Формирующий эксперимент это особый метод психологического исследования, при котором исследователь целенаправленно организует процесс обучения и воспитания испытуемого, чтобы вызвать заранее заданные изменения в его психике.
Сущность формирующего эксперимента
Формирующий эксперимент это метод, позволяющий не просто констатировать наличие тех или иных психологических качеств, но и активно формировать нужные свойства психики в процессе специально организованного воздействия. Формирующий эксперимент нацелен в первую очередь на выявление причинно-следственных связей и закономерностей развития тех или иных психических явлений.
В отличие от метода поперечных срезов и лонгитюдного метода, ориентированных на фиксацию уже имеющихся фактов и тенденций, формирующий эксперимент позволяет моделировать сам процесс развития интересующего исследователя психологического феномена.
История возникновения
Появление формирующего эксперимента как метода психологического исследования связано с именем выдающегося советского психолога Льва Семеновича Выготского. Именно Выготский впервые предложил идею экспериментально-генетического метода, суть которого заключалась в моделировании процесса психического развития в условиях специально организованного обучающего эксперимента.
Цель такого эксперимента - изучить факторы и закономерности формирования тех или иных новообразований в психике человека. При этом ставится задача как можно точнее спрогнозировать ход и результаты формирующего воздействия, чтобы получить заранее заданные показатели.
Области применения формирующего эксперимента
Формирующий эксперимент широко используется в различных отраслях психологической науки и практики:
- Возрастная психология (исследование условий и динамики психического развития на разных этапах онтогенеза);
- Педагогическая психология (оптимизация обучения, разработка эффективных методик преподавания);
- Социальная психология (изучение закономерностей социализации личности);
- Медицинская психология (развитие компенсаторных механизмов при различных заболеваниях);
- Спортивная психология (формирование необходимых психофизиологических качеств);
- Психология труда (подготовка кадров, повышение квалификации);
- Психология рекламы (выработка устойчивых стереотипов восприятия)
Пример формирующего эксперимента в психологии проведения можно продемонстрировать на классическом исследовании развития произвольного внимания у детей под руководством Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева. В ходе этого эксперимента у детей целенаправленно формировалась способность к произвольной концентрации внимания на определенных объектах, что позволило проследить механизмы становления этой важной психической функции.
Этапы формирующего эксперимента
Любой полноценный формирующий эксперимент включает следующие обязательные этапы:
- Констатирующий этап: первоначальная диагностика уровня развития интересующих исследователя качеств, выявление исходных "стартовых" возможностей испытуемых.
- Формирующий этап: реализация специально разработанной методики, направленной на активное формирование заданных свойств психики.
- Контрольный этап: повторная диагностика для оценки эффективности проведенного воздействия, выявление достигнутой динамики изменений.
Сравнивая результаты констатирующего и контрольного срезов, исследователь может сделать обоснованный вывод о результативности примененного метода формирующего воздействия.
Достоинства и ограничения
Главное достоинство формирующего эксперимента это возможность проследить реальную динамику интересующего исследователя процесса, в отличие от констатации уже свершившихся фактов. Кроме того, формирующий эксперимент позволяет выявить причинно-следственные связи и закономерности изучаемого явления.
Вместе с тем, этот метод имеет и определенные ограничения. В частности, существуют этические ограничения при проведении подобных экспериментов с участием людей. Недопустимо формирование социально-опасных и деструктивных качеств личности. Кроме того, формирующий эксперимент требует больших временных и организационных затрат.