Формирующий эксперимент - что это: метод психологического исследования

Формирующий эксперимент это особый метод психологического исследования, при котором исследователь целенаправленно организует процесс обучения и воспитания испытуемого, чтобы вызвать заранее заданные изменения в его психике.

Лаборатория университета

Сущность формирующего эксперимента

Формирующий эксперимент это метод, позволяющий не просто констатировать наличие тех или иных психологических качеств, но и активно формировать нужные свойства психики в процессе специально организованного воздействия. Формирующий эксперимент нацелен в первую очередь на выявление причинно-следственных связей и закономерностей развития тех или иных психических явлений.

В отличие от метода поперечных срезов и лонгитюдного метода, ориентированных на фиксацию уже имеющихся фактов и тенденций, формирующий эксперимент позволяет моделировать сам процесс развития интересующего исследователя психологического феномена.

Портрет ученого, проводящего эксперимент над студентом

История возникновения

Появление формирующего эксперимента как метода психологического исследования связано с именем выдающегося советского психолога Льва Семеновича Выготского. Именно Выготский впервые предложил идею экспериментально-генетического метода, суть которого заключалась в моделировании процесса психического развития в условиях специально организованного обучающего эксперимента.

Цель такого эксперимента - изучить факторы и закономерности формирования тех или иных новообразований в психике человека. При этом ставится задача как можно точнее спрогнозировать ход и результаты формирующего воздействия, чтобы получить заранее заданные показатели.

Области применения формирующего эксперимента

Формирующий эксперимент широко используется в различных отраслях психологической науки и практики:

  • Возрастная психология (исследование условий и динамики психического развития на разных этапах онтогенеза);
  • Педагогическая психология (оптимизация обучения, разработка эффективных методик преподавания);
  • Социальная психология (изучение закономерностей социализации личности);
  • Медицинская психология (развитие компенсаторных механизмов при различных заболеваниях);
  • Спортивная психология (формирование необходимых психофизиологических качеств);
  • Психология труда (подготовка кадров, повышение квалификации);
  • Психология рекламы (выработка устойчивых стереотипов восприятия)

Пример формирующего эксперимента в психологии проведения можно продемонстрировать на классическом исследовании развития произвольного внимания у детей под руководством Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева. В ходе этого эксперимента у детей целенаправленно формировалась способность к произвольной концентрации внимания на определенных объектах, что позволило проследить механизмы становления этой важной психической функции.

Этапы формирующего эксперимента

Любой полноценный формирующий эксперимент включает следующие обязательные этапы:

  1. Констатирующий этап: первоначальная диагностика уровня развития интересующих исследователя качеств, выявление исходных "стартовых" возможностей испытуемых.
  2. Формирующий этап: реализация специально разработанной методики, направленной на активное формирование заданных свойств психики.
  3. Контрольный этап: повторная диагностика для оценки эффективности проведенного воздействия, выявление достигнутой динамики изменений.

Сравнивая результаты констатирующего и контрольного срезов, исследователь может сделать обоснованный вывод о результативности примененного метода формирующего воздействия.

Достоинства и ограничения

Главное достоинство формирующего эксперимента это возможность проследить реальную динамику интересующего исследователя процесса, в отличие от констатации уже свершившихся фактов. Кроме того, формирующий эксперимент позволяет выявить причинно-следственные связи и закономерности изучаемого явления.

Вместе с тем, этот метод имеет и определенные ограничения. В частности, существуют этические ограничения при проведении подобных экспериментов с участием людей. Недопустимо формирование социально-опасных и деструктивных качеств личности. Кроме того, формирующий эксперимент требует больших временных и организационных затрат.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.