Характер деятельности человека: что такое

Деятельность человека - это целенаправленное взаимодействие с окружающим миром, в процессе которого человек удовлетворяет свои потребности и интересы, достигает определенных целей.

Структура деятельности

Что входит в структуру деятельности? Это субъект, объект, цель, средства, процесс и результат.

Разнообразная группа деловых людей сидят за круглым столом, проводя интенсивное совещание

Структура деятельности: термины

  • Субъект - тот, кто осуществляет эту деятельность.
  • Объект - то, на что направлена деятельность.
  • Цель - идеальный, мысленно представляемый результат деятельности.
  • Средства - орудия, механизмы, инструменты, при помощи которых осуществляется деятельность.
  • Процесс - последовательность действий по достижению цели.
  • Результат - то, что получено в итоге, продукт деятельности.

Характеристики человеческой деятельности

Для деятельности человека характерны следующие черты:

  1. Сознательность - человек осознанно формулирует цель и выбирает способы ее достижения.
  2. Активность - человек является инициатором деятельности, он сам ее организует.
  3. Продуктивность - в процессе деятельности создается некий продукт, имеющий потребительскую стоимость.
  4. Общественный характер - деятельность осуществляется в социальной среде и имеет социальную обусловленность.
  5. Историчность - деятельность меняется вместе с развитием общества.

Характер деятельности человека определяется мотивом и целью

Мотив и цель - это то, что побуждает человека к осуществлению деятельности и то, к чему она направлена.

Мотив отвечает на вопрос "почему?", это то, что стимулирует, побуждает человека действовать определенным образом. Мотивами могут быть различные потребности, интересы, эмоции, убеждения.

Цель - это мысленно представленный результат, на достижение которого направлена деятельность. Отвечает на вопрос "зачем?". Формулирование цели придает деятельности осмысленность и направленность.

Характер деятельности может существенно меняться в зависимости от того, какой мотив лежит в ее основе и какая цель ставится.

Типы деятельности

По характеру результата выделяют два основных типа деятельности:

  1. Материальная - ее результатом являются материальные блага, удовлетворяющие потребности людей. Например, производственная деятельность.
  2. Духовная - ее результат имеет идеальный, духовный характер. Например, научная, художественная деятельность.

Характер деятельности также классифицируется по другим основаниям - содержанию, формам, уровню развития и так далее.

Деятельность является специфически человеческой формой активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

характер деятельности - это ее основные характеристики, определяющие специфику деятельности как процесса взаимодействия человека с миром.

Высокое офисное здание высится на фоне безоблачного голубого неба

Формы деятельности

Существует несколько основных, наиболее значимых для человека и общества форм деятельности:

  • Трудовая деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Коммуникативная деятельность
  • Игровая деятельность
  • Художественная деятельность

Каждая из этих форм деятельности выполняет определенные функции в жизни человека и имеет свои характерные черты, отличающие ее от других форм деятельности.

Например, игровая деятельность отличается тем, что мотив лежит в самом процессе, а не в результате. Познавательная деятельность направлена на получение новых знаний. Трудовая - на создание материальных или духовных ценностей и т.д.

Таким образом, анализируя "характер деятельности", мы можем определить ее тип, форму, структурные элементы и функции.

Развитие деятельности

Деятельность человека не является чем-то застывшим, она постоянно изменяется и совершенствуется. Можно выделить несколько уровней развития деятельности.

Стадии формирования деятельности

Первоначально деятельность складывается как отдельные разрозненные действия. Затем эти действия объединяются в цепочки, привязанные к конкретной ситуации. Далее цепочки действий перестраиваются в соответствии с представлениями о результате, формируется умение ставить и удерживать цель. И наконец, действия приобретают обобщенный характер, человек учится самостоятельно создавать способы деятельности.

Структурные и функциональные изменения

По мере развития деятельности происходят структурные изменения - усложнение ее целей, мотивов, действий и операций. Также совершенствуются выполняемые деятельностью функции - информационная, ориентировочная, регулирующая.

Переход от одной формы к другой

В процессе развития человека происходит переход от одной формы деятельности к другой. Например, игра сменяется учебной деятельностью. При этом новая деятельность формируется на основе предыдущей.

Творческая деятельность

Высшим уровнем развития деятельности является творческая деятельность. Ее характерными чертами являются:

  • Направленность на создание нового, оригинального продукта;
  • Нестандартность подходов и решений;
  • Наличие эвристических методов.

Творческая деятельность требует таких личностных качеств, как воображение, интуиция, способность к прогнозированию. Она является наиболее совершенной и перспективной формой деятельности.

Мотивация деятельности

Эффективность деятельности во многом определяется мотивацией человека. Мотивацию можно разделить на внешнюю и внутреннюю.

К внешним мотивам относятся стимулы извне - деньги, похвала, статус и т.п. Но они не всегда обеспечивают высокую результативность.

Внутренние мотивы связаны с самим содержанием и смыслом деятельности для человека. Именно они дают максимальную отдачу и удовлетворенность.

Поэтому очень важно формировать и развивать внутреннюю мотивацию - интерес к работе, ощущение ее значимости и полезности.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.