Трансцендентальный - философский термин, введенный Иммануилом Кантом для обозначения особого типа познания и особого класса понятий. Что же такое трансцендентальный и трансцендентальное?
Происхождение термина
Слово "трансцендентальный" происходит от латинского прилагательного "transcendens", что означает "перешагивающий", "выходящий за пределы". В средневековой схоластике оно использовалось для обозначения предельно общих философских понятий - трансценденталий. Например, Фома Аквинский выделял такие трансценденталии, как сущее, единое, истинное и другие. То есть изначально трансцендентальное относилось к сфере умопостигаемого, отвлеченных идей.
Что такое трансцендентальный по Канту? Кант ввел строгое различие между трансцендентальным и трансцендентным. До него эти понятия часто употреблялись как синонимы. Кант же определил трансцендентальное как такое знание, которое предшествует опыту, то есть априорно. А трансцендентным он назвал знание, недоступное опыту в принципе - например, идеи Бога или бессмертия души.
Трансцендентальное, как условие опыта
Итак, трансцендентальный это простыми словами то, что находится до и вне опыта, но делает сам этот опыт возможным. К трансцендентальному Кант относил:
- Априорные формы чувственности - пространство и время;
- Категории рассудка - понятия субстанции, причинности и др.;
- Идеи разума - Бог, душа, мир.
Например, пространство и время не даны нам в опыте, мы не можем их увидеть или потрогать. Но они являются необходимыми условиями всякого возможного опыта. Без них невозможно никакое восприятие и познание.
То же относится и к рассудочным категориям вроде причинности, которые мы как бы "накладываем" на опыт, чтобы придать ему структурность и осмысленность. Трансцендентальные же идеи разума (Бог, бессмертие души) задают определенные ориентиры нашему познанию, хотя конкретного знания из опыта о них мы почерпнуть не можем.
Таким образом, трансцендентальное у Канта - это нечто внеопытное, что однако же обусловливает саму возможность опыта. Это априорные, доопытные структуры нашего сознания и познания.
Трансцендентальное vs трансцендентное
В отличие от трансцендентального, трансцендентное у Канта - это знание принципиально недоступное разуму, выходящее за рамки вообще всякой возможности опыта. К трансцендентному относятся метафизические сущности вроде Бога, души, свободы воли.
Ключевое отличие трансцендентального от трансцендентного в том, что первое находится до и вне опыта, но делает сам этот опыт возможным. А второе лежит по ту сторону всякой возможности опыта.
Трансцендентальная философия
Согласно Канту, трансцендентальная философия изучает априорные, доопытные структуры и условия, благодаря которым становится возможным сам опыт. Это философия трансцендентального, в отличие от традиционной метафизики как философии трансцендентного. Первая занимается условиями познания, вторая - его пределами.
Можно сказать, что трансцендентальная философия играет конструктивную роль обоснования знания. А трансцендентное, напротив, связано с проблемой границ этого знания, с областью веры и религии.
Трансцендентальное | Трансцендентное |
Доопытное | Лежит за пределами всякой возможности опыта |
Делает опыт возможным | Непознаваемо принципиально |
Априорные формы чувств, рассудка и разума | Бог, бессмертие души и т.д. |
Подводя итог, трансцендентальное - это особый класс априорных структур сознания, которые обусловливают возможность опыта и знания. А трансцендентное находится по ту сторону границ этого знания.
Развитие идей трансцендентальной философии
Кантовская концепция трансцендентального философии оказала огромное влияние на последующую философскую мысль. Многие философы развивали и переосмысляли его идеи.
Трансцендентальная феноменология Гуссерля
Одним из наиболее заметных продолжателей трансцендентальной традиции стал Эдмунд Гуссерль, основатель феноменологии. Его метод трансцендентальной редукции также был призван выявить априорные структуры сознания, обусловливающие саму данность опыта.
Гуссерль полагал, что сознание изначально интенционально, то есть направлено на объект. И феноменолог через трансцендентальную редукцию должен абстрагироваться от всего трансцендентного, чтобы добраться до чистого сознания и его интенциональных структур.
Трансцендентальный субъект у Канта и Гуссерля
У Канта трансцендентальным субъектом, обладающим априорными структурами рассудка, был абстрактный субъект вообще, носитель сознания. Гуссерль же связывал трансцендентальные структуры с конкретным живым сознанием, переживающим свой опыт.
Таким образом, если у Канта трансцендентальный субъект был чисто теоретической конструкцией, то Гуссерль настаивал на его конкретной переживаемости в феноменологической интуиции.
Трансцендентальный поворот в современной философии
Идеи Канта оказали влияние и на многих современных философов. Например, Карл-Отто Апель и Юрген Хабермас развивали идею трансцендентальной прагматики - учения об универсальных предпосылках коммуникации.
Современная трансцендентальная философия отказывается от поиска априорных структур сознания как такового. Но она исследует различные "трансцендентальные прагматики" - то есть условия возможности коммуникации, этики, политики и других сфер.
Критика трансцендентализма
Учение Канта о трансцендентальном не было лишено критики. Так немецкий философ Фридрих Генрих Якоби упрекал Канта в том, что его трансцендентальный идеализм подрывает веру и ведет к всеобщему скептицизму.
По мнению Якоби, Кант низвел вещи в себе до простых непознаваемых "вещей мысли", лишив их всякой реальности. А это в свою очередь делает невозможной и подлинную веру, которая немыслима без допущения реальности своего предмета.
Кант против трансцендентального реализма
Сам же Кант резко критиковал позицию трансцендентального реализма, утверждавшего реальное существование объектов вне и независимо от нашего сознания.
Кант настаивал, что мы не можем выйти за рамки нашего опыта и познания, чтобы судить о том, насколько адекватно наши представления соответствуют реальным вещам.
По Канту, трансцендентальный реализм - это нелепая и высокомерная позиция, по сути догматическая метафизика, претендующая на знание недоступных нам вещей-в-себе.