Чтение в школе – это не столько предмет изучения, сколько средство обучения всем остальным предметам учебного плана. Следовательно, одна из главных задач, которая стоит перед учителем начальных классов - научить детей осознанно, бегло, правильно читать, работать с текстом и развивать потребность к самостоятельному прочтению книг.
Навык чтения включает техническую и смысловую сторону чтения.
Техника чтения состоит из следующих компонентов: способ, правильность и темп. Смысловая сторона включает: выразительность и понимание прочитанного. Одной из актуальных проблем в начальных классах остается проблема оценки и контроля уровня сформированности всех основных параметров чтения.
Техника чтения: условия проверки в начальных классах
1. Осуществление проверки техники чтения ребенка в спокойной и привычной для него обстановке.
2. При этом ребенок должен сидеть за партой на расстоянии полтора-два метра от проверяющего.
3. Первые несколько предложений или три-четыре строки текста ребенок должен читать без учета времени. Это даст ему возможность "вчитаться" в текст.
4. Требования к тексту:
- отсутствие непонятных, незнакомых слов;
- доступное учащимся содержание;
- шрифт, соответствующий шрифту учебников для начальных классов.
5. При определении количества прочитанных за минуту слов, союзы, предлоги, части слов, переносимые со строки на строку, части слова, написанные через дефис, имеющие в составе более трех-четырех букв, считаются за "отдельные слова". Например, "тихо-смирно" нужно считать как два разных слова, а "жар-птица" за одно, так как в первой части этого слова только 3 буквы.
6. Проверка понимания содержания прочитанного текста проводится по 2-3 вопросам. Не следуют для этих целей просить пересказать текст, так как пересказ - это показатель развития связной речи ученика, а не навыков чтения.
Согласно официальному программному требованию, первоклассники должны читать в минуту 25-30 слов. А к концу года должны освоить послоговое плавное чтение без ошибок, т.е. без замен, пропусков, повторов слов, слогов, букв, с правильным ударением. При этом короткие слова ученики должны читать целиком, а длинные – по слогам. Кроме того, после прочтения нужно оценить понимание прочитанного по вопросам.
Техника чтения (2 класс).
Второклассники, согласно программе, на конец первого полугодия должны читать 40 слов, а на конец учебного года – 50 слов в минуту. Критерии оценивания те же: правильность, понимание, выразительность. Способ чтения текста – целыми словами. Слова, состоящие из четырех-пяти слогов и более, могут быть прочтены по слогам.
Техника чтения (3 класс).Учащиеся 3 класса на конец 1 полугодия должны читать 60 слов, а на конец учебного года – 75 слов в минуту. Критерии оценивания те же. Способ чтения текста – целыми словами.
Техника чтения (4 класс).
Учащиеся четвертого класса, согласно программе, на конец 1 полугодия должны читать 70-80 слов, а на конец учебного года – 85-95 слов в минуту.
Техника чтения совершенствуется от класса к классу. Чтобы этот процесс проходил интересно и результативно, учителям и родителям необходимо использовать разнообразные упражнения.