных мотивов и жизненных приоритетов.
- Повышение осознанности и ответственности при принятии решений.
- Обретение внутренней устойчивости и независимости от внешних влияний.
Пример трансформации ценностей
Рассмотрим на конкретном примере, как могут меняться представления человека о важном и ценном под воздействием жизненных обстоятельств.
Иван вырос в неблагополучной семье с низким достатком. Его мать была одинокой и часто болела, так что с ранних лет ему приходилось много работать, чтобы помогать по дому.
Главной ценностью для него стало финансовое благополучие, ведь именно деньги, по его мнению, решали все проблемы и открывали дорогу к достойной жизни.
После окончания института Иван устроился в крупный банк и стремительно продвигался по карьерной лестнице, регулярно получая повышения и премии.
Он много работал, иногда задерживаясь допоздна и приходя на выходных. Но его это устраивало: он чувствовал, что его ценности начинают реализовываться в жизни.
Однако со временем Иван стал ощущать внутреннюю неудовлетворенность и опустошенность. Работа занимала все его время, не оставляя места для отношений, хобби, путешествий.
После развода Иван понял, что его представления о смысле жизни были ошибочны. Теперь приоритетом стало налаживание личной жизни и поиск баланса между карьерой и саморазвитием.
Со временем Иван сумел найти гармонию, благодаря пересмотру своей системы ценностей. Теперь в ней доминировали такие ориентиры как семья, личностный рост, забота о здоровье и внутренняя гармония.
Финансовая обеспеченность отошла на второй план, хотя по-прежнему оставалась важной составляющей для достойной жизни.
Влияние ценностей на карьеру
Цистема ценностей человека оказывает существенное влияние на выбор профессии и построение карьеры. Рассмотрим это на примере.
Еще со школы Мария мечтала стать известным дизайнером. Ее привлекала творческая работа, возможность самовыражения и популярность.
Однако родители настаивали на более "серьезной" профессии с стабильным заработком. Поэтому по их совету Мария поступила в медицинский институт.
Учеба давалась Марии нелегко. Ей было скучно зубрить анатомию и химию. В глубине души она понимала, что эта профессия ей не подходит.
Но родители продолжали настаивать, что работа врача - престижная и высокооплачиваемая. Поэтому Мария продолжала учебу вопреки внутренним убеждениям.
Поработав некоторое время по специальности, Мария поняла, что не может так жить дальше. Ее ценности - творчество и самореализация - остались нереализованными.
Поэтому она решила кардинально сменить сферу деятельности и заняться дизайном. Это позволило ей раскрыть свой потенциал и обрести внутреннюю гармонию.