Что такое кластер в литературе: правила составления и этапы его создания

Кластер в литературе - это способ систематизации материала, позволяющий глубже раскрыть тему или произведение. С помощью кластера можно показать различные аспекты, трактовки, ассоциации, связанные с анализируемым объектом. Он представляет собой схему, которая отражает логические связи ключевых понятий темы или произведения.

Что такое кластер в литературе

Кластер (от английского cluster - скопление) в литературе представляет собой выражение сути темы или проблемы. Это способ визуализации информации, позволяющий представить множество идей, сгруппированных по определенному признаку. Кластер имеет овальную или круглую структуру с исходящими от центра ответвлениями.

В центре кластера располагается ключевое понятие или идея. От него отходят ветви с ассоциациями, характеристиками, примерами и прочими связанными элементами. Это позволяет наглядно показать многообразие смыслов и интерпретаций.

Подросток девушка сосредоточенно составляет интеллект карту в тетради

Пример кластера по литературе

Рассмотрим пример кластера на тему поэмы А.С. Пушкина "Медный всадник". В центре располагается название произведения. Далее идут ветви:

  • Главные герои Евгений Петр I
  • Основные темы Человек и история Человек и стихия Маленький человек
  • Композиция Контраст героев Кольцевая композиция

Такой кластер позволяет систематизировать различные аспекты поэмы для дальнейшего анализа.

Как составить кластер по литературе

  1. Выбрать объект анализа (произведение, тема, проблема, образ и т.д.)
  2. Определить ключевое понятие и поместить его в центр
  3. Выделить основные смысловые блоки, связанные с объектом анализа
  4. Расположить блоки вокруг центра и соединить их стрелками или линиями
  5. Добавить в каждый блок элементы, его раскрывающие и конкретизирующие
  6. При необходимости установить связи между элементами разных блоков
  7. Проанализировать получившуюся структуру, дополнить недостающими деталями

При составлении кластера важно включить разнообразные аспекты темы, показать ее многогранность, чтобы получить целостное видение объекта анализа.

Учитель указывает на большую интеллект карту на доске в классе

Как делать кластер по литературе

Чтобы сделать качественный кластер по литературе, следует:

  • Тщательно проработать материал, собрать разнообразную информацию по теме
  • Выявить и четко сформулировать ключевую идею или проблему
  • Определить основные смысловые блоки, логично структурировать материал
  • От каждого блока отходит не менее трех элементов для более детального раскрытия темы
  • Обеспечить связность кластера, взаимодополняемость его частей
  • Грамотно оформить кластер, сделать его наглядным и читабельным
  • Проанализировать получившуюся структуру, при необходимости внести корректировки

Для наглядности можно использовать различные графические элементы, цвет, выделяя главное. Хороший кластер раскрывает тему с разных сторон.

Что такое кластер в литературе 5 класс

В 5 классе на уроках литературы ученики начинают знакомство с таким понятием, как кластер. Кластер представляет собой графическое выражение темы или идеи произведения. Это визуальная модель, показывающая различные аспекты анализируемого объекта.

С помощью кластера пятиклассники учатся выделять главное и систематизировать свои знания по теме. Например, кластер может включать основную идею произведения, сюжет, персонажей, языковые средства и другие элементы композиции. Такой способ наглядного представления информации помогает глубже разобраться в материале.

По мере формирования аналитических навыков, кластеры, создаваемые на уроках литературы в 5 классе, становятся все более детализированными и качественными. Это развивает умение выделять главное, структурировать информацию, видеть взаимосвязи между элементами произведения.

Применение кластеров на уроках литературы

Кластеры широко используются на разных этапах уроков литературы. Они помогают ученикам актуализировать имеющиеся знания по теме, выдвигать гипотезы, структурировать материал. Например, в начале урока ученики могут составить кластер для выявления ассоциаций, связанных с произведением.

На этапе изучения материала кластеры визуализируют информацию, показывают логические связи между элементами текста. А на заключительном этапе ученики обобщают знания, дополняя и развивая кластер.

Кластер в литературе - это графический способ представления и систематизации информации, связанной с художественным произведением. Кластер позволяет наглядно показать различные аспекты произведения, выявить взаимосвязи между героями, событиями, художественными приемами и другими значимыми компонентами текста.

Как использовать кластер на уроке литературы

Составление кластеров - эффективный метод активизации познавательной деятельности школьников. Ученики учатся анализировать текст, выявлять главное и второстепенное, структурировать материал.

На уроке литературы можно использовать кластеры:

  • Для систематизации знаний о писателе, литературном направлении;
  • Для анализа произведения: тематика, проблематика, художественные образы, особенности композиции и т.д.;
  • Для подготовки к сочинениям, устному высказыванию;
  • Для обобщения и систематизации изученного материала.

Такой наглядный и структурированный вид информации облегчает ее усвоение.

Кластер - это один из эффективных графических способов структурирования информации, широко используемый на уроках литературы. Он представляет собой схему, которая отражает логические связи ключевых понятий темы или произведения.

Благодаря наглядному изображению ассоциативных связей между различными литературными явлениями, понятиями, персонажами, темами кластер позволяет глубже осмыслить материал, проанализировать его, запомнить.

Требования к оформлению кластера по литературе

При создании кластера по литературе следует придерживаться ряда требований, чтобы он был информативным и понятным:

  • Лаконичность и четкость формулировок
  • Грамотное использование литературоведческих терминов
  • Наличие смысловых связей между элементами
  • Структурированность информации, ее иерархичность
  • Наглядность, акцентирование важных элементов цветом, размером

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.