Как прозвонить диодный мост: проверка мультиметром шаг за шагом

Диодный мост - важный элемент многих электроприборов. От его исправности зависит стабильная работа техники. В этой статье мы разберем, как самостоятельно проверить диодный мост с помощью мультиметра.

Что такое диодный мост и зачем его проверять

Диодный мост предназначен для преобразования переменного напряжения в постоянное. Он широко используется в бытовых приборах, работающих от сети 220В. Например, в телевизорах, микроволновках, стиральных машинах и т.д. Также диодные мосты устанавливаются в автомобильных генераторах для зарядки аккумулятора и питания бортовой сети.

Со временем диоды могут выйти из строя - пробиться или перегореть. Это приводит к нарушению работы всего устройства. Поэтому важно периодически проверять исправность диодного моста, чтобы вовремя обнаружить и устранить неполадки.

Подготовка к проверке диодного моста мультиметром

Перед началом диагностики нужно подготовить прибор и рабочее место:

  1. Возьмите цифровой мультиметр. Желательно с функцией проверки диодов.
  2. Обесточьте устройство, отключив его от сети.
  3. Установите мультиметр в нужный режим. Чаще всего используется режим прозвонки или проверки диодов.

Теперь можно приступать к диагностике диодного моста.

Портрет автомеханика, тестирующего диодный мост генератора в гараже

Пошаговая инструкция проверки диодов моста мультиметром

Для проверки понадобятся два щупа мультиметра. Один подключите к гнезду COM, второй - к гнезду с обозначением диода (обычно VΩHz).

  1. Приложите отрицательный щуп к минусовому выводу диодного моста.
  2. Прикоснитесь положительным щупом поочередно к каждому из выводов переменного напряжения.

На дисплее мультиметра должно отобразиться прямое падение напряжения на диоде - обычно 0,5-0,8 В. Это свидетельствует об исправности данного диода.

Проверка в обратном направлении

Далее поменяйте полярность подключения щупов. Приложите положительный щуп к минусовому выводу моста. Прикоснитесь отрицательным щупом поочередно к точкам подключения переменного напряжения.

Теперь показания мультиметра должны резко возрасти, порядка одного мегаома. Это значит, что в обратном направлении диоды заперты, как и должно быть.

Полная процедура прозвона всех диодов

Чтобы полностью прозвонить весь диодный мост, выполните последовательно следующие операции:

  1. Приложите "-" к плюсу моста, а "+" поочередно к переменным выводам. Замерьте падение напряжения.
  2. Поменяйте полярность. К плюсу моста "+" щуп, к переменным выводам "-". Мультиметр должен показать высокое сопротивление.
  3. Переложите "-" к минусу моста, а "+" к переменным выводам. Снова измерьте падение напряжения.
  4. Поменяйте щупы. К минусу моста "+" щуп, к переменным "-" щуп. Мультиметр должен показать бесконечно большое сопротивление.

Такая полная процедура позволит выявить абсолютно все неисправные диоды в мосту.

Критерии исправного и неисправного диодного моста

По результатам измерений можно сделать вывод о состоянии диодов.

Признаки исправного диода:

  • Падение напряжения в прямом направлении 0,5-0,8 В
  • Высокое сопротивление в обратном направлении (отсутствие тока)

Признаки неисправного диода:

  • Нулевое или очень низкое падение напряжения в обоих направлениях - короткое замыкание
  • Бесконечно большое сопротивление в обоих направлениях - обрыв

Обратите внимание, что показатели на всех диодах моста должны быть примерно одинаковыми. Если у одного диода значительное отклонение от других, скорее всего, он неисправен.

Мастерская по ремонту электроники с мультиметром и диодным мостом на рабочем столе

Особенности прозвона диодного моста генератора

Рассмотрим специфику диагностики диодного моста генератора автомобиля или другого транспортного средства.

Подготовка генератора к проверке:

  1. Демонтируйте генератор из автомобиля
  2. Разберите его и достаньте диодную плату
  3. Очистите плату от загрязнений и просушите

После подготовки можно приступать к непосредственной диагностике диодов с помощью мультиметра.

Особенности прозвона диодов генератора

При проверке диодов генератора учитывайте следующие нюансы:

  • На плате может быть несколько групп диодов: основные и дополнительные
  • У силовых диодов падение напряжения выше, чем у обычных - до 1,5 В
  • Сопротивление в прямом направлении у всех диодов должно быть примерно одинаковым
  • Тестирование лучше проводить по группам диодов, а не каждого в отдельности

Рассмотрим конкретный пример проверки диодного моста генератора автомобиля ВАЗ с помощью мультиметра.

Подготовка генератора ВАЗ к тестированию:

  1. Снять генератор с автомобиля
  2. Отсоединить все провода от клемм
  3. Демонтировать диодную плату
  4. Очистить от загрязнений и просушить

Приступаем к пошаговой проверке диодов мультиметром:

  1. Установите прибор в режим проверки диодов
  2. Прикладывайте щупы поочередно к пластинам и выводам диодов
  3. Фиксируйте показания в прямом и обратном направлении

Для полной диагностики выполните следующие операции:

  • Прозвоните основную и дополнительную группы диодов
  • Проверьте как силовые, так и вспомогательные диоды
  • Сравните показатели разных диодов - они должны быть близки
  • Обнаруженные неисправности зафиксируйте

Типовые неисправности диодных мостов

Рассмотрим наиболее распространенные поломки диодных мостов и способы их устранения.

Пробитые диоды

Это одна из частых неисправностей. Пробитые диоды легко определить при прозвоне - они проводят ток в обоих направлениях.

Для устранения проблемы потребуется замена неисправных диодов на новые, такой же мощности.

Обрыв диодов

При этой неисправности диоды не пропускают ток ни в одном направлении. Причина - механическое повреждение или большой перегрев.

Если обрыв локальный, то диод можно заменить. Если же вышла из строя вся плата целиком, то проще установить новый диодный мост.

Профилактика диодных мостов от поломок

Чтобы продлить срок службы диодного моста, рекомендуется:

  • Периодически прозванивать диоды и проверять исправность
  • Следить за температурным режимом, не допускать перегрева
  • При возможности устанавливать радиаторы охлаждения
  • Использовать диоды повышенного качества и надежности

Часто задаваемые вопросы по прозвону диодных мостов

Рассмотрим ответы на наиболее популярные вопросы по данной теме.

  • Можно ли прозвонить диодный мост без демонтажа? Да, прозвон диодов возможен без выпаивания моста из платы. Главное - отключить электропитание устройства и отсоединить все внешние провода от моста перед проверкой.
  • Сколько должно быть падение напряжения на исправном диоде? В прямом включении на диоде должно быть падение порядка 0,5-0,8 В. В обратном направлении сопротивление очень высокое.
  • Можно ли прозвонить диодный мост обычной лампой? Да, для базовой диагностики подойдет лампа на 12 вольт. Однако это менее точный способ, чем измерения мультиметром.
Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.