Деятельность человека - это целенаправленное взаимодействие с окружающим миром, в процессе которого человек удовлетворяет свои потребности и интересы, достигает определенных целей.
Структура деятельности
Что входит в структуру деятельности? Это субъект, объект, цель, средства, процесс и результат.
Структура деятельности: термины
- Субъект - тот, кто осуществляет эту деятельность.
- Объект - то, на что направлена деятельность.
- Цель - идеальный, мысленно представляемый результат деятельности.
- Средства - орудия, механизмы, инструменты, при помощи которых осуществляется деятельность.
- Процесс - последовательность действий по достижению цели.
- Результат - то, что получено в итоге, продукт деятельности.
Характеристики человеческой деятельности
Для деятельности человека характерны следующие черты:
- Сознательность - человек осознанно формулирует цель и выбирает способы ее достижения.
- Активность - человек является инициатором деятельности, он сам ее организует.
- Продуктивность - в процессе деятельности создается некий продукт, имеющий потребительскую стоимость.
- Общественный характер - деятельность осуществляется в социальной среде и имеет социальную обусловленность.
- Историчность - деятельность меняется вместе с развитием общества.
Характер деятельности человека определяется мотивом и целью
Мотив и цель - это то, что побуждает человека к осуществлению деятельности и то, к чему она направлена.
Мотив отвечает на вопрос "почему?", это то, что стимулирует, побуждает человека действовать определенным образом. Мотивами могут быть различные потребности, интересы, эмоции, убеждения.
Цель - это мысленно представленный результат, на достижение которого направлена деятельность. Отвечает на вопрос "зачем?". Формулирование цели придает деятельности осмысленность и направленность.
Характер деятельности может существенно меняться в зависимости от того, какой мотив лежит в ее основе и какая цель ставится.
Типы деятельности
По характеру результата выделяют два основных типа деятельности:
- Материальная - ее результатом являются материальные блага, удовлетворяющие потребности людей. Например, производственная деятельность.
- Духовная - ее результат имеет идеальный, духовный характер. Например, научная, художественная деятельность.
Характер деятельности также классифицируется по другим основаниям - содержанию, формам, уровню развития и так далее.
Деятельность является специфически человеческой формой активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.
характер деятельности - это ее основные характеристики, определяющие специфику деятельности как процесса взаимодействия человека с миром.
Формы деятельности
Существует несколько основных, наиболее значимых для человека и общества форм деятельности:
- Трудовая деятельность
- Познавательная деятельность
- Коммуникативная деятельность
- Игровая деятельность
- Художественная деятельность
Каждая из этих форм деятельности выполняет определенные функции в жизни человека и имеет свои характерные черты, отличающие ее от других форм деятельности.
Например, игровая деятельность отличается тем, что мотив лежит в самом процессе, а не в результате. Познавательная деятельность направлена на получение новых знаний. Трудовая - на создание материальных или духовных ценностей и т.д.
Таким образом, анализируя "характер деятельности", мы можем определить ее тип, форму, структурные элементы и функции.
Развитие деятельности
Деятельность человека не является чем-то застывшим, она постоянно изменяется и совершенствуется. Можно выделить несколько уровней развития деятельности.
Стадии формирования деятельности
Первоначально деятельность складывается как отдельные разрозненные действия. Затем эти действия объединяются в цепочки, привязанные к конкретной ситуации. Далее цепочки действий перестраиваются в соответствии с представлениями о результате, формируется умение ставить и удерживать цель. И наконец, действия приобретают обобщенный характер, человек учится самостоятельно создавать способы деятельности.
Структурные и функциональные изменения
По мере развития деятельности происходят структурные изменения - усложнение ее целей, мотивов, действий и операций. Также совершенствуются выполняемые деятельностью функции - информационная, ориентировочная, регулирующая.
Переход от одной формы к другой
В процессе развития человека происходит переход от одной формы деятельности к другой. Например, игра сменяется учебной деятельностью. При этом новая деятельность формируется на основе предыдущей.
Творческая деятельность
Высшим уровнем развития деятельности является творческая деятельность. Ее характерными чертами являются:
- Направленность на создание нового, оригинального продукта;
- Нестандартность подходов и решений;
- Наличие эвристических методов.
Творческая деятельность требует таких личностных качеств, как воображение, интуиция, способность к прогнозированию. Она является наиболее совершенной и перспективной формой деятельности.
Мотивация деятельности
Эффективность деятельности во многом определяется мотивацией человека. Мотивацию можно разделить на внешнюю и внутреннюю.
К внешним мотивам относятся стимулы извне - деньги, похвала, статус и т.п. Но они не всегда обеспечивают высокую результативность.
Внутренние мотивы связаны с самим содержанием и смыслом деятельности для человека. Именно они дают максимальную отдачу и удовлетворенность.
Поэтому очень важно формировать и развивать внутреннюю мотивацию - интерес к работе, ощущение ее значимости и полезности.