Эпикуреизм в философии зародился в Древней Греции в 4 веке до н.э. Его основоположником стал древнегреческий философ Эпикур, который основал свою школу в 306 году до н.э. в Афинах. Школа располагалась в саду, отсюда и название — "Сад".
Основные принципы эпикуреизма в философии
Эпикуреизм в философии это учение, провозглашающее главной целью человека достижение счастья и удовольствия. При этом под удовольствием подразумевается прежде всего душевный покой (атараксия).
Основные принципы эпикуреизма в философии:
- Материализм. Все состоит из атомов, движущихся в пустоте.
- Сенсуализм. Источником знаний являются ощущения.
- Атеизм. Боги существуют, но не принимают участия в жизни людей.
- Этика. Цель жизни - достижение удовольствия (атараксии).
История эпикуреизма в философии
После смерти Эпикура в 270 году до н.э. его учение продолжали развивать последователи. Выделяют несколько периодов в истории эпикуреизма:
- Ранний Сад (4 век до н.э.) — школа при жизни Эпикура.
- Средний Сад (3-1 века до н.э.) — развитие эпикуреизма в эллинистический период.
- Поздний Сад (1 век до н.э. - 3 век н.э.) — распространение эпикуреизма в Древнем Риме.
Наибольшего расцвета школа эпикурейцев достигла в 1 веке до н.э. в Древнем Риме. Эпикурейская этика повлияла на мировоззрение многих выдающихся деятелей того времени, таких как поэты Вергилий и Гораций, политик Цицерон.
Однако постепенно эпикуреизм в философии стал вырождаться в вульгарный гедонизм. Христианские мыслители подвергли резкой критике "безнравственное" учение Эпикура. К 3 веку н.э. школа прекратила свое существование.
Значение эпикуреизма в философии
Несмотря на упадок, эпикуреизм в философии оказал большое влияние на последующую европейскую мысль. Основные идеи Эпикура были восприняты в эпоху Возрождения и Просвещения.
Важнейшие вклады эпикуреизма в философии:
- Развитие атомистической теории строения материи.
- Сенсуалистская гносеология, вдохновившая эмпириков Нового времени.
- Эвдемонистическая этика, провозгласившая стремление к счастью естественным правом человека.
Материалистическое понимание души, отрицание загробной жизни и фатализма также вошло в интеллектуальный багаж европейской цивилизации.
Таким образом, эпикуреизм в философии, несмотря на критику и забвение, реализовал ряд прогрессивных идей, повлиявших на ход дальнейшего развития философской мысли.
Критика эпикуреизма в философии
Несмотря на прогрессивность некоторых идей, эпикуреизм в философии подвергался критике уже со стороны античных мыслителей. Основные претензии сводились к обвинениям в всепоглощающем гедонизме и аморализме.
Так, Платон обвинял Эпикура в проповеди чревоугодия и чувственных удовольствий. Аристотель считал, что эпикурейская этика разрушает дружбу и гражданские добродетели. Стоики называли последователей Эпикура "свиньями из стада Эпикура", имея в виду их скотский образ жизни.
Распространение эпикуреизма
В период эллинизма эпикуреизм получил широкое распространение по всему Средиземноморью. Крупные общины эпикурейцев существовали в Александрии, Родосе, Антиохии.
Особую популярность школа приобрела в Риме в 1 веке до н.э. Среди известных представителей римского эпикуреизма - поэты Тит Лукреций Кар, Вергилий, Гораций, политики Цицерон и Кассий.
Эпикурейская физика и каноника
В физике эпикурейцы развивали атомистическое учение Демокрита. Они считали, что мир состоит из движущихся в пустоте атомов, которые отклоняются от прямолинейных траекторий.
В гносеологии Эпикур утверждал, что истинные знания дают только ощущения. Разум лишь обобщает данные чувственного опыта.
Этика Эпикура
Центральным понятием эпикурейской этики была атараксия - состояние безмятежности и отсутствия душевных тревог. Эпикур считал, что атараксию обеспечивают умеренность в удовольствиях и освобождение от предрассудков.
Теология эпикурейцев
В религиозных вопросах эпикурейцы придерживались деистических воззрений. Они признавали существование богов, но отрицали их участие в делах мира и человека. По Эпикуру, боги обитают далеко за пределами нашей вселенной в состоянии вечного блаженства.
Влияние эпикуреизма на европейскую философию
Несмотря на забвение античного эпикуреизма в Средние века, многие его идеи были воскрешены в эпоху Возрождения. Философы-гуманисты, такие как Лоренцо Валла, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, с восхищением отзывались об Эпикуре.
Определенное влияние эпикурейская физика оказала на формирование механистической картины мира в Новое время. Последователем атомистических идей Эпикура был французский философ-материалист XVII века Пьер Гассенди.
Эпикуреизм и европейская культура
Эпикурейские мотивы нашли отражение в произведениях европейских писателей, художников, композиторов нового времени. Идеал мудреца, обретшего душевный покой вдали от суеты, вдохновлял творчество Эразма Роттердамского, Томаса Мора, Джона Мильтона.
В живописи на эпикурейские сюжеты писали картины Себастьяно Риччи, Франсиско Гойя, Томас Коул. В музыке - композиторы Георг Фридрих Гендель, Иоганн Себастьян Бах.
Эпикуреизм и русская философия
Идеи Эпикура проникают в Россию в XVIII веке через произведения западноевропейских просветителей. Под влиянием эпикурейской этики находились русские мыслители А.Н. Радищев, П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен.
В XIX веке эпикурейские мотивы философии наслаждения появляются в произведениях Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, испытавших влияние западноевропейской культуры.
Современное значение эпикуреизма
В XX веке интерес к Эпикуру проявляли такие мыслители, как Б. Рассел, К. Маркс, Ф. Ницше. Современные исследователи отмечают рационализм и гуманизм эпикурейского учения, его ориентацию на интересы и потребности реального человека.
Таким образом, несмотря на все исторические перипетии, эпикуреизм в философии остается интересной и животрепещущей концепцией, сохраняющей многие непреходящие гуманистические ценности.
Эпикуреизм и христианство
На протяжении всей истории христианство вело ожесточенную борьбу с эпикурейским учением. Христианские богословы обвиняли Эпикура в растлении нравов, отрицании бессмертия души и божественного провидения.
Уже апостол Павел в своих проповедях полемизировал с эпикурейцами в Афинах. Отцы церкви Иустин, Климент Александрийский, Ориген резко критиковали эпикуреизм как учение атеистическое и губительное.
Эпикуреизм и инквизиция
В Средние века за увлечение идеями Эпикура инквизиция жестоко преследовала многих мыслителей. Были сожжены на кострах Бернардино Окино, Джордано Бруно, Лучилио Ванини, обвиненные в ереси и безбожии за пропаганду эпикурейства.
Критика эпикуреизма рационалистами
Новое время ознаменовалось критикой эпикурейского сенсуализма со стороны рационалистов. Декарт, Спиноза, Лейбниц указывали на ограниченность ощущений как источника достоверных знаний о мире. Они отстаивали приоритет разума в процессе познания.
Эпикуреизм и немецкая классическая философия
Немецкие классики относились к эпикуреизму двойственно. С одной стороны, они критиковали этику Эпикура за гедонизм и отсутствие категорического императива. С другой стороны, признавали рационализм и атеизм эпикурейцев как шаг вперед по сравнению с господствовавшей религиозной метафизикой.
Эпикуреизм в современных дискуссиях
Многие положения эпикурейской физики и этики до сих пор вызывают споры среди философов и ученых. Дискутируются вопросы о природе удовольствия, его взаимосвязи с высшим благом и смыслом жизни человека. Продолжается полемика сторонников сенсуализма и рационализма в теории познания.