Что на самом деле представляет собой вера в Бога - иллюзия, самообман или реальная опора для души человека в трудные времена? Давайте разберемся.
Определение веры в Бога
Вера в Бога, согласно православному учению, - это всецелый ответ души христианина на действие благодати Божией и Его Откровение о Себе. Она проявляется в доверии Богу и верности Ему. Как сказал Господь Иисус Христос:
"Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет"
(Мк. 16:16).
Итак, вера в Бога - это ответ человеческой души на призыв Божественной благодати, выражающийся в доверии и верности Творцу.
Зачем нужна вера в Бога?
Вера в Бога необходима человеку прежде всего для спасения души и обретения вечной жизни. Как сказано в Послании к Евреям:
"Без веры угодить Богу невозможно" (евр. 11:6)
.
Кроме того, вера в Бога придает смысл жизни человека, помогает переносить невзгоды, обретать мир и радость в Духе Святом. Пример такой веры показали многие православные святые, на деле доказавшие, что вера в Бога - не иллюзия, а реальная опора в жизни.
Как проявляется вера?
Вера в Бога проявляется:
- В молитве
- В участии в церковных Таинствах
- В исполнении евангельских заповедей
- В защите Православной веры
- В исповедании веры словами
То есть вера - это не только внутреннее состояние, но и внешние действия, подтверждающие наличие этого духовного состояния. Как сказал апостол Иаков:
"Вера без дел мертва" (Иак.":26)
Можно ли просто верить в душе?
Христианская вера предполагает не только внутреннее состояние души, но и внешнее исповедание этой веры. Как говорит апостол Павел:
"Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению" (Рим. 10:10)
Поэтому для спасения недостаточно просто верить в Бога в сердце, необходимо также исповедовать Его словами и делами.
Однако открыто исповедовать христианскую веру в гонимые времена было непросто и опасно для жизни. Поэтому были и исключения, когда вера в сердце восполняла недостаток внешнего исповедания из-за угрозы преследований.
Как укрепить веру?
Для укрепления веры в Бога святые отцы советуют:
- Чаще посещать богослужения в храме
- Читать и размышлять над Священным Писанием и творениями святых отцов
- Искать советы у опытных христиан
- Молиться и просить Бога об укреплении веры
- Регулярно исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн
- Избегать общения с людьми, творящими зло, чтобы не возбуждать в себе греховных страстей
Как видно, вера в Бога требует постоянных духовных усилий для своего возрастания. Не случайно преподобный Силуан Афонский говорил:
"Каждый из нас может рассуждать о Боге настолько, насколько познал благодати Святого Духа"
.
Наименование | Количество |
что такое вера в бога | 4 |
вера в бога это | 1 |
Во что верят православные?
Православные христиане веруют в Бога Троицу - Отца, Сына и Святого Духа. Как сказал Господь Иисус Христос:
"Крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф. 28:19)
.
Хотя тайна Троицы непостижима для человеческого разума, православная вера учит, что Бог един по существу, но троичен в Лицах. Отец, Сын и Дух Святой - Три Ипостаси Единого Божества.
Кто такой Иисус Христос и почему Его называют Спасителем?
Иисус Христос в православном богословии почитается Спасителем человечества. Через Его воплощение, жизнь, учение, крестные страдания, смерть и воскресение людям даруется спасение от рабства греху и возможность вечной блаженной жизни с Богом.
Поскольку первородный грех привел человеческую природу к смерти и тлению, своими силами люди не могли преодолеть эту порчу. Нужен был безгрешный Богочеловек Иисус Христос, в Своем Лице восстановивший падшее естество Адама и открывший путь ко спасению для всего человеческого рода.
Что такое благодать и как она действует?
Благодать - это Божественная сила, ниспосылаемая человеку для его спасения и обожения. Святые отцы говорят, что благодать являет человеку Самого Бога, сообщая Его энергию и жизнь.
Благодать действует в синергии (сотрудничестве) с волей человека. Она освящает, преображает человеческую природу, но без ответного усилия с его стороны это невозможно. Как учил прп. Силуан:
"Без благодати ум наш не может познавать Бога"
.
Что такое зло и откуда оно взялось?
Зло не является какой-то самостоятельной сущностью или равной Богу силой. По учению Церкви, зло есть извращение и отсутствие добра, которое появляется там, где созданные Богом существа уклоняются от Промысла Творца.
Так произошло изначальное падение части ангелов, а затем и грехопадение первых людей, последствия которого сказываются на всем человечестве. Свобода выбора, данная Богом разумным творениям, была ими использована вопреки изначальному замыслу Творца, что и послужило источником появления зла в мире.
Почему Бог допускает страдания?
Согласно православному учению, страдания и смерть вошли в человеческий род после того, как прародители Адам и Ева согрешили, ослушавшись заповеди Творца. Этот первородный грех, как болезнь, передался всем их потомкам.
Вместе с тем страдания, по слову святых отцов, призваны пресекать рост греха в мире и вразумлять людей. А для кающихся грешников скорби служат очистительным средством, помогающим обрести спасение. Поэтому попуская страдания падшего человечества, Бог преследует цель его духовного восстановления и спасения.
За что Бог наказывает вечными муками?
Согласно церковному учению, вечные мучения в аду являются следствием окончательного и бесповоротного отвержения человеком Божественной любви и благодати. Это свободный выбор самого человека, за который он и несет ответственность в вечности.
Как отмечал святитель Феофан Затворник, если грешники и после смерти не желают раскаиваться и изменяться к лучшему, то они сами отвергают милость Божию и остаются во тьме своих страстей, что и есть ад. Таким образом, адского огня и мучений в вечности избежали бы все, если бы люди стремились к покаянию и очищению от грехов при земной жизни.
Почему Бог не делает всех людей добрыми?
Бог наделил человека свободой выбора и не хочет его спасать насильно, потому что в таком случае добродетель потеряла бы нравственную ценность. Как отмечал прп. Макарий Великий:
"Богу не угодно вынужденное добро"
.
Добровольное следование заповедям, любовь и вера имеют смысл только тогда, когда являются плодом свободного выбора человека, а не результатом принуждения. Поэтому Господь по Своему Промыслу попускает людям возможность выбирать между добром и злом, даже если некоторые и злоупотребляют Своей свободой.
Почему рождаются больные дети и инвалиды?
Согласно православному вероучению, что такое вера бога в православии - все люди, включая детей-инвалидов, равноценны и дороги Богу. Господь желает спасения каждой человеческой душе и направляет судьбы людей ко благу, хотя Его Промысел не всегда понятен нам в земной жизни.
Болезни могут посланы для вразумления и очищения людей. Ухаживая за страждущим ребенком, сердца родных и близких смягчаются, они учатся состраданию, терпению и любви. А перенося недуг с верой и терпением, такие дети могут достичь высокой святости.
Какова роль Церкви в сохранении веры?
Православная Церковь является хранительницей истинной веры в Бога, переданной через апостольское преемство от самого Иисуса Христа. Церковные Таинства, проповедь Евангелия, наставления святых отцов - все это помогает верующим людям понять, что значит верить бога, утвердиться в вере и спастись.
Важнейшая роль в передаче и сохранении Православия принадлежит монашествующим. Иноческий образ жизни полностью посвящен служению Богу, аскетическим подвигам, молитве и достижению христианского совершенства. Из поколения в поколение обители передают веру, освящая этим окружающий мир.
Может ли вера колебаться и ослабевать?
Даже у самых ревностных христиан бывают периоды колебаний и сомнений в вере. Это происходит под воздействием житейских невзгод, духовной брани, ослабления бдительности. Как отмечали подвижники, в этом сказываются козни врага рода человеческого - диавола, пытающегося посеять неверие в душах.
Однако, если человек прилагает усилия к восстановлению утраченной ревности: усердно молится, чаще бывает в храме, творит добрые дела, то с Божией помощью он может вернуть былую силу веры. Главное в такие времена - не отчаиваться и не оставлять духовной борьбы за спасение души.
Как вера в Бога меняет жизнь человека?
Искренняя христианская вера коренным образом преображает всю жизнь человека - его мировоззрение, ценности, поведение, отношения с ближними. Верующий ощущает стремление исполнять заповеди Божии, хранить чистоту помыслов, совершать добрые дела. Он обретает высшую цель - Царство Небесное и жизнь вечную.
Меняется отношение человека и к внешним обстоятельствам жизни: скорбям, болезням, утратам. Все это воспринимается как воля Божия, имеющая духовный смысл. Главным для верующего становится спасение бессмертной души. И эта внутренняя перемена от раза преображает всю человеческую жизнь.
Могут ли наука и вера сосуществовать в сознании человека?
Христианство не противоречит подлинным научным знаниям, основанным на фактах и логических рассуждениях. Ведь и та, и другая сфера имеют общий Источник - Бога, Творца всего сущего. Поэтому вера в Бога и наука вполне могут соседствовать в сознании вдумчивого, образованного человека.
Каково отношение Церкви к науке?
Православная Церковь не отвергает подлинные научные исследования и открытия, расширяющие представления человека о мироздании. Однако она выступает против попыток некоторых ученых ставить науку выше веры и объявлять ее единственным критерием истины.
Опасность сциентизма
Такое мировоззрение, превозносящее достижения науки и отрицающее духовную реальность, получило название сциентизма. С точки зрения Церкви, это заблуждение, поскольку наука лишь постепенно познает материальный мир, но не способна исследовать область духовную.
Вера и знание
В отличие от сциентизма, Православие различает сферы веры и научного знания. Если наука оперирует фактами, логикой и экспериментами, то вера имеет дело с высшей духовной реальностью, постигаемой иным путем - через Откровение Божие и опыт святых.
Единый Источник истины
Хотя пути веры и науки различны, но, будучи правильно понимаемыми, они не могут противоречить друг другу, так как имеют общий первоисточник - Бога, Творца всего сущего. Поэтому Церковь призывает к разумному диалогу между учеными и богословами.
Менялась ли за века православная вера?
За две тысячи лет христианства Православная Церковь сохранила верность изначальному учению Христа, в отличие от многих других конфессий. В Богооткровенных истинах за этот период не появилось никаких новшеств или исправлений.
Раскол и новые ереси
Раскол в Русской православной церкви произошел в 17 веке, а начался он в Москве в 1650 годах. Он имеет тесную связь с реформами, проводимыми патриархом Никоном. Реформы были направлены на то, чтобы внести в богослужебные книги, печатавшиеся в Москве, и в часть обрядов изменения. Цель этих изменений – унификация с греческими канонами.
После отстранения Никона от патриаршества церковные реформы не были прекращены. В 1666 году церковным собором были утверждены новые обряды и изданы новые книги.
Они вменялись в качестве образцов всей православной церкви на Руси. По решению того же собора приверженцы старой веры были отлучены от церкви и приравнены к еретикам.
Однако начиная с 1800 года употребление старых обрядов стало в той или иной мере допускаться Святейшим Синодом. В 1971 году состоялся поместный собор с целью избрания патриарха. На нем был рассмотрен вопрос о старообрядцах и принято следующее решение.
Было утверждено постановление Синода 1929 года, касающееся признания старых русских обрядов наравне с новыми. В 1974-м году аналогичное решение было принято и Русской православной церковью за рубежом. Но несмотря на это, молитвенное общение между какой бы то ни было масштабной церковной юрисдикцией старообрядцев и новообрядцев возобновлено не было.
В наше время иногда появлялись ереси - ложные учения, отрицавшие те или иные догматы Православия. Для защиты Предания Церковь вынуждена была давать всестороннее обоснование истин веры на Вселенских Соборах.